Всё. Марти МакФлай прилетел. Сумасшествие в социальных сетях в очередной раз подтвердило –Роберту Земекису удалось создать франшизу, которая изменила если не мир, то целое поколение зрителей.

Что и как, кому достались все лавры и как все начиналось

Сюжет фильмов пересказывать я не буду, т.к. их видел каждый, а те, кто еще не успел, в ближайшее время обязательно исправят это упущение.

Лучше расскажу немного о создателях проекта и его предыстории, тем более, Роберт Земекис недавно был в Москве. Его история - прекрасный пример реализации свои желаний вопреки желаниям окружающих. Режиссёр родился в рабочей, верующей семье и единственными его отдушинами были телевидение и 8-мм камера, на которую он с друзьями снимал любительские картины. Увлечение стало профессией: Земекис поступил в кинематографический университет Южной Калифорнии. Это было осуществление мечты, которая не покидала его с просмотра «Бонни и Клайда». Там он познакомился со своим будущим другом и соавтором Бобом Гейлом. Объединила их любовь к «простому» кинематографу, в отличие от остальных высоколобых учащихся, обсуждающих классиков и популярную тогда «французскую новую волну». Земекис и Гейл хотели создавать картины, которые может посмотреть и понять кто угодно. Добившись аудиенции у Стивена Спилберга, молодой автор смог впечатлить режиссера своим рвением. Один будущий классик взял другого под свое крыло, спродюсировал первые картины Роберта: трилогию «Назад в будущее» и «Кто поставил кролика Роджера».

В дальнейшем Земекис и Гейл написали еще уйму сценариев, но мало какие из них добирались до съемочной площадки, а их идея о героях, которые будут путешествовать во времени, и вовсе была на начальной стадии отвергнута всеми студиями Голливуда. Многими десятилетиями позже такие же сложности возникнут у братьев Вачовски с «Матрицей», у Кристофера Нолана с «Началом», и это только самые известные примеры. Безработица прекратилась, когда Земекиса нашел тогда еще больше продюсер, а не актер Майкл Дуглас, которому нужен был ремесленник. Чтобы создать из женского бульварного романа настоящий аттракцион. Продюсеры ожидали провала «Романа с камнем» и даже уволили режиссера на стадии монтажа. Но прокатные успехи, картина окупилась более десяти раз, и любовь зрителей сделали свое дело. Режиссеру наконец-таки выдали карт-бланш, и он с головой ушел в подготовительный процесс проекта «Назад в будущее».

Создание шедевра на все времена

Еще в конце 70-ых у Земекиса и Гейла проходили мозговые штурмы, один из которых закончился историей о пареньке, который оказывается то в прошлом, то в будущем, и исправляет семейные проблемы. Студии не хотели спонсировать проект, который казался им по синопсису слишком детским. А компания «Disney» не одобряла идею из-за «любовной» линии между мамой и сыном. Работа над сценарием продолжалась не один год. Первый драфт был готов к осени 1980 года. Ещё через восемь месяцев авторы закончили вторую версию. В ней герои перемещались во времени, используя холодильник. От идеи быстро отказались, боясь, что примеру героев последуют маленькие зрители. Только в четвёртой версии сценарий приобрел все знакомые нам сюжетные линии. В итоге проект взяла компания «Universal Pictures», но авторы должны были внести в сюжет массу исправлений, которые включали даже изменение названия. Ситуацию спас Стивен Спилберг, написавший письмо главе студии, которое помогло все урегулировать.

Земекис с самого начала хотел, чтобы главную роль сыграл Майкл Джей Фокс. Режиссер считал, что актеру даже не придется ничего играть. Майкл был очень похож по характеру и поведению на своего героя. Однако его не отпустили создатели сериала, в котором на тот момент снимался актер. На роль Марти был утверждён Эрик Штольц. Но Земекис уволил актёра после пяти недель съемок из-за того, что тот был слишком серьезен, будто играл в театре. К этому времени, волею случая, Фокс нашёл «окно», чтобы участвовать в съемках. Но его график был очень жестким. На телевидении с 10 до 18 часов, а затем на съёмочную площадку «Назад в будущее», работая там до 2.30 часов. Для меня стало открытием, что Джей Фокс не умел играть на гитаре, а то, что все мы видели в итоге - это обманка для зрителей. Так же знатоки утверждают, что некоторые сцены со Штольцем все-таки вошли в окончательный вариант картины, но создатели уже и сами не могут подтвердить, правда ли это.

На роль Дока Брауна одно время планировалось пригласить Джона Литгоу или Джеффа Голдблюма, но актеры были заняты. И зрителям несказанно повезло, роль досталась Кристоферу Ллойду, который создал идеальный образ сумасшедшего ученого. Интересно, что на съемки его уговорила супруга. Так часто бывает с эпохальными ролями.

Съёмки длились 100 дней, и студия перенесла выпуск картины в прокат с мая на август. Тут не верили ни в то, что создатели успеют доделать фильм, ни в его коммерческий потенциал. Однако первые тест-просмотры показали настоящий зрительский восторг, и выход в прокат назначили на уик-энд Дня Независимости, до сих пор считающимся одним из самых успешных в году. Для того, чтобы успеть доделать картину, съемочная группа работала в 2-3 смены. Мало кто знает, но над спецэффектами для трилогии работала студия «ILM», основанная Джорджем Лукасом.

Земекису казалось, что картина провалится, Майкл Джей Фокс не мог участвовать в рекламной компании, т.к. был занят на других съемках, да и студия не особо горела желанием продвигать картину. Тем не менее, фильм 11 недель продержался на первой строчке в бокс-офисе, чего сейчас не может повторить уже никто. Общие сборы составили чуть менее 400 млн. долларов. Картина вошла в список 10 лучших фильмов года, по мнению многих критиков. А Рональд Рейган, на тот момент президент США, цитировал картину в своих речах. Фильм получил премию «Оскар» за лучший монтаж звука и множество других номинаций.

Привет, продолжения!

Сценарист Боб Гейл, пока его друг Роберт Земекис был занят на съемках, успел написать сюжет для двух продолжений. Снимали их вместе, точно так же, как потом будет делать Питер Джексон со своими проектами «Властелин колец» и «Хоббит». А еще в «Назад в будущее 2» дебютировал Элайджа Вуд. В продолжение отказались сниматься Криспин Гловер и Клаудия Уэллс, из-за чего пришлось существенно переработать сюжет и даже переснять финал первой картины. При этом история героев осталась неразрывно связанной с первой частью.

Съемки начались спустя пять лет после премьеры первой картины, потому что Земекис был занят на съемках «Кто подставил кролика Роджера», и проходили в гораздо более приятных условиях, т.к. все примерно представляли, во что они ввязываются. Большая часть бюджета, как было сделано и с первой частью, окупилась за счет продактплейсмента. А Майклу Джею Фоксу дали отыграть большинство своих родственников в будущем, благодаря чему он смог показать свои актерские способности. Пожалуй, самым сложным оказалось построить будущее и синхронизировать все прыжки из настоящего в будущее и снова в прошлое. Говорят, у Земекиса и Гейла была куча листочков с записями, с помощью которых они и не путались во всех этих прыжках. Филигранную работу для проекта проделала компания «ILM», которой пришлось чуть ли не революцию устроить для 1989 года.

«Назад в будущее 2» вышел в прокат в конце ноября 1989 года. Но сборы не смогли даже приблизиться к тем, что собрала первая часть. Мнения зрителей и критиков на этот раз тоже были более сдержанными, как и награды, которые в основном вручались за спецэффекты.

Скорость выхода третьей картины даже для Америки стал рекордом: фильм появился в прокате через полгода после релиза второй части. Авторы решили отправить Марти спасать Дока в глубокое прошлое. Идея так понравилась кинематографистам, что ей через пять лет воспользовался Сэм Рейми и снял вестерн «Быстрый и мертвый», который, правда, не пользовался должным вниманием публики, но с течением времени тоже стал культовым. Общее количество времени, потраченного на съемки продолжений, составило примерно 11 месяцев с небольшим перерывом в несколько недель. В этой картине Майкл Джей Фокс мог погибнуть: никто не проверил веревку, на которой был повешен актер, но его успели спасти. А Кристофер Ллойд впервые за карьеру поцеловался на большом экране, в 51 год. Съемочная группа полностью построила Хилл Вэлли, а большего всего времени заняла сцена с поездом. Место спецэффектов заняли каскадеры. А авторы посчитали, что все истории, которые они хотели рассказать зрителям о МакФлае, закончились, поэтому третья часть в основном посвящена Доку.

Картину выпустили в прокат в конце мая 1990 года, в начале летнего блокбастерного сезона. Но прокату фильма это не помогло. В США проект собрал малую долю того, что доставалось его предшественникам. А критики и зрители отнеслись к картине неоднозначно. Тем не менее, фильм умудрилась отхватить несколько второстепенных наград.

Наше время

Прошли десятилетия, а франшиза все разрастается. «Назад в будущее» были посвящены комиксы, мультсериалы и игры. Многие считали за честь упомянуть эту великую трилогию. Авторы «Симпсонов», «Гриффинов» с большой любовью вспоминали сюжеты картины. А Сет МакФарлейн смог затащить Кристофера Ллойда вместе с его машиной в свою картину «Миллион способов потерять голову», лучше от этого провальный проект, правда, не стал.

Благодаря чувству юмора, меры и тому, как Земекис и Гейлс, обошлись с героями и зрителями, позволили «Назад в будущее» стать одной из культовеших трилогий в истории кино. Им удалось воткнуть в свои фильмы столько киношуток и скрытых цитат, что они, как и самые преданные поклонники франшизы, до сих пор пересчитывают их, но никто так и не может назвать их точное количество. А т.к. в эту киноманскую игру включились актеры, вся съемочная группа и продюсеры, это можно признать одним из величайших розыгрышей в истории кино.

«Назад в будущее» стал единственным проектом в карьере Роберта Земекиса, к которому он лично писал и снимал продолжения. Стоит отметить и то, что на новости о грядущем ремейке режиссер отреагировал молниеносно, попросив не делать этого, т.к. вряд ли кто-то сможет снять что-то хотя бы сравнимое с оригинальной историей.

В этом году проекту «Назад в будущее» исполняется тридцать лет. Мне до сих пор очень жаль, что я видел трилогию только по телевизору. Ведь это именно те картины, которые нужно, наравне с работами Скорсезе, Копполы и Скотта, смотреть только на большом экране. Их создавали именно под этот формат, а значит глубину и идеи авторов можно разглядеть только в кинозале.

Кинотеатр «Пионер» дает такую возможность в рамках своего проекта «Наконец-то в кино». 21, 24 и 25 октября трилогия вернется на большие экраны, как всегда в режиссерской версии и на языке оригинала. Причём не только в Москве. А что мы, поклонники фантастики, ещё можем сделать для людей, которые посвятили свою жизнь, созданию подобных шедевров. Конечно же, прийти в кинотеатр и увидеть любимые с детства моменты, только в этот раз на огромном экране и в компании преданных кинозрителей, которые как и я ждали подобной возможности.