Смешно вспоминать, но письмо нашего шеф-редактора поставило меня в тупик. Их и так всегда очень страшно получать, именно в них содержатся задания на всю предстоящую неделю. А задумка с рубрикой «Любимчики» и вовсе заставила меня пережить эмоции, которые я давненько не испытывал. Я впал в ступор, когда пришлось выбрать одного человека из огромной массы актёров.

В итоге решил, пусть это будет тот, чьи фильмы постоянно всплывают у меня в голове, когда я пытаюсь вспомнить, что посмотрел за последние лет десять. Пол Беттани – человек, за карьерой и фильмами которого я неустанно слежу и стараюсь не пропускать ни одного его проекта. Забегу вперед и не буду останавливаться на первых девяти его картинах. По большей части это были театральные постановки, телевизионные проекты или сериалы, в которых Беттани оттачивал мастерство и искал образы, с которыми он смог бы заявить о себе в полном метре. На это у него ушло почти шесть лет.

А сейчас к этому поиску добавилась ещё одна «головная боль». Не так давно в интернете презентовали трейлер к режиссёрскому дебюту Пола Беттани и вроде даже определилась дата выхода фильма в прокат. И мы решили, пора рассказать вам об этом британском альбиносе.

Начало карьеры. Как запомниться.

«Гангстер №1» заслуживает особого упоминания. Я его посмотрел не так давно, и, несмотря на то, что вышел он в начале двухтысячных, актуальности и свежести не теряет до сих пор. Картину поставил будущий создатель «Одержимости», «Счастливого числа Слевина» и нового «Шерлока» с Бенедиктом Камбербетчем, Пол МакГиган. В фильме снялись все, кто за последние двадцать лет успел появиться на английской киноземле, но все-таки главным действующим лицом здесь выступил Пол. Сыгравший отъявленного преступника кровожадного и жестокого, а также Мальком МакДауэлл, который продолжил дело Пола Беттани и изобразил главного героя уже в возрасте. Кино надолго остается в памяти как параллель «Большому кушу» Гая Ричи, вышедшему в том же году. Беттани в картине формирует образ человека с принципами, но без эмоций, жесткого и добивающегося своего любыми способами. Работу Пола отметили как английские, так и мировые критики, вручившие ему награду за лучший дебют. Именно этот фильм открыл ему дорогу в Голливуд.

После «Гангстера №1» он снялся в самом знаковом лично для меня фильме – «История рыцаря». Именно за него я и полюбил Беттани, познакомился с Хитом Леджером и понял, что музыкальную классику можно использовать как угодно, главное, чтобы это было оправдано. В «Истории рыцаря» Беттани изображает глашатая и официального представителя Уильяма Тетчера. Его речи и совершенно неполиткорректное поведение оживляют вполне статичную картинку и придают фильму необходимую легкость и должное количество юмора. При этом Беттани ни единой сценой не отнимает внимания зрительниц от Леджера, давая ему целиком и полностью отыграть образ главного героя. Да и вообще весь основной актерский состав так или иначе сумел прославиться. А музыка группы «Queen» растормошила пуританское рыцарское общество, добавив картине музыкальности.

И слава, и любовь.

В этом же году вышли хрестоматийные «Игры разума», которые принесли его создателям мировую известность, огромные для жанра сборы и 4 премии «Оскар». А еще счастье в дом Беттани: на съемках он встретил свою будущую супругу, актрису Дженнифер Коннели, с которой они и по сей день живут счастливо в браке. Удивляет одно, что Рассел Кроу получил номинацию, а Пола с ней прокатили. Ведь британский актер, играющий фантомного друга главного героя, вполне достоин её за свою тонкую и проникновенную работу. В картине замечательно подобран каждый образ, не расплакаться при просмотре просто невозможно.

Очередные два фильма мы пропускаем. Ни «День расплаты», ни «Сердце мое», несмотря на известность создателей, не запомнились и не поразили ни критиков, ни зрителей.

Ларс фон Триер пригласил Беттани в своей проект «Догвилль», из-за которого Николь Кидман получила нервный срыв. А британец получил возможность вернуться к театральным корням и сыграл на большом экране один из самых неоднозначных образов в своей карьере, вновь зарекомендовав себя в глазах критиков. Герой Пола вышел, пожалуй, самым противоречивым: его функции по сюжету меняются, меняя за собой отношение зрителей к этому персонажу. Он сам не знает, хороший он или плохой, оправдывая все содеянное тем, что герой заботился о своих ближних и об их уединенном сообществе. Именно игра на грани была отмечена критиками как самая яркая и заметная черта Беттани. Ну, не Николь же Кидман хвалить за как всегда отрабатываемый гонорар и "так уж и быть"-нахождение в кадре.

Определение характера.

Вторым проектом, сыгранным вместе с Расселом Кроу, стал «Хозяин морей: На краю Земли» - серьезное мужское кино о дружбе и чести. Беттани в очередной раз отдает первую скрипку актеру, выбранному на главную роль, при этом ему удается не раствориться на заднем плане, а крепкой рукой вести свой образ от первого появления до логической развязки" - это правильный вариант. Стоит отметить, что здесь ему чуть ли ни единственный раз за карьеру удалось сняться в костюмированной картине. Причем сыграть не нищего без единого гроша за душой, а именно сурового морского путешественника, хотя кто в этом плане может переплюнуть Кроу... Благодаря театру у Беттани появилось множество образов, которые он эксплуатирует в кино. Да, возможно, они не всегда сильно друг от друга отличаются, но Беттани умело пользуется своим талантом и харизмой. В итоге ему удается каждый раз показывать себя немного под иными углами. «Хозяин морей» - один из ярчайших примеров моим словам.

Попытка Беттани выйти на первый план оборачивается коммерческим провалом. Картина «Уимбилдон» была одобрена критиками, а вот зрители распробовали её гораздо позже. Она, как и многие, оказалась мила к столу и дома, но никак не на сеансах в кинотеатрах. Беттани как всегда блистает, на этот раз в роли запутавшегося в жизни теннисиста. Здесь он старается хохмить и играет совершенно не похожего на привычного для себя и зрителей героя. Пол старается смеяться над собой и другими персонажами, что и выделяет этот проект из остальных в его карьере. Так же здесь ему удается показать себя и с романтической стороны, что не осталось без внимания женской аудитории. Остальной актерский состав тоже впечатляет. Юмор и сама история получились довольно-таки смешными, но не более, поэтому вряд ли этот проект войдет в анналы киноистории.

Несмотря на неудачу, режиссер «Уимбилдона» Ричард Лонкрэйн взял Беттани в свой следующий проект «Огненная стена» на гораздо более колоритную роль, злодея. Как я уже успел сказать в начале статьи, такие образы Полу удаются гораздо лучше, чувствует он себя в них вольготнее и на нем не висит ответственности за весь проект в целом. Картина не очень удачно прошла в прокате, но буквально каждый критик отметил работу Беттани. Фильм еще раз подчеркнул, как актеру идут образы злодеев, запутавшихся героев. И как он при уверенном актерском ансамбле умеет растворятся в историях. Да, несомненно, Пол - характерный актер, которому нужна площадка и партнеры, чтобы можно было продемонстрировать все, на что он способен.

Блокбастер карьере не помеха

И вот мы подошли к двум основным картинам Пола Беттани, которые стали самыми мейстримовскими и известными в его карьере. «Код да Винчи» Рона Ховарда, где актер изобразил очередного убийцу – монаха-альбиноса, гоняющегося за профессором Лэнгдоном, которого сыграл Том Хэнкс. Самый большой и дорогой «одиночный», не франшизный, фильм для Беттани, не считая «Хозяина морей». Ведь тот провалился, а экранизации Дэна Брауна продолжают выходить, хоть и не регулярно, принося солидную прибыль. Да, звезд с неба картина не хватает, но является довольно-таки точной и качественной кинокопией романа. По поводу выбора на роль именно Беттани теперь уже сложно судить, слишком уж он подходил на описанного Брауном монаха по фактуре. Сам актер называет этот образ забавным, Ведь он ему дался минимальными усилиями. Блондин с выжженными почти до белесого волосами, худой и способный показать свою внешность отталкивающей. Оставалось только отыграть все страдания и злоключения монаха.

А вот попадание во второй проект и вовсе означает полное финансовое благополучие семьи Беттани-Конноли на годы. Фильм под названием «Железный человек» долгое время и до проката в целом воспринимался как крайне спорный и скорее всего провальный проект. Но после его появления на экранах в мире на одну кинозвезду стало больше – Роберт Дауни мл. А Беттани, озвучивающий компьютер Джарвис, получил возможность наблюдать за развитием отрасли экранизации комиксов из-за угла и спокойно участвовать в других, менее значимых и почти неприбыльных картинах, зато так нужных ему для реализации своих актерских амбиций.

«Тайная жизнь пчел», «Происхождение», «Молодая Виктория» - кто сейчас вспомнит о них и тем более сможет внятно рассказать, о чем были эти картины. Примечательным из этого списка можно назвать разве что "Происхождение", где Беттани и Коннели показали, что даже будучи счастливой парой вполне способны убедительно играть конфликт на экране.

«Чернильное сердце» - еще одна попытка создания очередной детской франшизы из серии популярных книг. Чудный актерский состав, возглавляемый Бренданом Фрейзером и Энди Серкисом, причем последний здесь в человеческом обличье, что совершенная редкость в наше время. Беттани играет глотателя огня, самого драматически верно сыгранного персонажа. Он здесь и сердце, и душа проекта, хоть и появляется не так, чтобы часто. Но сборы и непонимание со стороны тех, кто не был знаком с оригинальной книгой, похоронили все надежды продюсеров на продолжение.

Еще одной интересным ходом актера стало желание сыграть героя боевика или хотя бы раскачаться до соответствующего образа. «Легион» предоставил Полу такую возможность. Плохо написанный и снятый, зато со спецэффектами и Беттани в главной роли падшего ангела. Ничего существенного проект из себя не представляет, кроме того, что помог исполнить мечты Пола. Картина окупилась в прокате, за ней последовало ТВ-продолжение в виде сериала «Доминион». Но зрители и критики отворачивали носы и говорили, что больше на такое не купятся.

Дав себе небольшую передышку, Пол вернулся в студию, чтобы озвучить Джарвиса в продолжении «Железного человека». Второй фильм был прохладнее воспринят публикой, но механизм уже был запущен, да и как зрительницы могли не проникнуться этим поистине британским голосом, который так уверенно и бойко помогал своему хозяину Тони Старку.

Есть деньги - есть эксперименты

В проект «Турист» верили многие, да и не таким уж плохим он оказался. Просто от обладателя премии «Оскар» Флориана Хенкель фон Доннесмарка ожидали гораздо большего, чем просто жанровой картины без дна и отличительных черт от других подобных картин. Главные роли достались Джонни Деппу и Анджелине Джоли, они и получили по рогам за участие в столь проходном проекте. Беттани же незаметно отыграл партию инспектора, преследующего героев, получил гонорар и уехал к семье. Ему чуть ли ни единственному в этом балагане хочется верить.

Дальше от греха подальше и к критикам поближе Беттани ушел в режиссерский дебют Джей Си Чендора «Предел риска», чей каждый последующий проект ответственно и детально отсматривается как обычными зрителями, так и профессионалами. Этот же фильм номинировался на премию «Оскар» за лучший сценарий, а продвигать в Москву его приезжал Закари Куинто. Актер поразил всех собравшихся своей открытостью и чувством юмора, но что-то я отвлекся, разговор сейчас совсем не о Куинто. Картину отметили, она окупилась, а Беттани получил возможность влиться в еще один впечатляющий проект и актерский состав. За свой почти незаметный на экране образ Беттани вновь был отмечен наградой критиков.

Отдышавшись, Пол прыгнул в очередной омут, на этот раз им стал комикс про вампиров «Пастырь», и посетил Москву, занимаясь его продвижением. Тогда я еще не имел возможности проникать всюду, но уже знал некоторых людей, которые могли провести меня на красную ковровую дорожку. И что я хочу сказать, никого добродушнее и милее, чем Пол Беттани, я так за эти годы больше и не видел. Человек несколько часов раздавал автографы и фотографировался со всеми желающими, а потом, поднявшись ко входу кинотеатра «Октябрь» переспросил, нужен ли он еще кому-то и все ли счастливы. Получив отрицательный ответ, актер вернулся к толпе фанатов и «работал» с ними до тех пор, пока не осталось желающих получить от него хоть что-то. После такого финта я еще больше стал уважать этого профессионала. А картина мне понравилась, хоть и провалилась везде, где только могла. После неё сухопарый англичанин Беттани позабыл о своей физической подготовке на долгие годы.

Следующие два проекта Пол не вылезает из студии, даря через голос программе Джарвис максимум человеческих черт в «Мстителях» и «Железном человеке 3». Картины принесли невероятную прибыль, хотя рокот критиков и зрителей слышен был все сильнее. С Беттани перезаключают контракт и вносят туда пункт, о котором он еще не в курсе. А мы хорошо понимаем, что зрители и его дети будут в восторге, когда Пол войдёт в состав супергероев и наконец-таки появится в картине «Marvel» физически.

Между делом по миру выходит триллер «Кровь» с дуэтом Пола Беттани и Марка Стронга. Их участие - единственное спасение проекта, т.к. остальные создатели не доглядели, и картина вышла недотянутой и скучной.

Лучший на втором плане

Вновь непонятный проект в фильмографии Пола – «Превосходство», режиссером которой выступил оператор Кристофера Нолана, Уолли Пфистер. Картина вышла неплохой, но слишком уж её ждали и делали высокие ставки. Актеры перемещаются, в том числе и Беттани, по экрану и вроде бы что-то происходит, но вот кино заканчивается, и удивленные зрители выходят из зала. А что это такое было? Такими же были сборы и мнения всех, кому удалось посмотреть «Превосходство».

«Мордекай» должен был, по мнению Дэвида Кеппа, вернуть кинопублику интерес к очаровательному прошлому. Фильм не вышел в России, потому что валютная нестабильность подкрепилась оглушительным провалом «Мордекай» по миру. Депп вновь жутко переигрывал, в сценарии не было ничего, за что можно было зацепиться, а книга, которую взяли в основу фильма, и вовсе была не смешной и бессюжетной. Одна радость для зрителей - в картине принял участие Пол Беттани. Его недалекий, но физически сильный персонаж буквально вырывал у капитана Джека Воробья первенство во всех совместных сценах. Но это не помогло, картина ничего не собрала и была просто проигнорирована большинством потенциальных зрителей.

Главным на данный момент успешным, карьерным и зрительским проектом Пола стала «Эра Альтрона». Тот самый новый пункт в договоре с "Marvel" - заметная и выигрышная роль робота-андроида Вижна. Как минимум новое поколение зрителей будет ассоциировать Беттани именно с этим персонажем, и дальнейшую свою карьеру актёру придется выстраивать, оборачиваясь на будущую череду блокбастеров. Впереди нас уже ждет «Гражданская война/Раскол мстителей/Противостояние».

Последним проектом актера, совсем недавно вышедшим на российские экраны, стала «Легенда». С текстом Стаса можно ознакомиться здесь. Картина, конечно, стала абсолютным бенефисом Тома Харди, чего и следовало ожидать. Но режиссер Брайан Хелгеленд не забыл и о человеке, который сделал «Историю рыцаря» тем, что мы до сих пор любим и пересматриваем. Несмотря на то, что роль у Пола совсем крошечная, он создает вполне себе работоспособный образ гангстера тех лет. Я до финальных титров ждал его возвращения в историю, но так больше и не дождался. Видимо, график актера совершеннейшим образом не позволял Беттани оставаться на площадке ни минутой больше.

Что ждать

Удивительно, но у Пола не так много фильмов, как можно было бы предположить. На данный момент их насчитывается чуть меньше пятидесяти. А ощущение такое, будто бы я всю жизнь прожил, смотря его проекты, и выходили они так часто, что я все еще досматриваю пропущенные. К 44 годам он успел поработать и кинорежиссером: его дебютом стала картина «Убежище», в которой снялись его супруга Дженнифер Коннели и партнер по «Мстителям» Энтони Макки. Фильм датируется 2014 годом, был показан на трех международных фестивалях, славы и успеха не снискал и пропал с радаров. Но пока статья готовилась к выходу, в сети появился трейлер картины.

Его просмотр дает понять, что зрители увидят полноценную мелодраму, очень хочется верить, проникновенную и эмоциональную. Появление видеоматериалов говорит о том, что создатели как минимум думают о выпуске его в прокат, хотя бы за границей. Значит, когда-нибудь мы его все-таки увидим. Жаль, что камео или небольшая роль самого Беттани так и не подтверждена, зато мы сможем посмотреть на то, как он сумел поработать, находясь по другую сторону камеры. Поэтому преданным ценителям его таланта стоит ждать не только возвращения звездной команды «Мстителей», но и камерного проекта под управлением актера.