Точную дату возникновения термина «гангстер» не подскажет вам даже самая известная онлайн-энциклопедия, называя лишь период пика его популярности и прочного закрепления в отношении лиц с криминальными наклонностями. И само собой, Голливуд не мог обойти стороной столь благодатную тематику, тут же запустив ее в оборот, тем самым создав жанр гангстерского кино. Иначе никак, ведь всё то, что ореолом окружало много лет назад и продолжает окружать сейчас представителей противозаконного образа жизни — деньги, красивая жизнь на грани со смертью, погони и стрельба, — так и просится на широкий экран. Неудивительно, что тема пользуется успехом и поныне, а в свое время позволяла зарабатывать бандитам на фильмах, снятых о них самих на их же деньги, с ними же в главных ролях (впрочем, последнее замечание отчасти справедливо и поныне). Как и другие жанры, гангстерское кино имеет свои столпы, на которые так или иначе кинопроизводители опираются до сих пор.

Все лучшие фильмы по другим жанрам смотрите здесь

Фильмы о гангстерах: классика жанра

alt

В одном из фильмов Гая Ричи четыре парня сидели и мирно обсуждали вопрос сбыта запрещенных веществ. «"Лицо со шрамом", — сказал один. — Если хочешь работать с наркотиками, тебе нужно смотреть "Лицо со шрамом"». Конечно, сложно не согласиться с данным мнением, но ограничиваться одной лентой в вопросе ознакомления со столь массивным пластом культуры не стоит. Поэтому предлагаю рассмотреть краткий список самых знаковых и по совместительству самых популярных полнометражных фильмов, так или иначе касающихся темы красиво одетых ребят с тяжелым взглядом и оружием за пазухой.

«Крестный отец 2»

alt

Да, знаю. На этом месте практически во всех рейтингах / хит-парадах и иже с ними стоит оригинальная лента. Но всё же именно вторая часть потребовала от создателей намного больших усилий, изворотливости и таланта. Ведь снять культовое кино — одно дело, а вот развить успех и предъявить на суд публике вторую часть, да так, чтоб не уступала оригиналу — много сложнее. Первый фильм задал уровень настолько высокий, что у команды, создававшей продолжение, было два выхода — либо не браться за это дело вообще, либо подчиниться олимпийскому девизу. К нашей с вами радости Фрэнсис Форд Коппола пошел второй дорогой.
Вторая часть может похвастаться не только тем, что продолжила историю семьи Корлеоне, но и тем, что рассказала о событиях, которые случились до возвращения титульного персонажа с войны, и даже до его рождения.

Но сильнее всего выделяет фильм эволюция персонажей. Всё, что случилось в прошлом, так или иначе влияет на происходящее во второй части — будь то флешбек или события оригинала.
Майкл, уже далеко не преемник, делающий хоть и уверенные, но всё же первые самостоятельные шаги в семейном бизнесе, его сестра — уже не несчастная невеста, братья Том и Фредо тоже носят печать случившихся событий. Стройная, четкая линия повествования, которая не спорит с оригиналом, а только дополняет его историей становления главы семейства, отдавшего Богу душу в оригинале.

alt

Фильм всё такой же неспешный, всё так же прочно опирается на продуманную историю и всё так же стильно ее рассказывает, с полным знанием дела. И получается, что единственный момент, в котором «Крестный отец 2» уступает своему предшественнику, — хронология появления на широких экранах.

Всё то, что так полюбилось зрителю в оригинальном фильме, присутствует и тут, только больше, масштабнее, кровавее. Да, я не опечатался, именно кровавее. Были времена, когда американский кинематограф не прятался за рейтингами, чтоб рассказать историю как можно большему кругу зрителей, показывая вместо этого всё, как есть в жизни. Коппола рассказывал, что ему приходилось жестко кромсать первый фильм на предмет красной жидкости в кадре, и всё равно студия была недовольна результатом. Принеся на проверку второй фильм, режиссер услышал в свой адрес новый упрек — мало крови. 

alt

Фильм, за который в СССР можно было отсидеть, теперь занимает почетные места во всех кинорейтингах, сердцах зрителей и на полках с носителями информации. Лента логично продолжает историю оригинала, смело и уверенно шагает тем же курсом, не меняя ни штурмана, ни команду исполнителей.

Заматеревший Пачино, очаровательная Даяна Китон, Роберт Дюваль и примкнувший к ним Де Ниро под ставшую классикой музыку Нино Рота подарят любому зрителю три с лишним часа тихого киноманского счастья и покажут, как нужно снимать сиквелы.

«Славные парни» и «Казино»

alt

И хотя объединять эти фильмы, ставя на одну позицию, — небольшое читерство, но и слишком уж разделять их рука не поднимается. Аргументация крайне проста: один режиссер, одни заглавные лицедеи, один стиль повествования и одинаковый успех у зрителя.

Впитав и преумножив опыт предыдущих работ, а также желая показать, как всё было на самом деле (а если и нет, то максимально приблизиться к жизни), Мартин Скорсезе зашел с фланга. Последним стали органы правопорядка — кому как не им известно почти всё о преступности. Сценарии фильмов, составленные по полицейским отчетам и делам ФБР, внимательны к деталям, показывают подноготную преступных группировок, но при всём этом не корчат слишком уж серьезную мину. Тут присутствует юмор, странный, порою чернушный и даже злой, но всё же это юмор. А как, по-вашему, должны шутить эти ребята, для которых шутка может запросто послужить поводом для убийства.

alt

Что же выделяет эти картины среди сотен им подобных? Во-первых, режиссура Скорсезе, благодаря которой фильм можно пересматривать с завидной регулярностью и не чувствовать возраста ленты. Ни сантиметра лишнего погонного метра пленки, ни одной ненужной сцены, и, несмотря на довольно приличный хронометраж, фильмы мистера Скорсезе очень лаконичны. Ну а стиль, отточенный «Злыми улицами», «Таксистом», «Бешеным быком», стал со временем еще более узнаваем и уважаем. Во-вторых, актерский состав. Роберт Де Ниро и Джо Пеши составили один из самых известных дуэтов в мире кино. И если в лицедействе Роберта сомнений нет ни у кого, то превратить милого коротышку Пеши в совершенно полоумного психопата, которому даже пистолет не нужен для нанесения увечий, задолго до Джейсона Борна начавшего использовать подручные предметы, будь то трубка телефона или карандаш — вот это дорогого стоит. И пусть амплуа этой пары не слишком радикально меняется в этих двух лентах — какая разница, если отыграны они с таким старанием и на таком уровне.

«Лицо со шрамом»

alt

Единственное, что оттеснило данную ленту на третье место, — это тот факт, что фильм является ремейком. Но в приличном обществе это не следует упоминать, так как именно тут проходит та тонкая, почти невидимая грань между «хорошо» и «плохо». Да, ремейк, но кому какое дело, если он снят так стильно, сильно и качественно, что затмил собою оригинал (который не очень-то уже и помнят).

Хотя, по сути, история не так уж и нова, а с точки зрения звездно-полосатой страны так и вовсе всё свое, родное, и если описать сюжет в двух словах, то ими будут: «американская мечта». Мечта эта — один из столпов Голливуда в целом и уже давно таковым является. Еще Ильф и Петров писали о том, насколько любимы истории про ребят, вышедших «из грязи в князи». От чего же фильм слывет классикой, да настолько, что и в другом кино его рекомендуют к просмотру, а количеству цитат любой классик позавидует?

alt

В свое время ходила легенда, что на премии вручения золотых статуэток «Оскар», в те времена, когда для их получения не был необходим фильм ни о войне, ни о секс-меньшинствах, рядышком сидели Брайан Де Пальма и Фрэнсис Форд Коппола. И режиссер «Крестного отца» сказал своему другу: «Знаешь, почему твой фильм ничего не получит?» — «Почему?» — удивился мистер Де Пальма. «Потому что он о них», — ответил Фрэнсис и обвел пальцем зал. Даже если это и неправда, это так красиво, что просто обязано быть ею.

История Антонио Монтаны показана честно, кроваво, без прикрас. Кубинский беженец, целеустремленно идущий вверх по лестнице успеха (по крайней мере, он точно уверен, что выбрал именно эту лестницу), буквально по трупам. Наркотики, выстрелы, бензопила, деньги, друзья, ручной тигр и вновь наркотики, деньги, шампанское. И вот именно тут может показаться, что фильм пропагандирует это всё, смакуя, предъявляя зрителю идеал, к которому нужно стремиться. Собственно, часть зрителей произносят эти претензии вслух, мол: «Качественно, стильно, ярко, но не хватит ли этого и на улицах нашего города?» 

alt

Самое главное качество «Лица со шрамом» кроется именно в этом нюансе: лента показывает историю без излишнего морализаторства. Выводы предлагается сделать самому, и финальные кадры под прославленную «Tony`s Theme» как нельзя лучше отражают двойственный характер этих самых выводов. Меж тем Тони дает свою трактовку, говоря о том, что как бы нам ни было...  на него смотреть, все бы желали хоть ненадолго побыть в его шкуре.

Перед нами не что иное как жизнеописание одного из самых известных кинопреступников, прекрасно сыгранного Аль Пачино, поставившего своего героя в один ряд с Майклом и Вито и «Славными парнями» мистера Скорсезе. И что с того, что у фильма нет наград официальных? Ведь самая главная награда — приз зрительских симпатий — уже давно у него в кармане, сонмы цитат и мемов — лишнее тому подтверждение...

И, да: если хотите работать с наркотиками, нужно хоть раз посмотреть этот фильм!

«Однажды в Америке»

alt

Модное нынче слово «сага», которое наши локализаторы прикрепляют к названиям по делу и без, тут пришлось бы как нельзя кстати. Серджио Леоне не стал мелочиться и ограничивать свое творение по какому-либо признаку, и снял действительно мощное полотно.

Почти четырехчасовой хронометраж не спеша расскажет историю о друзьях, партнерах и, чего скрывать, бандитах. Повествование никуда не будет спешить и постарается не упустить ни одной мелкой детали — будь то первая любовь, первое прибыльное дело или влияние прожитых лет на первое и второе. Можно смело заявить: рядом с Де Ниро и Вудсом в картине Леоне полноправным актером можно считать само время, и мы увидим, как всё начиналось и к чему пришло. Одним из достоинств фильма можно назвать всё то же отсутствие морализаторства —режиссер показывает всё, как оно могло бы быть на самом деле, без пафоса, мишуры и отвлекающих маневров. И в конце концов может оказаться, что всё это не важно, и пресловутый чемодан с деньгами тоже не весть какое богатство, и друзья со временем меняются, но есть у каждого свой берег, свое понимание самого дорогого, пусть даже это опиум.

alt

И если бы не небольшое жульничество с картинами Скорсезе, на этом можно было бы список и закончить, сказав что-то типа «Картина мистера Леоне подводит жирную черту в вопросе гангстерского кино, так как являет собою альманах, выжимку всего, что достиг этот жанр до него, и последователи так или иначе были вынуждены обращаться к опыту данного кино. От прошлого к современному, от дружбы к разрыву, от денег до…» 

В общем, скучно было бы, если бы что-то классическое и историческое не привлекало к себе бунтарей и людей новой эпохи, которые в желании слегка подтрунить и сделать что-то по-своему, не создали бы свою, современную классику. Так, один парень, впитав весь опыт битлов, вышел со своей группой на сцену в рваных джинсах и кедах, спел «Smells like a teen spirit». И точно так же на смену классикам в мир кино пришел парень с улыбкой маньяка и нездоровой любовью к изображению насилия и снял...

«Бешеные псы»

alt

Сколько уже было сказано об этом фильме, и сколько еще скажут. Причина одна — как и упомянутый выше Кобейн, Тарантино показал, что классика нужна только для того, чтобы, используя ее опыт, сделать что-то для своего поколения, ну и слегка побунтовать — не без этого.

Только Тарантино позволено снимать фильм про бандитов, не показывая, собственно, акт бандитизма. Всё есть: и подготовка, и подозрительные личности, собранные в одном месте с целью незаконного отъема средств, и встреча в условленном месте, — а ограбления нет. В данном случае не оно главное. Главное — оставить камеру где-то в коридоре и дать ребятам поговорить в смежном помещении. Можно еще дать Мэдсену бритву в руку, но это уже опасно, если он только взятой паузой и молчанием может сыграть любую эмоцию — что ж он с бритвой-то сделает? Да еще и под убойный саундтрек. Еще Квентину под силу залить Тима Рота кровью по самые уши или дать тому рассказать анекдот, в общем-то не дико смешной, но опять же не в анекдоте дело.

alt

Дело как раз в бандитах, в современных гангстерах. Им уже не надо одеваться «с иголочки» — сойдут и похоронные костюмы с узкими галстуками. И это только потом Бушеми вставит гвоздику в петлицу пиджака и будет ворочать миллионами — тогда он был опасным, вооруженным и слегка ненормальным мистером с цветом вместо клички. Не забыл Тарантино и о роли для себя. Опять же не совсем нормальной роли, иначе назвать разглагольствования насчет главного посыла песни Мадонны «Like a virgin» просто не получится, но кто сказал, что нужно обязательно соблюдать нормы?

Режиссер, опираясь на последний, риторический вопрос, как на девиз, творит всё что его душе угодно. Фильм, замыкающий пятерку и показавший, что кровь в фильме не атрибут, не повод завысить возрастной рейтинг — это способ выражения и неотъемлемая часть истории. И пусть последняя разрослась из краткой новеллы «Криминального чтива», бывшего тогда в проекте, но вместо одного получить два культовых фильма про бандитов — праздник для любого киномана. К Квентину Тарантино можно относиться по-разному, можно считать его творчество пустым, можно — китчем, можно считать его гением, но одно точно — он сумел снять одну из самых самобытных картин о гангстерах и показать их так, как не удавалось никому.