Московский кинофестиваль открывает новые имена кинематографистов, фильмы, которые вы обойдёте в онлайне даже в бессмысленный вечер. А лично для меня он открывает и новых авторов. Дмитрий Елагин, студент факультета киноведения ВГИКа, бросил себе настоящий вызов и написал отзыв на самую странную картину ММКФ, которую я видела в этом году.

Жанр комедия, драма

Страна Нидерланды, Норвегия

Режиссер Дан Баккер

Сценарист Дан Баккер

Композитор Брам Мейндерсма, Христиан Вербек

Оператор Робби Ван Брюссел

В ролях Ноэл Кёлен, Джулио Д’Анна, Томас Аске Берг

Год 2017

Фильмы бывают разными: сложными или понятными, яркими или однотонными, завораживающими или сухими. Каждая картина имеет свой ключ, который на экране спрятал режиссёр. «Время для жизни» – это дверь о пяти замках - пяти новеллах. Каждая чувствуется по-своему: иронично-кислая, воздушно-пресная, реалистично-солёная, жестко-острая и нежно-сладкая.

Первый замок сразу же вводит в ступор, так как зритель наблюдает на экране лишь разноцветные точки, которые будут вибрировать и издавать уникальные звуки (каждый звук будет сопровождаться субтитрами). Эта часть фильма рассказывает историю Коэна, который идёт на семейный ужин и знает, что его будет там ждать. Он знает, что напичкает себя ветчиной и молоком. Знает, что ему будет сначала «сладко», потом «плохо». Точка воспринимается, как человек, мозг сам завершает работу по созданию образа Коэна и других людей, основываясь только на звуках и субтитрах к ним – это является ключом к пониманию первой части.

Во второй части фильма зритель не услышит голосов героев, на экране будут опять будут субтитры. История о фотографе Стефане, который вспоминает своё прошлое и пытается запечатлеть некоторые моменты из него. Зритель всё видит издалека, наблюдает за всем то с высоты нескольких метров, то из окна дома, потому слышит лишь некоторые звуки. То, что говорят герои, передается через субтитры, заставляя зрителя сыграть в другую игру, отличную от первой. В этот раз ничто не помогает додумать образ персонажей. Главное «оружие» против зрителя в этом отрывке – это фотографии и субтитры. Чёрно-белые снимки как никогда создают ощущение чего-то абсолютно мёртвого, полностью безжизненного существа, а белые полупрозрачные буквы, возникающие и исчезающие, только усиливают эффект.

Третья история - фантастика о социопате Кьелле, который считает, что его ненависть к окружающим возникла после того, как воспитательница из детского сада ударила его по попе. И он возвращается в прошлое, чтобы исправить его. Само повествование, в котором нет особых ухищрений, подталкивает зрителя к тому, что он тоже в некоторой степени Кьелл, что его проблемы «сейчас» не изменить в прошлом.

В четвертый раз режиссёр нас знакомит с Карелом, которого в детстве похитили инопланетяне и вернули домой уже взрослым. Старая мать учит его простым навыкам: нюхать, есть и т.д. Весь фильм играет музыка, никто из героев не произносит ни звука. Карелу пытаются сделать операцию, чтобы убрать странный нарост - кусок плоти со ртом. Во время операции человек умирает, а рот остаётся. Отросток становится новым Карелом. Ключ к этому замку состоит в том, что рот умеет издавать звуки. Благодаря этому он становится наиболее живым существом данного отрывка.

Финальная история о Джеффе. Ему предстоит знакомство с ближайшими родственниками подруги. Эта история понятна и знакома каждому: ты пытаешься понравиться, но всё получается, как всегда. Однако Джеффу удаётся влюбить в себя всех, когда он перестаёт стараться и показывает настоящего себя. Хотя рекомендации найти правильный подход в каждому члену семьи новелла не отменяет. Именно на истории, где герой в финале выходит победителем, закрывает «Время для жизни».

Интересно, что данный фильм является первой полнометражной работой режиссёра Дана Баккера. И его неопытность в создании полнометражных картин выдает композиционное решение, которое и является спорным моментом этого проекта. Если первая часть ленты вся интригует своим изобретательным решением, то вторая уже поддерживает интригу лишь пару минут: смотреть почти статичные изображения под звуки природы и читать субтитры трудно назвать увлекательным. Третья же новелла вызывает довольно смешанные чувства, так как с одной стороны смешно, с другой грустно.

Четвертый отрывок, в отличие от первого, привлекает не только своим аудиовизуальным оформлением, но и идеей. Финальный аккорд всего фильма максимально точен и конкретен: именно он объясняет всё ранее увиденное, разговаривая с тем зрителем, кто добрался до финала, на простом языке, без излишеств. Призыв к началу жить прямо сейчас и совет, что через труд и терпение, только через красную вибрирующую точку, можно добиться своего.