Основное число грузов, которые приходится перевозить по автомобильным дорогам на большие расстояния, не являются неделимыми. То есть их можно отгружать в произвольном объеме: 1 т, 10 или 20 т. Это означает, что грузоподъемность автомобилей, которые используются для перевозки этих грузов, может иметь любое значение. На практике она выбирается исходя из экономической рентабельности. Всегда стоит задача подобрать транспорт такой грузоподъемности, которая позволяет максимально сократить затраты на перевозку. На сегодняшний день таким транспортом стали автопоезда.

Автопоезда могут состоять из грузового автомобиля и прицепа или даже двух прицепов. Однако сейчас такая конфигурация применяется редко, гораздо чаще пользуются седельным тягачом и полуприцепом. В этом случае получается сразу несколько преимуществ:

Лучшая управляемость, что означает высокий уровень безопасности в движении. - Возможность перевозить длинномерные грузы, например, металлопрокат. Это связанно с тем, что допустимая длина полуприцепа намного больше длины прицепа. - Ведущие колеса тягача лучше прижимаются к дороге. Для этого используется вес перевозимого груза, так как седельная сцепка расположена над мостами. Хорошее прижатие колес ведущих мостов к дороге увеличивает силу тяги. - Можно при маневрировании на площадке двигаться задним ходом. Это необходимо, когда надо точно установить грузовую платформу, чтобы пути погрузки были минимальными. С обычным прицепом такое трудновыполнимо.

Из недостатков следует отметить нескольку меньшую грузоподъемность. Автопоезд с двумя обычными прицепами сможет перевезти около 50 т груза и более. На один полуприцеп нагрузить столько нельзя. Однако правила дорожного движения часто запрещают такие перевозки, так что этот недостаток считать существенным нельзя.

Для повышения рентабельности в промышленности очень важна унификация. К транспортной сфере это тоже относится в полной мере. Поэтому автопоезда составляются их полуприцепов и тягачей. Сам тягач является унифицированным элементом, а вот гораздо более дешевый полуприцеп может быть специализированным: цистерна, самосвальный кузов, ну а самым универсальным считается бортовой полуприцеп. Именно ботовая платформа с различными тентами используется для перевозки основного числа штучных коммерческих товаров. Остальные типы полуприцепов нужны только в том случае, если товар неупакован, например, насыпной или наливной или же требует специальных условий, например температурного режима.

Для перевозки полуприцепов используются седельные тягачи. Когда ведется продажа тягачей, то учитываются их те параметры, которые наиболее важны для перевозок. Главный из них - масса буксируемого полуприцепа. Обычно она превышает массу самого тягача более чем в два раза. Чтобы при таком соотношении масс у автопоезда была хорошая управляемость, необходимо увеличить нагрузку на седельное сцепное устройство. Как правило, это треть или четверть массы всего полуприцепа. Однако тут очень многое зависит от специфики конструкции. Если полуприцеп имеет три оси, а тягач одну ведущую ось, то он принимает на себя только четверть нагрузки или ещё меньше. Если же наоборот, задняя тележка тягача имеет два моста, а полуприцеп только одну или две оси, то на седельную сцепку приходится половина массы прицепа.

Вертикальная ось сцепного устройства устанавливается точно над ведущим мостом или между ними, если имеется тележка из двух мостов. Пневматическая подвеска позволяет мгновенно скорректировать положение кузова при подсоединении груженого полуприцепа. Сами полуприцепы оборудуются пневмо-рессорной подвеской. При этом рессоры принимают на себя сухой вес, а пневматические баллоны подкачиваются в зависимости от нагрузки. Ход подвески обычно небольшой. Делать его большим нельзя, иначе сильно пострадает устойчивость на поворотах.

Производители полуприцепов и тягачей обычно разные. Распространенны полуприцепы Кельберг (Kelberg), Grunwald, ТОНАР, SCHMITZ, При этом они унифицированы и могут использоваться с тягачами любой марки, лишь бы были соблюдены параметры допустимой массы.

Наши новые статьи:

Новый Пежо Партнер – постоянный спутник активных людей