Нечисто что-то в N-м королевстве...

Снимать фильмы о жизни королевских дворов — дело неблагодарное. Мало кто заступится за режиссёров с их авторским видением, когда против них ополчатся историки и примкнувшие к ним. Поэтому такие картины появляются редко. Даже не каждый год. Ведь кроме тщательного изучения материала, требуются огромные средства, разрешения от замков на съёмки, массовка и выдающиеся актёры, глядя на которых зритель не усомнится, что эта персона выглядела именно так.

Особенной популярностью пользуется Елизавета I, королева Англии. Может, потому, что она действительно была выдающейся личностью в истории, а может, просто из-за того огромного количества тайн и мифов о её жизни и правлении, которые киношники так и мечтают раскрыть и разоблачить. Но я склоняюсь к первому варианту. Потому что фильмы о Елизавете I — это неизменно качественное кино с прекрасной актёрской игрой. Т.е. получается, что фильмы о выдающейся личности сами получаются весьма достойными.

Осмотрев ближайшие 20 лет кинематографа, я выделила несколько картин, которые однозначно заслуживают зрительского внимания. Только умоляю, не смотрите их с учебником истории подмышкой. А позвольте режиссёрам представить вам своё прочтение фактов давно минувших дней.

«Королева Марго»

altaltaltalt
Год:
1994
Режиссер:
Патрис Шеро

О чём фильм: Генрих Наваррский 18 августа 1572 года женился в Париже на Маргарите Валуа, известной в истории как королева Марго. Это стало кульминацией в борьбе католиков и протестантов. Через несколько дней после свадьбы произошла кровавая Варфоломеевская ночь, а следом за ней — отречение Наварры от своей веры и его заточение с женой в Лувре на несколько лет. Эту историю режиссёр Патрис Шеро рассказал через жизнь королевы Марго, распутной, но отважной. А за основу взял роман Александра Дюма «Королева Марго».

В чём фишка: Поскольку доподлинно мы не можем знать, как складывались взаимоотношения Генриха Наваррского и его жены, то можно предположить, что Марго действительно сторонилась своего вынужденного мужа. В первую брачную ночь Маргарита договаривается с Генрихом стать союзниками по установлению мира, но сама отправляется искать приключений с другим мужчиной. Им становится случайно приехавший в Париж дворянин по имени Ла Моль. Позже Марго спасает ему жизнь, когда во время ночной резни Ла Моль вваливается к ней на порог. Благодарный ей за спасение и влюблённый дворянин пытается спасти королеву из Луврского плена, пока та старательно вмешивается в государственные дела.

Кто играет: Состав по-французски звёздный: Изабель Аджани (Isabelle Adjani) получила за роль королевы Марго серебряную Пальмовую ветвь Каннского фестиваля. Красивое лицо, красивые волосы, смелое тело и полное ощущение бесправия женщины при королевском дворе, пусть даже она — голубых кровей. Даниель Отой (Daniel Auteuil) сыграл Генриха Наваррского. Надо сказать, он в этой роли очень похож на Сергея Маковецкого и Роберта Де Ниро одновременно. И глядя на него, становится в общем-то понятно, почему королева Марго так долго не хотела быть женой своему супругу. Совершенно прекрасный Жан-Юг Англад (Jean-Hugues Anglade) в образе Карла IX. Вот в чьё безумие и страдания я поверила с первого взгляда и до самой смерти его героя. Безупречный француз Венсан Перес (Vincent Perez) — тот, кто соблазнил Марго, кто научил её любить. И Вирна Лизи (VirnaLisi) — Катерина Медичи. Сухая от собственной желчи, чёрная как смерть, которую она несла. Ещё можно заметить в фильме Азию Ардженто (Asia Argento), которая ещё хрупка и нежна и не ушла в альтернативный кинематограф.

Почему в рейтинге: Этот фильм — уже классика. Не только французского кино, кино вообще. Французы не стеснялись показать своих развратных и жестоких предков. И хотя Лувр выглядит роскошнее, чем в «Генрихе Наваррском», а значит, менее убедительно, остальные сцены убийств, крови и насилия братьев над сестрой компенсируют этот маленький недостаток. Особенно если сравнивать с одноимённым российским сериалом 1996 года. А тем более рассказать историю от лица женщины, которая не имела никакой реальной власти при своём же дворе — затея смелая и очень французская. Местами мне показалось, что режиссёр любуется не только Марго, но и её матерью Катериной Медичи, которая держала власть в своих руках до смерти.

Однако фильм не без минусов. На мой взгляд, слишком затянутая картина получилась. Долгие подробные страдания Марго затормаживают общий темп повествования. А история как-то довольно коряво из общественной превращается в частную.

Главная цитата: «Он научил меня любить. И без него я в Наварру не поеду».

Похожие фильмы: «Генрих Наваррский», «Королева Марго» — сериал, «Принцесса де Монпасье».

«Мария-Антуанетта»

altaltaltalt
Год:
2005
Режиссер:
София Коппола

О чём фильм: 15-летняя австрийская принцесса отправляется во Францию, чтобы стать женой короля Людовика XVI. Этот грандиозный союз Бурбонов и Габсбургов должен был улучшить политические отношения стран и упрочить их позицию в мире. Но, как это водится в истории, Людовик XVI оказался болен. И прежде чем Мария-Антуанетта забеременела, она прославилась на всю Францию как королева, которая вечно гоняется за удовольствиями.

В чем фишка: София Коппола — дочь знаменитого режиссёра Фрэнсиса Форда Копполы — в своих режиссёрских трудах решила пойти по тонкой грани между авторским и кассовым кино. С одной стороны, абсолютно карамельно-зефирный взгляд на в общем-то суровую историю Франции, кассовая актриса, сочная картинка. С другой — престранная игра актёров, утрированное изображение французского двора, как будто это не придворные, а пародии на них. В итоге у неё получилась не особо правдивая с точки зрения истории картина, но зато я не знаю ни одной девочки, которая бы не посмотрела в 2005 году этот фильм, это историческое воплощение о жизни молодой и красивой королевы.

Кто играет: Коппола сделала картину интересной не только с точки зрения воплощения истории. Она собрала абсолютно беспрецедентный актёрский состав. Её любимая актриса — Кирстен Данст (Kirsten Dunst) — исполнила роль Марии-Антуанетты. А остальные роли достались детям известных кинематографистов. Короля Луи XVI сыграл Джейсон Шварцман (Jason Schwartzman), лучшая подруга королевы — Роуз Бирн (Rose Byrne), Азия Ардженто (Asia Argento) в образе распутной графини ДюБари. А ещё Дэнни Хьюстон (Danny Huston), Мэри Найи (Mary Nighy), Джуди Дэвис (Judy Davis), Рип Торн (Rip Torn) и другие знакомые лица и имена.

Почему в рейтинге: Эта историческая костюмная драма изначально задумывалась как фильм, доступный для подростковой аудитории. София Коппола нарочно избежала неприятных натуралистичных сцен, которые сопровождали исторический процесс. Туфли от Маноло Бланик, пирожные от Ladurée, группа  Phoenix играет для королевы на гитарах. Говорят, даже знаменитые американские кеды Converse там засветились. Но в общем-то Коппола не сильно нарушила историческую правду. Она воспользовалась книгой Антонии Фрэйзер, одной из исследователей жизни Марии-Антуанетты, и просто раскрасила её. Ну и финал остался открытым, мол, вы всё равно все знаете, чем дело закончится.

Главная цитата: «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!»

Похожие фильмы: «Прощай, моя королева», «Ещё одна из рода Болейн», «Елизавета», «Мария-Антуанетта» (1938) и «Мария-Антуанетта — королева Франции» (1956), мини-сериал «Молодая Екатерина» (с Джулией Ормонд) и «Молодая Виктория» (с Эмили Блант).

«Ещё одна из рода Болейн»

altaltaltalt
Год:
2008
Режиссер:
Джастин Чадвик

О чём фильм: Анна и Мария Болейн — две сестры, которых амбициозные родители и дядя пытаются приблизить к королевскому двору. Ситуацию подстёгивает и то, что королева не может родить наследника и опротивела Генриху VIII. А сёстры так молоды, красивы… Одна за другой они оказываются в постели короля, теряя друг друга, борясь за его любовь и трон Англии.

В чём фишка: Пожалуй, самая популярная историческая личность родом из Англии — это Елизавета I. А «Ещё одна из рода Болейн» — это история рождения великой Королевы, а также история её сестры и распри между Англией и Шотландией. Уж если родные сёстры умудрились возненавидеть друг друга, то что говорить о сводных.

Кто играет: Генрих VIII — Эрик Бана (Eric Bana). Вид у него не очень-то английский, но Тюдор из него вышел убедительный. Мощный, жёсткий. От этого короля не ждёшь, что он внезапно подобреет и не станет заходить в спальню специально подложенной под него юной прелестницы.

Первой в объятьях Генриха побывала Скарлетт Йоханссон (Scarlett Johansson). Вызывающе сексуальная актриса в этом фильме играла хорошую и чистую Мэри. Наверное, это моя проблема, что я ей не верила. Но было неожиданно видеть Йоханссон нежной и покорной. А вот Анна Болейн... было изначально понятно, что эта женщина далеко пойдёт. Потому что по-другому с героинями Натали Портман (Natalie Portman) не бывает. Либо всё… либо всё. Из умной якобы дурнушки она за половину фильма превращается в роковую красавицу, острую на язык, которая крутит королём, как хочет, но в итоге оказывается у него же в немилости. 

Джим Стёрджесс (Jim Sturgess) сыграл немаловажную роль брата Болейн. Сложнейшая сцена ближе к финалу продемонстрирует его актёрский талант. Кристин Скотт Томас (Kristin Scott Thomas) исполнила роль леди Элизабет Болейн — матери двух роковых сестёр. Как и положено женщине своего времени и положения, она послушна перед волей мужа и советует дочерям покориться. Однако поразительная игра актрисы позволяет по одной только мимике и выражению лица, взгляду понять, что на самом деле чувствует мать, чьих детей отдают на заклание королю.

Истинный англичанин Эдди Редмэйн (Eddie Redmayne) — спаситель Мэри Болейн из королевского плена. Ну и герцог Норфолк, Дэвид Моррисси (David Morrissey). Тот самый, который и положил своих племянниц на ложе Генриха VIII.

Почему в рейтинге: Фильм наделал много шума в киносфере: английские историки роптали, что Эрик Бана не очень-то похож на Генриха, а британские критики высказались против экранизации, потому что ведущие женские роли достались американкам. И в общем-то фильм не то, что бы далёк от правды, скорее, он сократил её временные промежутки. Но это весьма масштабное, красивое и очень драматичное кино о нравах, которых нам, современным и эмансипированным, не понять. Выдающийся актёрский состав привлёк зрителей совершенно разных вкусовых предпочтений и помог фильму сделать своё кассовое дело. Тем более что от правдивого костюмного кино к 2008 году мы явно подустали. «Ещё одна из рода Болейн» показывает королевскую Англию изысканной, роскошной, пышной и чистой. И это кино воспринимается намного легче любой исторически правдивой, но очень неэстетичной драмы.

Главная цитата: «Я растерзал эту страну ради обладания тобой, а ты не можешь дать мне сына».

Похожие фильмы: «Елизавета», «Герцогиня», сериал «Тюдоры».

«Генрих Наваррский»

altaltaltalt
Год:
2010
Режиссер:
Джо Байер

О чём фильм: В середине XVI века Франция расколота на два религиозных лагеря: католики и протестанты. В протестантской Наварре растёт молодой принц Генрих, которого с малолетства учат ненавидеть и убивать католиков. Однако по поручению своей матери и ради прекращения кровопролития уже взрослый Генрих женится на Маргарите Валуа, дочери Катерины Медичи. Но эта мера только ещё больше разозлила парижских католиков, и свадьба Генриха с Марго вместо бурной брачной ночи породила Варфоломеевскую.

В чём фишка: Кинопроект Германии, Франции, Австрии и Испании — об огромной и кровавой странице одной страны. Король Генрих Наваррский, он же Генрих IV, показан не как непогрешимый монарх, а как обычный, ну или почти обычный, человек. Вот он — ребёнок, который играет с крестьянскими мальчишками и даёт монетку, чтобы заглянуть девочке под юбку. Вот он — подросток, которого отправили на настоящую войну, дав в руки меч. Вот он молодой юноша, пылкий, близкий больше к народу, чем к своей царственной матери. А вот он — мятущийся король и пленник Лувра. Он сомневается в вере, в необходимости войны, своей свадьбы, справедливости творимых решений. Картина снята с точки зрения короля, и он тут выглядит таким хорошим, правильным парнем.

Кто играет: Жюльен Буасселье (Julien Boisselier) исполнил роль Генриха Наваррского. Это такой бравый, вечно молодой брутальный мужчина, который, как уверяет его герой, предпочтёт любовь придворной крестьянки любой благородной даме. Ему бы косу в руки, да на поле, как делал Левин в «Анне Карениной». И ещё от него пахнет рыбой и чесноком. Его роковую жену, королеву Марго, исполнила Армель Дойч (Armelle Deutsch). Актриса с лёгкостью демонстрирует своё тело, однако царственной убедительности ей, на мой взгляд, недостаёт. В отличие от Ханнелор Хогер (Hannelore Hoger), которая исполнила Катерину Медичи. Да, старовата. Она больше напоминала властную старуху в чепце, чем королеву, но всё же влиятельную старуху. И каждое её появление предрекало страх и смерть. Будь у меня такая мать, я бы тоже сошла с ума, как это произошло с Карлом IX, роль которого довольно убедительно, хоть и опять же не соответствуя историческому возрасту, исполнил Ульрих Нойтен (Ulrich Noethen).

Почему в рейтинге: Европейцы всё-таки снимают более убедительные королевские исторические картины. В них Лувр выглядит натуральнее, а не как оплот роскоши. Под блёклыми и довольно безвкусными гобеленами — обшарпанные стены с осыпающейся штукатуркой. Грязь, кровь, весьма натуралистичные сцены оргий при королевском дворе. Весь Лувр как огромный самодостаточный муравейник.

Однако, на мой взгляд, в картине слишком много ненужных сексуальных сцен, которые лично мне никак не рассказали о жизни двора в конце ХVI века. А сама попытка проскакать галопом по жизни короля откровенно провалилась. Если не знать историю этой истории, то в фильме вам не расскажут, сколько лет прошло между свадьбой и охотой на кабана, когда Генриху удалось бежать из французского заточения. Более того, вам вообще не расскажут о том, как король Наваррский станет королём Франции.

Фильм начинается весьма интересно: в некий маленький городок привозят сердце Генриха IV на показ. За кадром звучит философская мысль устами короля. И в финале я ждала, что историю закольцуют. Или хотя бы перед финальными титрами расскажут, что «На смертном одре Генрих III официально признаёт Генриха Наваррского своим наследником, который отныне становится королём Франции Генрихом IV». Но ничего подобного не произошло. В итоге фильм закончился довольно нелепо.

Главная цитата: «Всю жизнь вы меня учили ненавидеть католиков, но чем мы лучше них? Мы тоже проливаем кровь».

Похожие фильмы: «Королева Марго», «Королева Марго» — сериал, «Генрих, король Наваррский» (1924).

«Королевский роман»

altaltaltalt
Год:
2012
Режиссер:
Николай Арсел

О чём фильм: Датское королевство хоть и маленькое, но очень неспокойное. В начале 1770-х годов Данией правил Кристиан VII. Король явно страдал психическим расстройством: предпочитал общению с женой собаку, шлюх и театр. Такое положение дел устраивает королеву-мать. Ведь она убеждена, что юная королева Каролина Матильда не представляет для Дании никакой угрозы. Она должна родить сына, и она его рожает. Король покидает двор и тем самым меняет ход истории: из путешествия по Европе Кристиан возвращается с новым личным врачом и просветителем немцем Иоганном Фридрихом Струэнзе. Доктор не столько покорил короля врачеванием, сколько своей начитанностью и идеями, которые приходятся по вкусу и заскучавшей королеве Каролине. И пока король с помощью нового друга меняет страну, тот влюбляется в королеву.

В чём фишка: Есть много фильмов про королевскую Англию, Францию, Австрию, Россию. А вот Дания — это родина Гамлета, историю которого написал англичанин. И внезапно оказывается, что там тоже кипели страсти, что там тоже были свои странные короли, свои Вольтеры, свои несчастные королевы и свои попытки революции.

Кто играет: Королеву Каролину Матильду, чьё лицо мы видим первым в фильме и от чьего имени идёт рассказ, сыграла молодая актриса Алисия Викандер (Alicia Vikander), которой в январе следующего года, когда на российские экраны выйдет «Анна Каренина», предстоит стать звездой. Безумного короля, повадки которого напоминают нам о странице российской истории и о Петре III, исполнил Миккель Фольсгаард (Mikkel BoeFølsgaard). Очень меня впечатлил этот актёр. Его безумие с проблесками контроля разума заставляло неотрывно следить за сюжетом, потому что действительно было не понятно, что Кристиан выкинет в следующем эпизоде. А в роли просветителя Струэнзе вы увидите весьма знакомое лицо Мадса Миккельсена (Mads Mikkelsen). Того, который противостоял первому Джеймсу Бонду в исполнении Дэниэла Крейга.

Почему в рейтинге: Кино поразило, в первую очередь, небанальным подходом к историческому моменту. Но об этом я уже написала. Здесь нет абсолютно положительных персонажей. В разное время симпатия возникает то к королю, который начинает совершать разумные поступки, то к королеве, которую по-человечески жалко, то к Струэнзе, который умён, образован и вообще готов вытащить на своём горбу Данию из мрака Средневековья в свет века Просвещения. Но в итоге король снова впадает в безумие и не в силах противостоять королеве-матери, которой удобна власть церкви и войска. Королева, которая выглядит столь разумной, падёт жертвой своих чувств и чуть не станет наркоманкой. А Струэнзе вскружит голову власть, которую он получил из рук друга-короля, и в итоге он эту голову и потеряет.

Привлекает и исполнение фильма: линия повествования довольно чёткая. Нет лишних персонажей, в которых не искушённый в истории Дании зритель попросту запутается. Хотя, наверное, они были в самой истории. Режиссёр не забывает сообщать о том, сколько времени прошло, если внезапно «делает монтаж». И это всё делает фильм целостным и весьма интересным историческим полотном.

Главная цитата: «На нас стала смотреть вся Европа».

Похожие фильмы: «Герцогиня», пожалуй (но всё же королевское кино и кино про герцогиню — это разные социальные слои, если вы понимаете, о чём я),  «Ещё одна из рода Болейн».

А еще «Гамлет». Именно эта пьеса Шекспира породила интерес к Датскому королевству. А то, что события имели место быть в истории, факт известный. Другое дело, что Шекспир их несколько... приукрасил. Самые известные экранизации — Франко Дзеффирелли 1990 года, советская 1964 года с Иннокентием Смоктуновским, Кеннет Брана в 1996-м снял своего «Гамлета», пригласив на роль хрупкой Офелии нехрупкую Кейт Уинслет, ну и голливудская классика от Лоуренса Оливье 1947 года (это тот фильм, в котором молодого по пьесе Гамлета сыграл 40-летний актёр).

«Прощай, моя королева»

altaltaltalt
Год:
2012
Режиссер:
Бенуа Жако

О чём фильм: Три последних дня перед тем, как Версаль пал под натиском революционеров. Королева Мария-Антуанетта пытается спасти свою лучшую подругу графиню Де Полиньяк и обращается за помощью к придворной чтице Сидони Лаборде. От её-то имени и идёт рассказ.

В чём фишка: Французы со свойственным им откровением показывают одну из своих любимых королев как женщину взрослую, рассудительную и нежно любящую… другую женщину. Картина полна полунамёков на тему нетрадиционного увлечения Марии-Антуанетты. Да и привязанность её чтицы тоже напоминает смесь фетишизма с идолопоклонничеством и лесбийскими наклонностями. Кроме того, три дня наступающей Великой Французской революции показаны с позиции не королевской, а придворной. Куда разбежалась вся та челядь, которая обслуживала королей и дворян.

Кто играет: Первый раз в истории экранизаций жизни Марии-Антуанетты на роль австрийки выбрали немку Дайану Крюгер (Diane Kruger). И на фоне всех сочных француженок Крюгер действительно выглядит утончённой и как будто чужой при французском дворе. Роль чтицы досталась Лее Сейду (Léa Seydoux), эту изысканную даму с томным взглядом мы видели в качестве наёмницы в последней «Миссии: невыполнима». Тайная страсть королевы, графиня Де Полиньяк, на мой взгляд, появляется в фильме слишком мало, не столько, сколько о ней говорят. Её роль исполнила Виржини Ледуайен (Virginie Ledoyen). Людовик XVI — Ксавье Бовуа (Xavier Beauvois).

Почему в рейтинге: Несмотря на то, что фильм вышел совсем недавно, он уже побывал на Берлинском кинофестивале, в кинотеатре мира, а сейчас его готовятся показать в рамках фестиваля «Французское кино сегодня» в Москве и Екатеринбурге. Причём исполнительница роли графини Де Полиньяк приедет презентовать картину уральской публике. Как и ещё один участник рейтинга, фильм «Дочери короля», «Прощай, моя королева» подкупает своим нетрадиционным подходом к истории. Да и Дайана Крюгер лично мне в роли Марии-Антуанетты понравилась больше, чем Кирстен Данст. Она взрослее, красивее и в её отчаянье как-то больше веришь.

Главная цитата: «Они утверждают, что я сказала им есть пирожные вместо хлеба. Я никогда такого не говорила!»

Похожие фильмы: «Мария-Антуанетта».

«Дочери короля»

altaltalt
Год:
2000
Режиссер:
Патрисия Мазюи

О чём фильм: Франция времён Людовика ХIV, Короля-Солнце. Эффектная и расчётливая маркиза де Мантенон женит короля на себе и, отдавая себя ему, получает возможность открыть пансион для девочек «Сэн-Сир». В него привозят 250 дочерей обедневших дворян. Большинство из них потеряли отцов в многочисленных войнах, и королева мечтает дать этим девочкам будущее, как она его видит: сытость, тепло, воспитание, история, искусство, ведение домашнего хозяйства. Но первый же визит королевской свиты в пансион открывает королеве глаза: эти девочки либо выдут замуж по расчёту за богатых дворян, либо станут жертвами придворных сластолюбцев. И мадам де Мантенон превращает свой пансион в монастырь.

В чём фишка: Это абсолютно женский взгляд на историю через камеру женщины-режиссёра и игру исключительно женщин-актрис. Мужчины в фильме играют роль исключительно устрашающую. Они должны запугать трёх главных героинь: саму королеву и воспитанниц пансионата. Именно их три жизни зрители проживают на протяжение двух часов.

Кто играет: Роль покорной королевы, которая пытается искупить свои грехи за счёт девочек-воспитанниц, исполнила Изабель Юппер (Isabelle Huppert). Не могу сказать, что это её лучшая роль. Если не считать платья с кринолином, она не сильно отличается от своих фотографий в разных журналах: строгое властное лицо с печатью скорби. Её метания и поиск правильного воспитания для своих девочек не вызывают никакой симпатии. И к концу картины становится понятно, что в общем-то она ничуть не лучше своего царственного мужа и епископа, который разве что к пыткам инквизиции не прибегает. Две выдающиеся роли воспитанниц сыграли Нина Мерисс (Nina Meurisse) и Морган Море (Morgane Moré). Две абсолютные противоположности: блондинка и брюнетка, покорная и вольнодумная, красивая и своеобразная. Эти девочки покорили не только меня как зрителя. Они покорили Каннский фестиваль. Фильм «Дочери короля» получил приз молодёжного жюри. В роли требовательного и эксцентричного Людовика — Жан-Пьер Кальфон (Jean-Pierre Kalfon). В роли «великого инквизитора» совершенно неприятный и устрашающий Симон Реджани (Simon Reggiani).

Почему в рейтинге: Мы воспитаны на «Анжелике». И этот фильм ломает все представления о Франции Людовика ХIV, но делает это по-женски мягко, хоть и очень жестоко, как понимается в финале. Бесправная жизнь королевы, которая должна раздвигать ноги перед королём в любой момент, становится проклятьем для двух сотен девочек. И уже в середине фильма понятно, что те, кто умер от лихорадки (пансион построен на болоте), оказались счастливее тех, кто пережил эволюцию «Сен-Сир». Картины, казалось бы, довольно чистой и сытой жизни в итоге оказываются грязнее самого Версаля. И ведь никто раньше о таких вещах не рассказывал. И уж точно не показывал, как юная хрупкая девочка избивает себя плетью, потому что ей внушили, что она согрешила.

Главная цитата: «Я не хочу, чтобы вы совершили мои ошибки».

Похожие фильмы: На мой взгляд, картина абсолютно уникальная. Она отсылает к книгам об институтках царской России, к историям о пансионах для благородных девиц, но ни одна из экранизаций этих книг не выглядит такой отчаянной и правдивой.

«Елизавета I»

altaltaltalt
Год:
2005
Режиссер:
Том Хупер

О чём фильм: После того как английский флот разгромил испанскую армаду, Елизавета стала законной владычицей морской.  Это фильм о зрелой королеве, о королеве, которая жила не только войной, которая не хотела замуж, но нуждалась в мужском обществе и страдала от этого больше, чем от религиозных войн, некогда раздиравших её страну.

В чём фишка: По правилам этого обзора, «Елизаветы I» тут быть не должно. Ведь это не художественный фильм, а мини-сериал, который снимался для телевидения. Но картина, которая никогда не шла в кинотеатрах, наделала столько шума и собрала столько наград, что не написать о ней было бы просто историческим преступлением. «Золотой глобус» 2007 года: лучшая женская роль, лучшая мужская роль второго плана, лучший мини-сериал или фильм на ТВ. «Эмми» 2006 года: лучший мини-сериал, лучшая женская роль, лучшая мужская роль второго плана.

Кто играет: После такого восхваления уже пора бы написать, кто именно снискал признание кинопремий. Елизавету I в возрасте от 55 и до смерти сыграла великолепная Хелен Миррен (Helen Mirren). Буквально через год Миррен предложили сыграть Елизавету II. И фильм тоже получил массу наград и одобрение самой королевы. Роль друга детства и первого фаворита досталась Джереми Айронсу (Jeremy Irons). Именно он получил «Золотой глобус» и «Эмми». Его пасынка, графа Эссекса исполнил Хью Дэнси (Hugh Dancy). Советник королевы, сэр Фрэнсис Уолсингем — Патрик Мэлахайд (Patrick Malahide). Роберт Сесил — Тоби Джонс (Toby Jones). Барбара Флинн (Barbara Flynn) — Мария Шотландская.

Почему в рейтинге: Когда фильм вышел на телеэкраны, зрители облегчённо выдохнули. Картина показывала не идеальную королеву, образ которой 400 лет пытались отшлифовать и выхолить, как в России Ленина или Петра I. Это живая женщина, которую обуревают страсти, которая ищет выход из своего душевного одиночества, а вместо этого ей подсовывают портреты нужных мужей и талдычат о благе страны. Но вместе с тем Елизавета — королева. И Хелен Миррен удалось очень точно передать, как власть и вечное противостояние мужскому обществу меняет и даже уродует женщину. Актриса не боится быть некрасивой. Она кричит и плачет по-настоящему  и не стесняется показать увядающую красоту тела. Режиссёр телефильма и сценарист придерживаются той версии истории, по которой королева-девственница вовсе не была такой. Королева вынашивает и рожает ребёнка от Роберта Дадли, да и другие фавориты имеют доступ в её покои. Однако в фильме есть и объяснение, для чего Елизавета поддерживает миф о собственной непорочности: её хрупкой стране, которую пытаются поровну поделить европейские католики, нужен не только абстрактный бог в небесах, ей нужен живой символ протестантизма. И Елизавета становится этим символом.

Главная цитата: «Зовите пастора, пришло время умирать».

Похожие фильмы: «Елизавета», «Золотой век», «Тюдоры», «Аноним», «Влюблённый Шекспир».

«Елизавета»

altaltaltalt
Год:
1998
Режиссер:
Шекхар Капур

О чём фильм: После смерти старшей дочери Генриха VIII Марии право на трон переходит к его второй законной дочери — Елизавете. Ей 25, она, как уверяют придворные врачи, ещё дева, при этом блестяще образована и не лишена природной красоты и умения расположить к себе людей. Юность и первые годы правления одной из величайших королев в мировой истории уместились в одном оскароносном фильме.

В чём фишка: Это было первой попыткой так глубоко и максимально правдиво (хотя не без недостатков, конечно) копнуть и рассказать историю 400-летней давности. Когда под пристальное внимание попадает не король с фаворитками и не массив свиты, в которой зреют заговоры. Фильм стал особенным благодаря личности, о которой он рассказывает. Хотя, безусловно, фигуру королевы Елизаветы кинематографисты рассматривали не раз. Но этот фильм, как и российский «Шерлок Холмс» среди всех экранизаций, признан лучшим.

Кто играет: Кейт Бланшетт (Cate Blanchett) получила за роль Елизаветы I «Золотой глобус» и мировое признание своего актёрского таланта. Ей было почти 30, когда надо было играть юную Бесс, и она была нежна и легка как английская роза. Верный советник Елизаветы, сэр Фрэнсис Уолсингем, был исполнен Джеффри Рашем (Geoffrey Rush). И интересно, что через 10 лет (чуть больше) Раш снова сыграет правую руку английского монарха, только на этот раз уже в XX веке, в фильме «Король говорит». Видимо, необычная внешность актёра, а также манера говорить, внушают доверие королям и зрителям. Нереализованная любовь Елизаветы, друг детства Роберт Дадли — Джозеф Файнс (Joseph Fiennes). С его испанской внешностью (хотя Файнс вовсе не испанец, а самый что ни на есть коренной англичанин) он лёгко кружит голову сомневающейся королеве. А сцены с его участием специально сняты так, чтобы у зрителя тоже зародилось сомнение, а верна ли легенда о королеве-девственнице? (опять же, десятью годами позже нас в этом заставит усомниться и другой английской фильм «Аноним»). Герцог Норфолк — Кристофер Экклстон (Christopher Eccleston), Мария де Гиз, первый батальный опыт Елизаветы, — Фанни Ардан (Fanny Ardant), претендент на руку королевы граф Анжуйский – Венсан Кассель (Vincent Cassel).

Почему в рейтинге: Просто это одна из лучших исторических художественных картин вообще. В ней достаточно соответствия исторической действительности, чтобы простить те художественные ходы, которые историки могут расценить как ошибки. Лично я не могу простить господину Капуру только одну историческую неточность : в фильме посол Испании был убит людьми Уолсингема за участие в заговоре герцога Норфолка. В действительности такого вообще не могло быть. Ведь убийство посла означало прямое объявление войны. А война с Испанией — это дело уже фильма «Золотой век», когда королева была на троне больше десяти лет. В остальном же фигура Елизаветы показана с подкупающей детальностью. Хочется поверить, что именно так и творилась история, потому что вот они перед нами все её страхи: смирение со смертью в темнице, куда её заточила сестра, неожиданное восхождение на трон, и снова страхи и сомнения, а как что делать дальше. Вот она падает на колени перед портретом своего жестокого отца и говорит, что она Тюдор, а значит, ничего не боится. А вот и первая стрела летит в её сторону. И только наше знание истории даёт нам надежду на то, что королева останется в живых. Конечно, я бы не стала рекомендовать этот фильм как единственный источник исторической информации об Англии конца XVI века, но посмотреть его однозначно должен каждый.

Главная цитата: «Здесь только одна королева и нет никакого короля!»

Похожие фильмы: «Золотой век», «Аноним», «Тюдоры».

«Золотой век»

altaltaltalt
Год:
2007
Режиссер:
Шекхар Капур

О чём фильм: Конец XVI века. Елизавета I, казалось бы, прочно сидит на законном троне, однако её безбрачие не даёт покоя не столько её советникам, сколько её врагам. Ведь кажется, что страна под властью женщины без наследника, да ещё и протестантки, когда большая часть Европы — католики, слаба и может пасть в любой момент. И вот сразу с двух сторон готовится заговор. С моря собирается наступить испанская армада, а с шотландских холмов пытается нанести удар Мария Стюарт, которой внушили, что она имеет больше прав на английский трон, чем законная дочь Генриха VIII.

В чем фишка: Редкое продолжение явно удавшегося фильма: 1. ждут так долго; 2. принимают так хорошо. Между «Елизаветой» и «Золотым веком» прошло девять лет. Кейт Бланшетт успела показать себя в нескольких амплуа, а ещё родить двух детей и получить «Оскара». В «Золотой век» она возвращалась звездой. Кроме того, подросло новое поколение зрителей, которые прежде чем пойти на «Золотой век» в кино, посмотрели «Елизавету» на DVD.

Кто играет: Дуэт Кейт Бланшетт (Cate Blanchett) и Джеффри Раша (Geoffrey Rush) остаётся неизменным. К ним в компанию добавляется пират Уолтер Рэйли в исполнении Клайва Оуэна (Clive Owen). Говорят, Бланшетт могла встретиться с ним намного раньше, на съёмочной площадке «Близости», но она отказалась от роли из-за беременности. Саманта Мортон (Samantha Morton) сыграла Марию Стюарт, соперницу Елизаветы и ревностную католичку. Хорди Молья (Jordi Mollà) пригласили на роль короля Испании, который повёл к берегам Англии свою Непобедимую Армаду. А Рис Иванс (Rhys Ifans) сыграл некоего Роберта Рестона. Но не это важно. А то, что тот же Иванс через четыре года появится в совершенно иной роли относительно Елизаветы в фильме «Аноним». И там он уже не будет пытаться её убить, там он будет её хранить и любить.

Почему в рейтинге: За девять лет, что прошли между картинами, технологии изготовления кино действительно шагнули вперёд. И кажется, что Капур просто выжидал, когда технологии позволят ему реализовать масштабный бой между испанской Армадой и кораблями Елизаветы I. Хотя, надо сказать, что натуральности ради один корабль (макет) для съёмок всё же построили. 54 конструкции из брёвен и стальных рам, на которой снимались «морские» сцены с Елизаветой. Из существенных исторических несоответствий, пожалуй, стоит отметить только два, оба возрастные: королева Изабелла Испанская была не маленьким ребёнком, когда решался вопрос о наступлении на Англию, да и замуж за Ивана Грозного Елизавета по фильму выйти не могла, потому что тот умер за год до того, как кино-королеве принесли его портрет. Что касается взаимоотношений с Уолтером Райли, тут история, кстати, даёт более конкретный ответ, чем с Робертом Дадли из «Елизаветы». Королева сделала свой выбор и обвенчалась со своей страной, репутация для неё была важнее личных привязанностей. Да и вообще, этот Райли в итоге оказался в Тауэре. Потому что нечего жениться на фрейлинах королевы. Но в целом, надо сказать, «Золотой век» в большей степени, чем «Елизавету», можно назвать костюмной исторической драмой. Любовная линия тут явно слабее, а вот батальные сцены поражают. Равно как и всё остальное: грим, костюмы, интерьеры… Кстати, за костюмы фильм получил своего «Оскара».

Главная цитата: «Я сама способна ветрами повелевать. В моей душе бушует ураган, который опустошит Испанию».

Похожие фильмы: «Елизавета», «Аноним», «Тюдоры».