Если бы россиян в 90-е годы спросили, что такое комиксы, они бы наверняка ответили, что это сборник весёлых картинок про Микки Мауса и Дональда Дака. За двадцать лет познания наших людей сильно возросли, во многом благодаря росту качества экранизаций комиксов и а сними и популярности оных. Теперь все без труда можно припомнить Железного человека, Бэтмена, Халка, Спайдермена и т.д. Но есть и другие виды комиксов, и с их доходом до зрителя гораздо больше проблем. Нет, я пока не про яои, сёнен-ай или тентаклии – до этого наверное ещё пару вёдер должно утечь. По случаю выхода "Города грехов 2" мы поговорим про другие комиксы с рейтингом R, то есть жестокие картины, явно не предназначенные для детей.

Блэйд

(Blade, 1998, реж. Стивен Норрингтон)

Сюжет: Мать Блэйда в далёком прошлом покусал вампир, и он уродился получеловеком-полувампиром, бессмертным и не боящимся солнечного света, но имеющим тягу к крови. Поэтому, повзрослев, Блэйд вооружается амуницией и зачищает города от вампирской нечисти. Древний орден вампиров не на шутку перепуган, но один из них, Дикон Фрост, заготовил далеко идущие планы по порабощению людей.

Почему в топе: Когда студия Марвел в 1998 году всерьёз решила заняться экранизациями своих комиксов, для первой попытки они выбрали не членов команды Мстителей (про них уже до этого мэйджоры успели наснимать по несколько профнепригодных картин), а второстепенного супергероя – охотника на вампиров Блэйда. Мероприятие в то время и правда было рисковое. Вампиры уже успели набить оскомину (кино Джона Карпентера «Вампиры» от того же года показательно провалилось), да и супергерой-негр, то, что не каждый день увидишь (если только ты не фанат Фрэда Уильямсона и блэксплойтейшнов). Но уверенная режиссура новичка Стивена Норрингтона, который нашёл правильный баланс мистики и эффектного боевика, мощная игра Уэсли Снайпса и Стивена Дорффа, а также уверенный сценарий Дэвида Гойера, сплелись в полноценный качественный блокбастер, который как и подобает историям о вампах, был щедро сдобрен рубиловом, кровью и мертвецами (насчитано 88 жертв).

Оправданная жестокость

(А History Of Violence, 2005, реж. Дэвид Кроненберг)

Трейлер и обзоры Оправданная жестокость

Сюжет: В заведение хорошего семьянина Тома Столла заваливаются двое залётных бандитов с целью ограбления. Том в этой ситуации, неожиданно, не растерялся, и прикончил обоих с особым цинизмом. По всей округе разнёсся слух про бравого Тома. Излишнее внимание привлекает и каких-то таинственных незнакомцев, расспрашивающих Тома о Филадельфии, и называющих его Джоуи.

Почему в топе: У Дэвида Кроненберга были разные периоды в творчестве. Сначала это были натуралистичные фильмы ужасов, позже психологические триллеры, а в 2000-х Дэвид в очередной раз сменил амплуа, увлёкшись суровой реальностью. И хотя «Оправданная жестокость» и правда выглядит достаточно реалистично, на деле это экранизация криминального комикса Джона Вагнера и Винса Локка. История, не спешащая выкладывать все карты на стол, отлично завинчена и жёстко поставлена (животные инстинкты между Белло и Мортенсеном прожигают экран не хуже «Основного инстинкта»), сопутствующая ей мрачная давящая атмосфера придаёт дополнительного «твин пикса» загадочности фильма, ну а насилие – атрибут, к которому Кроненберг, всё же, прибегает неохотно (самую кровавую и садистскую бойню режиссёр оставил за кадром), но когда до этого доходит дело, то тут уж кота в мешке не спрячешь, выходит непременный фарш. Сборы у фильма были небольшие, но гильдия оценила работу мастера, отметив кино парой номинаций на Оскар и Золотой глобус.

Хранители

(Watchmen, 2009, реж. Зак Снайдер)

Трейлер и обзоры Хранители

Сюжет: Параллельная реальность. 1985 год, Никсон переизбирается на третий срок, супергерои, в своё время помогшие Штатам выиграть вьетнамскую войну, стали повседневной реальностью, и давно уже являются предметом презрения. В это самое время, кто-то убивает одного из героев лиги Хранителей. Очевидно, кто-то пытается лишний раз скомпрометировать супергероев, и один из них, Роршах, начинает собственное расследование. В обстановке, когда две великие державы СССР и США сидят на красных кнопках, время на разгадку идёт на часы, и одна ниточка начинает подозрительно вести к другой.

Почему в топе: Задумавшись над вопросом, кто такой супергерой – тайный защитник народа и демократии в стране, или психопат, выстраивающий свой мировой порядок – Алан Мур сотворил одну из вех комиксов, повлиявших на многие последующие работы в этой стези. Ну а Зак Снайдер, с одержимостью впрягшись в работу, бережно и с душой перенёс это произведение на экран. Стиль «Хранителей» довольно причудлив: это сочетание депрессивной драмы, намеренно гротескных олдскульных костюмов, и гипертрофированного насилия с отпиливанием рук, выжиганием народов огнём и кишками, свисающими с потолка. К пущей неоднозначности, Снайдер оставил кино без манипулятивной составляющей, заставив зрителей, как в комиксе, выбирать, насколько всё же правомерны действия Хранителей. Для полноценного понимания режиссёр советует не упускать из виду полную версию фильма длинною в 3 с половиной часа.

Судья Дредд 3D

(Dredd, 2012, реж. Пит Трэвис)

Трейлер и обзоры Судья Дредд 3D

Сюжет: Далёкое постапокалиптическое будущее. Вся планета выжжена солнцем и войнами. Остался один большой мегаполис Мега-сити. Однако и там всё нестабильно. На колоссальный разгул преступности правительство ввело стражей нового порядка, Судей. Один из них, бывалый судья Дредд, после очередного «разбора полётов», в обычном порядке получает хрупкого стажёра Кассандру, тем не менее, обладающую телекинетическими способностями. И первое же их совместное задание оказывается испытанием на прочность.

Почему в топе: Когда Пит Трэвис взялся заново снимать кино про Судью Дредда, персонажа комиксов Джона Вагнера и Карлоса Эскуэрры, все покрутили пальцем у виска. У нас образ Дредда неразрывно связан с Сильвестром Сталлоне (как это так, кто-то пытается его скопировать), в то время как в Америке и Слая тёплым словом не вспоминают. Фанаты уходили из кинотеатра через десять минут после того, как Дредд снимал свой шлем, что он по комиксу никогда бы не сделал (но звезду ведь нельзя не показать). Да и в целом фильм оказался крайне и крайне пафосен и слаб. А вот Трэвис не прогадал. Вернул шлем на голову своему герою (теперь Карл Урбан, в этот раз сыгравший Судью, во всеобщем почёте), снабдил картину клаустрофобическим замкнутым сюжетом, подобно «Рейду», отбросил лишнюю дурь и устроил брутально-показательный отстрел преступности (гизьзы гроздями, кровь литрами, рваные раны, отсчёт покойничков). Примечательно, что картина оказалась не обделена и женскими перформансами. Лена Хиди даёт жару в образе главной стервозины квартала Пич Триз, Мамочки, а напарница Дредда, Кассандра, поначалу кажущаяся обузой, показывает себя вполне дельным и бескомпромиссным бойцом. Кино закономерно провалилось в прокате, так как такого удачного результата никто поначалу не ожидал.

Пипец

(Kick-Ass, 2010, реж. Мэттью Вон)

Трейлер и обзоры Пипец

Сюжет: Дэйва Лизевски посещает гениально-дурацкая мысль – почему в реальном мире никто не попытался стать супергероем, которые так нужны стране. В итоге он вызывается быть первым. Дебютный спарринг с криминальными элементами оказывается не слишком удачным, и после многочисленных травм и порезов, Дэйв лишается чувствительности к боли. Мал-помалу вылазки дают свои плоды, и Дэйв попадает в поле зрения настоящих борцов с преступностью – Убивашки и Папани.

Почему в топе: Британец Мэттью Вон зарекомендовал себя как крайне толковый постановщик, способный вытянуть как криминальный фильм («Слоёные торт»), так и семейную сказку («Звёздная пыль»). Поэтому, когда черёд дошёл до более кассовой перспективы, комикса, Вон тоже отличился, адаптировав для кино довольно необычный взгляд на жанр от Марка Миллара и Джона Ромиты – графический роман «Мордобой». Являясь скорее «чёрной» комедией, основная мысль комикса была о том, можно ли быть супергероем, не имея суперспособностей и не будучи кем-то особенным. Но по ходу действия эта идея расширяется дополнительными аспектами, привнесёнными персонажем Убивашки (испорченное детство из-за отцовских амбиций, клиническая асоциальность) и антагонистами в лице мафиоза Фрэнка Д’Амико и его банды, которые ясно дают понять, что это реальный мир, и здесь льётся настоящая кровь. Несмотря на мягкий ролик, насилие в фильме ломовое, пальба не хуже чем в «Леоне», а драки кровавые, как в кикбоксинге. Ну а драматическая подложка придаёт некоторым эпизодам неподдельной мощности и трагизма (сцена спасения Папани намертво врезается в память).

Супер

(Super, 2010, реж. Джеймс Ганн)

Трейлер и обзоры Супер

Сюжет: От работника кафетерии Фрэнка уходит красавица-жена. Причём не добровольно. Уходит она к наркодиллеру Джоку, который не спускает её с иглы. Договоры с дилером и его быками ни к чему не приводят, и Фрэнк в отчаянии просит Бога об услуге. Тот подкидывает ему мысль стать супергероем. Скрывшись за придающей уверенности маской, мужик начинает готовиться дать бой.

Почему в топе: Данный фильм - точка пересечения для Джеймса Ганна, где он вроде ещё тусуется со студией Трома (в паре кадров маячит сам Ллойд Кауфман), но уже подступается к «Стражам Галактики». Тут прям сборище отсылок к нынешниму действу, от злодея Кевина Бэйкона, до второстепенных ролей, где задействованы Майкл Рукер, Грегг Генри и Натан Филлион (вот вам и Файрфлай). «Супер» - близкий к реальности стёбный комикс про крайне жалкого типчика, который, насмотревшись «Уроцукидодзи» и «Святого мстителя» (слюнтяйские телекомиксы), делает себе дурацкий костюм (весь в заплатках), и под личиной супергероя Багровая Молния борется с преступниками, прошибая всем черепа и ломая носы гаечным ключом. Сходство с «Пипцом» очевидно, и развитие событий и нелепых ситуаций себе примерно уже представляешь (это главный минус), но с другой стороны, кино Ганна тоже не лыком шито. За сумму в пятнадцать раз меньшую, Ганн умудряется снабдить своё кино не менее психологической историей, где, с одной стороны, ставится диагноз гиговским увлечениям (очень неплохо проработан образ напарницы Разряда, Вспышки, которая служит гораздо более показательным примером того, куда могут завести игры комикс-фэнов в супергероев), а с другой, тонкой линией проходит неглупая семейная драма о несовместимости людей. Ну и нельзя не обойти тёмную сторону фильма. Ганн здесь всё же ближе к своёму прошлому «Беспредельного террора», и заготовил предостаточно сюрпризов: кишечно-полостное крещение в супергерои, лузерский юмор, брутальное мерзкое насилие (планка «Пипца» спокойно перепрыгивается), игра на ассоциациях (очень часто Разряд и его помощница напоминают скорее маньяков-убийц Микки и Мэлори, нежели борцов с несправедливостью), и Лив Тайлер в образе вечно трипующей наркоманки (главное святотатство!).

Токсичный мститель

(The Toxic Avanger, 1985, реж. Ллойд Кауфман и Майкл Херц)

Сюжет: Уборщик в качалке Мэлвин Джанко так всех достал своим видом, что решившие поразвлечься бугаи опрокинули Мэлвина в бочку с мутагеном. Но Мэлвин не умирает, а превращается в стрёмного двухметрового мутанта с недюжей силой. Осознав, что не всё так плохо, Мэлвин решает навести в городе порядок, то бишь шваброй переломать преступности шею.

Почему в топе: Знаменитый хулиганский комикс студии Трома, катком прошедшийся по общей бестолковости и пафосности комикс-экранизаций (таких поделок на тот момент и правда был вагон и тележка), от задротности Питера «Спайдермена» Паркера, до сверкающего образа Супермена и расправ с преступниками. Дичайшие ситуации, убойный юмор, сногсшибающее насилие и супергерой, несмотря на свой тошнотворный вид (ага, совсем не черепашка-ниндзя), в 90-х даже обзавёдшийся собственной серий жевательной резинки. У фильма выходили ещё три продолжения, но все они вышли довольно посредственными. Хотя, это ж Трома – образец плохого вкуса.

Город грехов

(Sin City, 2005, реж. Роберт Родригес, Фрэнк Миллер и Квентин Тарантино)

Трейлер и обзоры Город грехов

Сюжет: Бэсин Сити – вечно погруженный во тьму город, где жители обречены на страдания и на бесконечную войну друг с другом. Вот три такие судьбы: Марв ищет сволочь, убившую его единственную любовь и повесившую на него убийство, Дуайт пытается спрятать тело случайно убитого копа, а детектив Хартиган выходит из-за решётки и пытается восстановить своё доброе имя, пристрелив типа, из-за которой он сел.

Почему в топе: Революционный в плане технологий фильм-альманах Роберта Родригеса, нашедшего путь к сердцу Фрэнка Миллера и его неэкранизируемому комиксу, в равной степени обладающему густой эстетикой «нуара», беспрецедентным насилием, с отсеканием рук, ног, голов и прочего, и китчевым юмором, который Роберт в 2005 году ещё умел держать в узде. Психологическая выверенность, совершенность в нюансах, идеальный баланс формы и содержания, шикарный звёздный ансамбль, умопомрачительный визуал. Всё это «Город Грехов».

Олдбой

(Oldboy, 2003, реж. Чхан Ук Пак)

Трейлер и обзоры Олдбой

Сюжет: 1988 год. По случаю трёхлетия дочери напившийся вдрабадан, бизнесмен О Дэ Су не замечает, как его похищают прямо с улицы и запирают в камере со всеми удобствами. Протесты и резанные вены делу не помогают, и так он проводит взаперти 15 лет, пока однажды его также внезапно не выпускают. Кто это сделал? За что? Теперь О Дэ Су многим перегрызёт глотки, чтоб докопаться до истины.

Почему в топе: Знаменитое кино Парк Чан Вука, завершающее его трилогию о мести (до этого были «Сочувствие к госпоже Месть» и «Сочувствие к господину Месть»). Только в данном случае первоисточник - японская манга Цутии Гарона и Минегиси Нобуаки, основанная в свою очередь на «Графе Монте-Кристо». Олдбой – это мощный сплав крепкого триллера с неожиданными сюжетными ходами, феерическим экшеном (знаменитая битва на молотках), и шокирующей вневременной ультра-жестокостью, как натуралистичной (опустим подробности), так и психологической. А досидевшим до финала зрителям откроются такие разгадки, после которых уже не отмыться.

Доберман

(Dobermann, 1998, реж. Ян Кунен)

Сюжет: Дерзкий грабитель Ян и его безудержная банда раз за разом успешно обувают банки Франции. Заловить банду беспредельщиков во что бы то ни стало пытается беспринципный комиссар Кристини, методы которого иногда вызывают оторопь.

Почему в топе: До 90-ых годов французы славились своими романтичными и очень смешными комедиями. К концу века к этим плюсам так же добавилась и удивительная жесткость в изложении. Волна, которую породили безжалостные боевики Люка Бессона, была поддержана молодым режиссёром Яном Куненом, породившим своё представление о комиксах, взявшись за экранизацию рассказов Жоэля Уассена, который здесь выступил автором сценария. Что в то время, что сейчас, сложно поверить, в какую-либо комиксную или другую основу. Кино буквально шокирует шизоидными героями и кровожадным насилием. Здесь нет героев в сверкающих доспехах, как нет и хоть сколько-то положительных лиц. Это натуральная война отморозков с фашистами, в которой, удивительно!, но всё же принимаешь определённую сторону, так как кое-какие вещи совершенно непростительны. Удивительной беспринципности кино. В главных ролях культовые актёры Венсан Кассель, Моника Беллуччи и Чеки Карио.