Оторвались, но не причалили (с)

У молодых российских кинематографистов не так много возможностей заявить о себе. Для производства и продвижения любого кино нужны деньги и продюсер. И тут продюсерский центр «ВГИК-Дебют» выглядит как один из самых очевидных вариантов. Одна сложность – нужно быть выпускником упомянутого вуза, кроме того, чтобы быть талантливым и полным творческих идей. Деньги дебютантам достаются может быть и небольшие, зато есть возможность на льготных условиях использовать ресурсы Мосфильма или в крайнем случае попросить у продюсеров дополнительную поддержку. Сейчас в производство запущен очередной полнометражный проект молодой компании - картина «Звезды».

В отличие от первой работы компании «ВГИК-Дебют», фантастической драмы Рустама Ильясова «Вакантна жизнь шеф-повара», или рок-н-ролльного роудмуви Ивана Шахназарова, которое уже скоро выйдет на экраны, этот проект выделяется острым социальным реализмом. Режиссер Александр Новиков-Янгинов рассказывает историю о жизни интеллигентного русского учителя из Узбекистана, которого обстоятельства вынуждают отправиться на заработки в Россию: так срочно нужны деньги на лечение дочери. Герою предстоит либо переступить через свою гордость, честь и совесть, либо предать семью. Ведь здесь он - эмигрант, а с ними у русских разговор короткий.

Попав в мало кому доступный уголок киноискусства, я отправился в 11-й павильон, где уже должны были начаться подготовительные работы к основной сцене на сегодня. По сюжету у героев уже наступила ночь, и я попал в плохо освещенное помещение, т.к. весь основной свет был выключен для создания ночного антуража. Познакомившись с режиссером Александром Новиковым-Янгиновым и его ассистентами, я отправился изучать площадку. В центре выстроена комната, в которой расположились двое – главный герой по прозвищу Гагарин, потому что он родился в год первого полета человека в космос, и мальчик, которого он обучает чтению. Сцена короткая, но по словам Виктора Сухорукова, исполнителя главной роли, очень важная для всего проекта. В ней через отношения взрослого и ребенка раскрывается вся современная ситуация в отношениях между приезжими и теми, кто живет в этом месте не одно поколение.

В перерывах между съемками у Виктора Ивановича несколько раз брали интервью, в каждом из которых он подчеркивает, что для него «Звезды»- один из немногих проектов, из-за которых он готов оставить на время театр и полностью погрузиться в съемочный процесс. Здесь до сих пор актуальная тема гастарбайтеров перекликается с тоской авторов по обычной человеческой душевности: понимать и помогать тем, кто отправился на заработки в другой город или страну у нас как-то не принято. Расположения к проекту со стороны актёра добавляет позиция создателей: им не интересно выплескивать грязь или как-то саркастично высказываться на тему трудовых мигрантов, они хотят достучаться до как можно большего количества зрителей и, возможно, как-то повлиять на сложившуюся ситуацию.

Виктор Иванович постоянно следит за своим молодым партнером, подсказывает, как лучше повернуться или сесть. После крика «Стоп!» и окончания съемочного дня Сухоруков не торопится уходить со съемочной площадки, он с улыбкой общается с прессой и фотографируется со всеми желающими. Когда же он все-таки исчезает за дверями павильона, на площадке появляется продюсер Федор Попов, с которым мне удалось немного пообщаться. Он рассказал, что их команда тщательно отбирает каждый проект, государство выделяет деньги всего лишь на один фильм в год. Зато у Попова есть возможность наблюдать будущих режиссеров с самого начала, ведь он преподает во ВГИКе и знает о каждой их постановке, учебной или коммерческой. Ищет же продюсер не просто интересных, умных и талантливых режиссеров, а людей, которым есть что сказать. Так, например, Александр Новиков-Янгинов отличается от стандартных сценаристов тем, что он пишет свои сюжеты не за пару минут, а проживает со своими героями целые жизни.

Во время обеденного перерыва наступило время интервью с самим режиссёром-дебютантом. Александр рассказал, что «Звезды» сравнивают как с «Дураком» Юрия Быкова, так и с голливудской драмеди «Сыграть в ящик» Роба Райнера. Сам же режиссер всегда вспоминает свою любимую картину «Достучаться до небес» и проводит аналогии с выражением «смех сквозь слезы»: странные люди в кадре, обыденные ситуации на экране, неожиданные происшествия на площадке, которые идеально вписываются в общую концепцию - в общем-то, из этого всего и выстраиваются «Звезды».

Александр не заставляет актеров четко двигаться по сценарию, наоборот, он большой любитель импровизаций и случайностей. Когда только начинался подготовительный процесс и велись переговоры с Виктором Сухоруковым, режиссёр частенько вносил изменения в сюжет после каждого их общения, ведь у Виктора Ивановича постоянно находились какие-то принципы или высказывания, которые, по словам режиссера, просто нельзя было не внести в окончательный вариант сценария. Все равно сюжет, по словам создателей, меняется как минимум три раза во время создания: во время подготовки, съемок и монтажа.

После возвращения команды на площадку начались длительные подготовительные работы к новой сцене – сну Гагарина, который приходит к нему в только что отснятой сцене. Оказалось, что даже такое, казалось бы, по синопсису простое кино не обходится без спецэффектов, в данном случае огня и хромакея, с помощью которого создатели дорисуют сцену и придадут истории объема. Скрупулезность создателей завораживает: пока строители переделывают декорации, художники расставляют бутафорию, а режиссер с оператором катаются по рельсам, специально выложенными для камеры, чтобы понять, каким образом лучше всего вписать в кадр будущую сцену.

Когда я стал собираться, за моей спиной на площадке разгорался огонь, актеры бесстрашно смотрели в кадр, а создатели кричали, что сцена получается гениальной, и продолжали.

С таким отношением к своему делу и гостям на своей съёмочной площадке кинематографистов можно лишь похвалить и поблагодарить. И пожелать «Звёздам» успешной фестивальной и прокатной судьбы, чтобы у зрителей была возможность познакомиться с этой непростой, реалистичной историей о человеке, который остается человечным в любых жизненных ситуациях.