VII NEW BRITISH FILM FESTIVAL

Если подробно изучить фильмографию одного помешанного на жанре извращенного триллера режиссера, можно подцепить от него это пагубное расстройство. И становится как-то сложно адекватно воспринимать работы других создателей в этом нездоровом жанре. Всегда, когда в новоявленной ленте речь заходит о потерянных или об одиноких персонажах, которые стремятся переиначить свое однообразное существование каким-то ненормальным путем, то, само собой, напрашивается сравнение с мрачными шедеврами Дэвида Финчера. Именно у этого американского постановщика получается показывать таких отрешенных и мало приятных личностей с подкупающей зрителей стороны. Так, что в их еще не испорченные и не изнасилованные мысли начинает прокрадываться идея о равнодушие и о разобщенности человечества. Такая параллель возникла и при просмотре британского триллера “Туманные отношения” режиссера Майкла Леннокса. Он подружил зрителей с самодовольным писателем Сэнди Даффи и его навязчивым поклонником Робертом, работающим охранником в супермаркете. Правда, как бы это странновато ни звучало, взаимосвязь двух этих однозначно финчеровских типажей демонстрируется в неожиданной, нефинчероевской форме.

На самом деле Майкл Леннокс – между прочим дебютант в полнометражном кино – очень близко подобрался к пессимистической стилистике той же “Исчезнувшей” и “Социальной сети”, но, чтобы не портить свои туманные отношения с обожателями мэтра, Леннокс добавил в свою работу предостаточно тонкой английской издевки. Это самое главное, что отличает “Туманные отношения” от любой из десяти основных картин Финчера, - призрачное остроумие, которое заметно, например, при аналогии центральных героев с домашней змеей и её омертвелым “кормом”. Или же в символической сцене создания “талисманов дружбы” из медных пенсов, расплющенных на рельсах под колесами головного вагона, хотя между Робертом и Сэнди нет никакой братского союза или же даже приятельства. Есть только маниакальное преследование боготворимого кумира на почве абсолютного помешательства.

Сначала может показаться, что докучливый Роберт, изображенный на экране тем самым актером из ричевского “Большого куша” Стивеном Грэмом, ведет хорошо спланированную и великолепно поставленную игру. Примерно такую же, какую организовал для Майкла Дугласа в ирреальном фильме “Игра” 1997 года Шон Пенн. Но “Туманные отношения” – это отнюдь не безобидный квест, который ты последовательно проходишь вместе с ведущим актером Конлентом Хиллом, а в конце тебя ждет победная бутылка шампанского. Здесь нетривиальная история от сценаристов Джона Кейрнса и Майкла МакКартни окутывает зрителя мглой, из которой без подсказок выбраться действительно очень проблематично. Расплывчатые характеры Роберта и Сэнди до кульминационной развязки настолько тщательно скрываются за колоритными поступками своих персонажей, что финальный кадр всего повествования действует как огромный вентилятор, рассеивающий всю изначальную недосказанность авторов.

"Туманные отношения" - это название сразу двух произведений: фильма и романа, благодаря которому герой Сэнди Даффи стал телевизионной знаменитостью. Очевидно, что непроглядный туман - это ключевая метафора всей жизни писателя. В книге он маленький мальчик, потерявшийся в серой завесе. В фильме - подросший одиночка, чья жизнь окутана туманом уже осознанным. И не надо быть каким-то уж совсем насмотренным профессионалом, чтобы понять задумку постановщика: столкнуть вроде бы внятного и адекватного персонажа с психопатической личностью, а в озадачивающей концовке поставить диагноз об их, в общем-то, схожести. Возможно, Майкл Леннокс действительно является Финчером Соединенного Королевства, который может однажды своими работами превзойти внутренний смысл “Бойцовского клуба”. Ну, а пока его единственный кинематографический анализ, возможно, был лучшим из всех представленных на 17-ом фестивале Нового британского кино в этом году… Хотя мне так и не довелось посмотреть “Я, Дэниэл Блэйк”.

Оценка TenStars 9 из 10 Грандиозно