(с) Дмитрий Елагин

Крайне почитаемый в довольно узких кинематографических и зрительских кругах Рустам Хамдамов ворвался на ММКФ после семи лет тишины с невероятным фильмом «Мешок без дна» и сразу же получил армию новых поклонников. Посмотрев лишь одну его киноленту, совершенно не важно какую, сразу понимаешь, почему он так любим. «Мешок без дна» просто не оставляет шансов зрителю и крадёт его сердце с самых первых секунд. Многие уже на начальных титрах будут заинтригованы, увидев, что в основу картины легло известное произведение «Ворота Расёмон» Рюноскэ Акугавы, по которому Акира Куросава в своё время снял один из шедевров мирового кинематографа «Расёмон».

Жанр
Драма
Страна
Россия
Режиссер
Рустам Хамдамов
Сценарист
Рустам Хамдамов, Рюноскэ Акутагава
Оператор
Петр Духовской, Тим Лобов
Продюсер
Андрей Кончаловский, Любовь Обминянная, Рустам Хамдамов
В ролях
Светлана Немоляева, Сергей Колтаков, Елена Морозова, Андрей Кузичев, Кирилл Плетнёв, Евгений Ткачук, Анна Михалкова, Алла Демидова, Феликс Антипов, Илзе Лиепа
Премьера в РФ
2017

Конечно, любопытно сравнить то, как два мастера визуализируют одно и тоже литературное произведение, но знание первоисточника и фильма Куросавы не обязательно для понимания картины Хамдамова, так как он не снимал экранизацию и его не интересует история убийства, его интересует зритель и игра с ним. Режиссёр берёт образы, которые могут быть не знакомы напрямую каждому человеку, и вставляет их в свой фильм, обращаясь при этом к генетической памяти смотрящего. То есть Хамдамов в своей работе прячет огромное количество метафор, которые так или иначе заставят мозг каждого человека среагировать на их.

«Мешок без дна» полностью соответствует своему названию, как бы это банально не звучало. История об убийстве царевича служит лишь предлогом для огромного разнообразия образов, которые Рустам Хамдамов создаёт в своём произведении. Акцент на образность всего происходящего становится понятен с первых минут, когда в одном мире соединяются царевич с царевной, фрейлина, князь и витязь, грибы-гимнасты и человек в костюме медведя. Время и пространство смешиваются в кино-миксере, действие фильма происходит где-то, но не в нашем мире. Фрейлина рассказывает князю историю об убитом царевиче, параллельно этому втыкает свой бумажный нос в гобелен и спрашивает у грибов-гимнастов, так что же происходит на самом деле, кто же убийца. И непонятно, убийство ещё только вершится или нет, и где, и было ли оно вообще - всё покрыто туманом фраз и странных намёков.

Как и в шедевре Куросавы, в «Мешке» есть все ключевые действующие герои: разбойник, старая ведьма (прорицатель), царевна (жена самурая), третья сторона в лице фрейлины и князя (дровосек, крестьянин и монах), но если у Куросавы все герои очень чётко прописаны, то у Рустама Хамдамова только фрейлина и князь кажутся хоть сколько-то осязаемыми люди и поэтому стягивают одеяло зрительского внимания на себя. Они яркие и громкие, они звучны в отличие от витязя, царевича и царевны, они живые по-настоящему, так как максимально близки к нашему миру, и они тоже наблюдают за историей. Мир «Мешка без дна» делится на два: мир фрейлины с князем и мир царевича, разбойника и царевны. Один наблюдает за вторым, следит за ним, пытается понять его и себя через него, да и просто играется, как играется зритель во время просмотра. Второй же – это серьёзный мир образов, перетекающих друг в друга, больше похожий на выдержку из немого кинематографа, который так нравится и Хамдамову, и Куросаве.

Как я и говорил выше, фильмы Рустама Хамдамова и Акиры Куросавы сильно похожи, но при этом в «Мешке без дна» многие моменты полностью противоположно показаны и переосмыслены. Фраза, которую говорит жена самурая в «Расёмоне» о том, что она пыталась утопиться, превращается в целый эпизод у Хамдамова. Царевна по центру озера медленно погружается в воду и одновременно возносится в небеса из-за отражения в воде, а рядом с ней женщина раскачивает лодку, пренебрегая всем известным советом. И так с каждым эпизодом: переосмыслен, покрыт аллюзиями и шутками, известными каждому русскому человеку. История царевича и царевны во многом напоминает содержание русской былины об Иване Годиновиче, а кадры из фильма прямо списаны с картин Врубеля и других русских лубочных художников.

Но лучше, чем Рустам Хамдамов, никто не может описать его шедевр. Фрейлина пересказывает князю восточную сказку о мешке без дна, взятую из сборника Шехерезады. Сказку о том, как два простолюдина доказывают судье, кто из них является владельцем мешка. Каждый наполнял мешок различными вещами, которые просто физически не могут в него уместиться: дворцами, богатствами и всякой мелочью. А когда судья развязал мешок, то на его дне оказался лимон, хлеб, маслины и сыр. Кинолента Рустама Хамдамова - абсолютный «Мешок без дна», который каждый может попытаться открыть и заглянуть внутрь. Но совершенно точно паёк, хранящийся внутри этого кино-мешка, будет куда богаче.