Звуковое кино изобрели не для того, чтобы молчать (с)

Одна из самых заманчивых программ Московского международного кинофестиваля - 8 1/2 фильмов: в ней собирают картины, уже нашумевшие в мире на других смотрах, но ещё не дошедшие до российского проката. В них создатели открыто разговаривают со зрителями на непростые темы и вспоминают о тех, кто боролся с системой ради других. Лента «Молодой Годар» Мишеля Хазанавичуса рассказывает об одном из самых необычных и интересных представителей французской Новой волны - режиссёре Жан-Люке Годаре, который пытался сделать наш мир лучше, забрасывая ради этого даже кино.

Жанр
Драма, биография, комедия
Страна
Франция
Режиссер
Мишель Хазанавичус
Сценарист
Анн Вяземски, Мишель Хазанавичус
Оператор
Гийом Шиффман
Продюсер
Флоренс Гастауд, Мишель Хазанавичус, Риад Саттуф
В ролях
Луи Гаррель, Стэйси Мартин, Беренис Бежо, Миша Лекот, Грегори Гадебуа др.
Премьера в РФ
16 ноября 2017

Анна Вяземский и Жан-Люк Годар познакомились на пробах. Он искал актрису для своей новой картины «Китаянка», а она искала способ самовыражения. А в итоге они нашли друг друга. Дальше были счастливые дни, путешествия, пресс-конференции, пикеты, проблемы… Но вот чего в их общей жизни точно не было, так это скуки.

«Молодой Годар» - это восторг и любовь с первых кадров. Хазанавичус продолжает после оскароносного «Артиста» влюблять зрителей в кино. Он постоянно экспериментирует с видеорядом, отдавая дань уважения творчеству Годара. Экран то заливается красками, то становится черно-белым, сюжет фиксируется то документальной камерой, то изысканно художественной, со штатива. Такое впечатление, что Хазанавичус со своим оператором Гийомом Шиффманом пытаются воссоздать все стили, в которых работал Годар: от классического постановочного до экспериментального, подвижно-разноцветного. А все лозунги, которыми забита голова главного героя, повторяются на каждой стене, встреченной персонажами картины. Нельзя не упомянуть и об ироничных насмешках, как над временем, когда жили герои, так и над самими участниками кинопроцесса. Например, в сцене с обнажёнкой в кадре Луи Гаррель, сыгравший Годара, сам себя называет посредственным актером. Да и сам жанр байопика тоже подвергается высмеиванию.

Это настоящее киноманское кино со своим восприятием мира и попыткой выразить себя, показав зрителям одного из лучших авторов своего времени. Это и попытка честного разговора со зрителями, который основывается на воспоминаниях Анны Вяземски: она помогала Хазанавичусу в написании сценария. Да, здесь присутствует субъективизм, публика с легкостью начинает ненавидеть зарвавшегося режиссера, но быстро отходит и проникается к нему всей душой. А еще легкой издевкой над аудиторией можно назвать сцены в кинотеатрах, ведь выходит, что зрители наблюдают сами за собой.

Главная пара проекта – Луи Гаррель, лучше всего известный зрителям по картине «Мечтатели» Бертолуччи, полностью преобразился, «облысел», стал шепелявить и очень удивил, сыграв совершенно нетипичного для себя героя, не рокового красавца. Стэйси Мартин из «Нимфоманки» Триера здесь тоже показывают со новых сторон. Без обязательного оголения не обошлось. Но в «Годаре» у актрисы в качестве примера был человек, чью жизнь она проживает на экране. Её персонаж скорее оттеняет гениальность и иррациональность главного героя, а переживать за нее получается лучше, чем за кого бы то ни было еще. Ведь она самый живой, понятный и адекватный персонаж.

Правда, к середине фильм приобретает слишком яркий политический оттенок, а потом и вовсе уходит в драматическое пике, и это действительно усложняет процесс восприятия истории. Но ближе к финалу Хазанавичус выправляет линию настроения и заканчивает фильм на высокой ноте. А главное, что после «Молодого Годара» очень тянет посмотреть классику, в особенности фильмы самого Жан-Люка и его друзей из Новой волны.