Московская презентация нового кинотеатрального проекта Opera HD прошла более, чем тихо. Нас на первой трансляции было всего человек 10-15. И самой компании предстоит немалый труд впереди, чтобы люди не ассоциировали их проект с другим, уже раскрученным, Theatre HD. Но задел для этого есть. Во-первых, это эксклюзивный выбор театра. Все трансляции только из Royal Opera House - Лондонского Королевского Оперного театра. Того самого, в Конвент-Гардене. Из этого проистекает во-вторых, высочайшее качество постановок и исполнения. Можно влюбиться в голос или пластику отдельного артиста, и отдать своё сердце этому далёкому театру навсегда. Ну, и в третьих, премьеры и только премьеры. 6 опер и 6 балетов, которые Opera HD планирует показать за свой первый сезон в России, это исключительно новые или возобновлённые постановки Royal Opera House. Отдельным бонусом стоит назвать прямые трансляции: некоторые постановки российские зрители смогут оценить одновременно с гостями Лондона. Если этого мало, тогда читайте дальше мои впечатления от посещения оперы «Норма» Винченцо Беллини в кино.

«Норма» - это та самая опера-бельканто, из которой абсолютно все знают одну единственную, но божественно прекрасную арию каватину «Casta Diva». Лично для меня стало открытием, что эта ария исполняется практически в первой же сцене первого акта. Обычно такие шедевры композиторы приберегают для катарсиса героинь. Но когда опера уже посмотрена целиком, становится понятно: «Casta Diva» - это и есть кульминация в жизни самой жрицы Нормы. Это её прощание с мирной жизнью, последние ноты, которые она споёт с торжественным спокойствием, взлетая на музыкальные высоты на крыльях журавлей, а не каркающих беду воронов. И в такт её пению над сценой раскачивается гигантское кадило, больше похожее на маятник часов, которые вот-вот остановятся навсегда.

«Норма» - это история падшей галльской верховной жрицы. Она полюбила римского проконсула Поллиона, тайно родила от него двоих детей, но продолжала служить друидам. Пока её возлюбленный не решил сбежать в Рим с её помощницей Адальджизой. Предательство Поллиона открывает в Норме эмоции невероятной силы и почти доводят её до крайности - убийства детей. Но внезапно вспыхнувшее восстание друидов против римских центурионов заставляет Норму вспомнить о её священном долге. Она сознаётся в грехопадении и приносит себя в жертву своим богам.

В своё время итальянский композитор Винченцо Беллини не стал изменять традициям бельканто и заимствовать для «Нормы» музыкальные темы у кельтов. В 2016 году каталонский режиссер-постановщик Алекс Олье тоже решил не делать акцент на галльской культуре и перенёс действе «Нормы» в условную современность. Он увидел сверхсмысл оперы - две противоборствующие стороны одинаково фанатичны в своих поступках. Это произведение о крайностях, а Норма - символ той разрушительной силы, которая преследует любой фанатизм. Постановка Royal Opera House рассказывает историю о битве клерикалов со светской властью. Сцена от пола до потолка утыкана распятиями, словно колючими кустами терновника, а Норма и её друиды носят похожие на католические одеяния костюмы с фантазийным орнаментом, в котором лишь внимательный рассмотрит хитросплетение крестов. Тогда как Поллион с его друг Флавий одеты в дорогие итальянские костюмы.

В данном случае современное прочтение не мешает воспринимать тот условный мир, в котором живут герои «Нормы». А вот с восприятием исполнителей пришлось потрудиться. И не только мне. В зале сидели и более интеллигентные зрительницы, которые не смогли сдержать смех, когда на Адальджизу показали крупным планом.

Это, пожалуй, и есть самый спорный момент в трансляциях мировых театральных шедевров. Когда мы, зрители, сидим в зале, пусть даже на самых лучших местах в партере, мы всё равно не видим в подробностях лиц артистов. Мы можем только догадываться, что выдающееся меццо-сопрано Соня Ганасси уже не так молода, как её героиня. Но если образ создан правильно, то из театрального зрительного зала этот диссонанс будет не слишком заметен. Трансляция оперы в кинотеатре предполагает настоящее погружение внутрь сценического пространства. И, увы, нам в подробностях предлагают рассмотреть и не всегда приятную мимику оперных певцов, и их отнюдь не голливудскую внешность, и из возраст. Барьер преодолевается за считанные секунды, стоит только исполнителям зазвучать и вырвать нас из визуальной реальности в тот астральный мир, где существуют только музыка и голос. Но всё же он есть.

В «Норме» самой спорной сценой из-за возможности укрупнения стал дуэт Нормы и Адальджизы, Сони Йончевой и Сони Ганасси. Верховная жрица заметно моложе своей прислужницы, которая в исповедальном порыве склонила ей голову на грудь. Пришлось ненадолго закрыть глаза, чтобы избавиться от неуместной в этом эпизоде насмешки.

Кстати, выбор на роль Нормы болгарской певицы Сони Йончевой без преувеличения можно назвать точнейшим попаданием. Из всех слышанных мною версий «Casta Diva» её была больше всех похожа на молитву верховной жрицы. Твёрдую в намерениях и одновременно смиренную перед лицом богини Луны. А та лёгкость, с которой Йончева берёт высоты партии Нормы и выводит рулады бельканто, подтверждает её статус одного из лучших сопрано в мире.

Важная составляющая всех трансляций Opera HD - интервью с исполнителями главных ролей, постановщиком и дирижёров перед началом спектакля и в антракте. Безусловная звезда этих интервью в «Норме» - дирижёр Антонио Паппано. Он буквально захлебывается от удовольствия рассказывать об этой опере и за своим роялем разбирает творение Беллини на составляющие. Вот кусочек, как у Шопена, вот фрагмент, как у Чайковского, вот тут было похоже на Моцарта… и таким образом дирижёр доказывает гениальность «Нормы», которая, по его мнению, является симбиозом всех высоко ценимых классических музыкальных стилей.

Думаю, все статьи о проектах, подобных Opera HD, заканчиваются одинаково. Что в наш век, когда поход в театр стал неподъемной финансовой ношей, эти трансляции - спасение нашего культурного уровня. И что это глоток свежего воздуха среди засилия голливудской кинопродукции. Я не могу сказать, что я не согласна с этими громкими заявлениями. Но для меня трансляции опер, балетов и драматических спектаклей в кинотеатре - это не просто способ экономно окультуриться. Это возможность увидеть, как два столь ценимых мною вида искусства оказываются способными существовать в одном пространстве. Это возможность проникнуть на лучшие театральные площадки мира, которые режиссёр трансляции покажет мне с киноманской любовью. Кто-то может сказать, что транслировать театр в кино - это значит упростить, принизить этот высокий вид. Но я этого недостатка не вижу. Доступность мировой театральной классики (проект Opera HD представлен в Москве, Екатеринбурге, Казани, Калининграде, Самаре, Сургуте, Реутове) - это утоление той самой давней жажды, с которой мы в детстве заслушивали пластинки с любимыми произведениями в мечте однажды услышать эти арии вживую. А ещё Opera HD возвращает своим зрителям давно забытое чувство, когда поход в кино становился событием.

Показы спектаклей Королевского Оперного Театра начнутся в субботу, 5 ноября 2016 года, одновременно во всех городах, премьерной постановкой оперы Винченцо Беллини «Норма».Начало в 15:00.