Когда мы перестаём смотреть мультфильмы? Я имею в виду детские короткометражные мультики, которые, уверена, до сих пор крутят и с рамках утреннего вещания, и в «Спокойной ночи, малыши». На смену им пришли полнометражные проекты от выдающихся студий. И вот мы идём на очередной проект от студии Disney добровольно после работы, ждём искромётных шуток, которые войдут в нашу речь, а дети, сидящие с нами в одном зале нас раздражают. Хорошо, меня раздражают.

Нам хочется (хорошо, мне хочется), чтобы мультфильмы взрослели вместе со мной. Мы с удовольствием поругиваем современную детскую анимацию, приговаривая: А вот у нас был «Винни-Пух» и «Ну, погоди!». Вот для таких ворчунов, как я, наверное, и существует прокатная версия «Oscar Shorts Анимация». Номинанты на премию «Оскар» и те работы, которые не смогли преодолеть порог longlist

Сам факт наличия номинации «Лучшиий короткометражный анимационный фильм» говорит о том, что этим мини-работам в киномире придают большое значение. Постоянный участник церемонии - студия Pixar, например, на коротких метрах выращивает своих будущих выдающихся режиссёров. Или наоборот дарит право выпустить авторское анимационные высказывание, как награду за многолетний верный труд на благо мультяшной корпорации. Этот год не стал исключением.

Суперкоманда Саджая, режиссер Санджай Патель

Необычная работа, смешавшая в себе сразу несколько художественных стилей, предваряла в прокате фильм «Хороший динозавр». То есть из всей программы Oscar Shorts этот мультфильм самый известный. Свои мысли о том, как современная комикс-культура заменяет детям культуру классическую, Санджай Патель доносит в лёгкой и яркой форме. Он предлагает индийским богам стать супергероями. Конечно, исключительно в голове одного неусидчивого мальчика. На глазах у зрителей привычная голливудская картинка сменяется индийским мультфильмом. Вы когда-нибудь видели индийский мультфильм? Режиссёр переплетает культурные коды и взрывает экран буйством красок, как будто в традициях праздника Холи Мела. А потом оставляет перепачканных цветным порошком зрителей в раздумьях: неужели культурный космополитизм неизбежен?

Но я слишком серьёзна. «Суперкоманда Санджая» - это в первую очередь честная и добрая мини-биография самого режиссёра. Нам же всем иногда хочется поделиться тем, что творится у нас в головах. А у режиссеров анимации есть возможность это всё нарисовать.

Вот Корделл Баркер тоже засовывает зрителя в свою голову, точнее в свои воспоминания об одном уроке биологи…

Если бы я был Богом…, режиссёр Корнелл Баркер

Подростка Корделла мир, безусловно, интересует. Но именно в тот год, в тот день, его мысли были заняты миловидной одноклассницей. А не лягушкой, которую ему положили на стол для препарирования. Хотя, постойте, может эту лягушку можно ещё оживить? Вот же, лапка сокращается от тока… И фантазии Корделла уносят зрителей в сюрреалистичный мир внутри подростковой головы.

Пожалуй, этот мульт был бы не менее интересным, чем «Суперкоманда», если бы не кукольная и откровенно страшноватая анимацимя. Помните «Семейку монстров»? Вот ещё страшнее. В смысле, неприятнее, непригляднее. И может подростком режиссер действительно видел мир вот таким уродливым. Но смотреть всё же хочется на эстетичную картинку.

Раз уж зашла речь о страшном, безоговорочная победа в этой номинации у фильма…

Мир будущего, режиссер Дон Херцфельд

Сделанная в духе детского рисунка, лента пытается говорить со зрителем об очень серьезных вещах. О цифровом будущем, где человечности не осталось вовсе. 4-летняя Эмили знакомится с собой, точнее со своим клоном в третьем поколении, и совершает путешествие по миру, который мы собственноручно ведём к тотальной оцифровке, аутернету. Пожалуй, лишённая красивостей форма анимации оправдана. Ведь чтобы вслушаться и понять угрожающую речь взрослой Эмили, нужно не отвлекаться на пейзажи. Вслушаться, вчитаться (все фильмы идут на языке оригинала с субтитрами), и всё равно остаться с массой вопросов. Обещанные в описании социальная сатира и романтическая история не воспринимаются так легко, как мне по-зрительски хотелось бы. Смешно стало при втором просмотре. А при первом «Мир будущего» показался уродливой и трагической драмой. Очевидно нужной, но совершенно несмотрибельной.

Тем более, когда внутри одного альманаха есть другой пример «взрослого» мультфильма.

Мы не можем жить без космоса, режиссёр Константин Бронзит

Щемящая, практически до слёз, история о дружбе двух космонавтов тоже нарисована не «по-голливудски». Но почему-то при этом её не хочется промотать, будь в кинотеатре такая возможность. Квадратные персонажи на экране выглядят живее самих зрителей. А метафоры понятны без единого слова. Лента Константина Бронзита совершенно молчалива. Все смыслы режиссёр заложил в каждое движение своих героев. А музыка, похожая на ту, которую посвящали космосу советские композиторы, добавляет эмоций. От мультфильма в целом веет какой-то советщиной, но со знаком плюс. Как будто Бронзит делится своей детской мечтой стать космонавтом, как Гагарин, но заключает её в оболочку взрослой грусти.

Пожалуй, только победитель «Оскара» 2016 может поспорить с российским фильмом по части эмоциональности.

История медведя, режиссёр Габриэль Осорио

По поводу этого мультфильма после вручения статуэтки не пошутил только ленивый. Тут и «медвежья» тема, которая так волновала поклонников Леонардо ди Каприо, и история о рабстве, которая гарантирует внимание киноакадемиков. Но если откинуть обиду за то, что победу не отдали безусловно достойному российскому мультфильму, «История медведя» действительно отличная работа. В сказочной форме режиссёр рассказывает по сути историю своей страны. И в монотонных звуках шарманки слышно, как капают слёзы тех, кто потерял близких в период диктатуры Пиночета.

Но вот в чём дело, если бы я не прочитала описания мультфильма, я бы не написала предыдущий абзац. Неподготовленному зрителю «История медведя» не раскроет всех секретов. Однако оставит то самое чувство грусти, ощущение потери, осознание чьей-то жестокости и, конечно, надежды на то, что в итоге все будет хорошо. Добавьте к этому красочное, эффектное визуальное решение, которое снова отправляет зрителей в кукольный мир. И уже не остается вопросов, почему именно этот фильм американские киноакадемики выбрали лучшим.

Понятно и то, почему некоторые работы не прошли в список номинантов. Французские « Короткая история мышонка и лисицы» и «Лови!» относятся к категории фильмов «понравится всем». Приятная глазу анимация и забавные, хоть и с элементами трагизма, истории про жизнь зверей в естественной среде. Можно показывать как раз в «Спокойной ночи, малыши!». Помните, когда-то мы смотрели анимацию дружественных нам стран: чешского «Крота», например. Ну, а тут приятные и в меру поучительные истории от французов.

«Лови!», надо сказать, по стилю больше напоминает работу всё тех же умельцев из Pixar. Не только анимацией, но самой историей и типом юмора. «Короткая история мышонка и лисицы» тоже претендует на международность. Но её едва уловимое сходство с недавним номинантом на «Оскар» «Эрнест и Селестина» выдаёт происхождение мультфильма.

Точно так же яркими географическими признаками обладает фильм «Самый одинокий светофор» режиссера Билла Плимптона. Пусть вас не обманывает небрежная графика, которой вы не ждёте от Голливуда. Этот светофор точно висит в США. Его жизнь - как иллюстрация жизни самих американцев. Когда большой город может заставить ощущать свою никчёмность, а секундная слава вскружить голову. Скажете, так и в России бывает? Но в этом и суть всех потенциальных оскаровских лауреатов: быть универсальными, не теряя своей индивидуальности. Кстати, светофор тоже разобрался со своими проблемами всего за каких-то 6 минут на экране.

А завершает подборку Oscar Shorts самый уморительный мультфильм этой программы.

Спящая красавица от бабушки Гримм, режиссер Ники Филан

Этот фильм похож на автобиографию. И на признание в любви от режиссёра к своей странной бабуле. Чью своеобразность можно оценить лишь во взрослом возрасте, когда слово «ирония» приобретает в голове конкретное значение. Переосмысление «Спящей красавицы» бабушкой Гримм действительно напугает любого ребёнка. А мне хотелось аплодировать стоя этой рассерженной пожилой женщине, странным образом похожей на деда из «Вверх!». Вкратце, бабушка Гримм недовольна тем, что она стареет, а сказки внушают её юному внуку, что молодость и красота - главная ценность в жизни. Поэтому злая и, конечно, старая фея в «Спящей красавице» внезапно оказывается непобедимым персонажем.

У меня даже детей нет, не то что внуков. Но такой ответ пропаганде от современного глянца лично мне по душе. В конце концов, не будь я взрослой, я бы не смогла оценить шутки бабушки Гримм, да и всю программу Oscar Shorts в целом. А так, рекомендую.

Единственное, чего лично мне не хватило в этой подборке - пятого номинанта на "Оскар". Анимационную ленту "Prologue", кажется, видели только её создатели и американские киноакадемики. А по тому единственному кадру, который я нашла, это должен быть красивый мультфильм.