Он создает новые миры, чтобы выразить отношение к реальности (с)

Иногда встречается такой тип режиссеров, которых просто невозможно понять. Ты смотришь их фильмы, читаешь о них, пытаешься как-то анализировать их работу, но ничего не помогает, они так и остаются для тебя чистым листом. Тем более если судишь о них только по поздним проектам, а ранние, в расчет не берешь. Именно таким человеком для меня стал Ричард Линклейтер. Я знал о том, что его боготворят критики, но при этом не всегда понимают зрители, и не всем удается «распробовать» его работы. Поэтому я с большим интересом посмотрел документальный фильм о нем, который помог наконец-таки открыть мне глаза на философию работы одного из самых выдающихся режиссеров нашего времени.

Жанр
Документалка
Страна
США
Режиссер
Луис Блэк, Карен Бернштейн
Оператор
Дэвид Лэйтон
Композитор
Грэхэм Рейнольдс
Продюсер
Карен Бернштейн, Алан Берг, Луис Блэк
В ролях
Патриция Аркетт, Джек Блэк, Эллар Колтрейн, Жюли Дельпи, Джонатан Демме и др.
Премьера в РФ
12 июля 2017

Даже начальные титры «Мечта это судьба» кинематографичны настолько, насколько это только возможно. Зрителей забрасывают в процесс создания любой кинокартины: они становятся невольными участниками процесса съемки и монтажа. А вот сам фильм «Ричард Линклейтер» построен по канону: он начинается с рассказа о ранних годах и доходит до современности, охватив главные события в жизни режиссёра, победы и поражения, которые пришлось ему пережить. Стиль повествования выбран самый наипростейший. Сама разносторонняя фигура режиссера позволяет сделать материал интересным: с одинаковой тщательностью они беседуют со съёмочными группами Линклейтера, погружаются в архивы и выуживают оттуда такие материалы, которые могут заинтересовать не только новичков, но и самых преданных и давно знакомых с биографией режиссера зрителей.

Родители Ричарда развелись, и ему пришлось переехать в небольшой городок – Остин, где в итоге и прошло детство режиссера. Он постоянно чему-то учился, просто не мог остановиться, отдавая предпочтение спорту и чтению. Линклейтер с ранних лет понял, что станет либо игроком, либо писателем. Но обнаруженная у него аритмия перечеркнула спортивное будущее, поэтому он все свое свободное время уделять чтению и просмотру кино. А когда понял, что этого ему мало, стал изучать драматургию и снимать свои первые эксперименты. Нашел группу единомышленников, которые и стали его первой съемочной группой. Он, в отличие от многих, не стал искать деньги или перебираться в городок побольше, а снимал свое кино прямо в Остине.

Так появился «Бездельник», который неожиданно «выстрелил», а сам Ричард стал голосом поколения X, отразившим в своей картине дух времени. Фильм нашел дорогу к зрителям, его расхваливали критики, и всё это проложило дорогу для реализации новых проектов, которые Линклейтер уже вынашивал в голове. Студии наперебой предлагали ему контракты, но он продолжал снимать свое кино, хотя уже и с бюджетом, но на своих условиях. Поэтому после окончания съемок эти картины обычно оставались без какой-либо продюсерской помощи, т.к. не понятно было, что с ними делать дальше. А Линклейтер искал все новые способы самовыражения, обрабатывал изображение, менял звуковые решения и сюжеты.

Переходным моментом для него стала трилогия «Перед …» растянувшаяся на восемнадцать лет. Никто и не подозревал, что история знакомства американца и француженки так зацепит зрителей, вкладываться в диалоговый проект попросту было рисково. Но Линклейтер и его актеры продолжали работать над сценарием, отрабатывали все сцены, доказывая тем самым, что в них стоит поверить. Франшиза быстро стала культовой для зрителей и классикой для мирового кинематографа.

После чего наступила очередь «Отрочества». Ричард ходил по студиям, пытаясь объяснить свою задумку. Он хотел в течение длительного времени следить за жизнью героев и их изменения. Мало кому это было понятно, но выход картины в прокат и дальнейшее множество номинаций фильма расставили все по своим местам, укрепив позиции Линклейтера в мировом кинематографе.

А тот после «Отрочества» уединился на купленной им когда-то земле, где построил дом и проводит время со своими учениками, начав все с начала. Ведь для постановщика главное - свобода и отсутствие «надзирателей» вокруг. Ему не важны деньги и награды, на жизнь ему хватает, а остальное нужно только для съемок. Как он признаётся в картине, Ричард давно осознал, что Голливуд – фабрика звезд, работающая без рисков и мечты, поэтому их пути в итоге разошлись.

Документальный фильм собран из интервью с самим постановщиком, его актерами, съемочной группой, архивных материалов, множества сцен из его кинокартин и цифровых вариантов его дневников и аудиозаписей. Причем надо отметить, что большинство этих материалов нигде не публиковалось и массовая аудитория не была с ними не знакома. Этот факт настраивает зрителей на особое внимание к «Мечте»: раз уж сам Линклейтер позволил съёмочной группе экранизировать свой архив.

«Мечта это судьба» - признание в любви к Линклейтеру с разъяснениями, кто он такой, чего он хотел, хочет и добился. Это попытка встать рядом с постановщиком, чтобы взглянуть на киноискусство его глазами. Разобраться, как устроено мышление самого некоммерческого режиссера Голливуда нашего времени, который не играет по правилам, делает все по-своему, так, как ему кажется правильным, но остаётся интересным публике профессиональной, и массовой. Как персонаж, он очаровывает, а главное, что делает эта документальная картина, она пробуждает желание наконец-таки познакомиться со всем творчеством Линклейтера и даже пересмотреть уже известные работы, четко понимая, как и что устроено в его творчестве.