В прокат вышел фильм о массивных разрушениях природного характера «Навстречу шторму». О качестве его судить не будем – что вышло, то вышло. Зато главная звезда - торнадо, без всякого сомнения, зажгла. Но это не первый случай в кино, когда ураган докучает мирным жителям. Мы вспомнили ещё пять любопытных фильмов про смерчи. Ну, и по традиции составили опрос о ваших предпочтениях в финале статьи.

Ветер

(The Wind, 1928, реж. Виктор Шёстрём)

Один из ранних фильмов студии Metro Goldwin Meyer, с любопытным сюжетом, основанным на книге Дороти Скарборо. Дамочка Летти с гордым видом уезжает из Вирджинии с намерением построить новую жизнь в Техасе. Но край ей достаётся суровый: там бесконечно бушуют ураганы и иногда налетает, чтобы попугать, смерч. На почве неоправдавшихся надежд, неудачного брака и жутких завываний ветра Летти потихоньку начинает сходить с ума. Кино изначально немое, но в 2007 году итальянский композитор Алессандо Маренга дополнил фильм прекрасным вневременным саундтреком. С виду это вестерн (местность такая), на деле же больше атмосферная, немного мистическая, психологическая драма о судьбе женщины, в которой также можно найти и элементы юмора (старичок Сарду здесь явно присутствует для разрядки полного депресса и мрачняка). Мощь постановки, в которой ураганный ветер выступает полноценным героем, портит разве что не очень уместная здесь счастливая концовка, которую навязали фильму продюсеры (нельзя просто так взять и сделать вид, что ничего не было). В интервью 7-летней давности актриса Лилиан Гиш всё же поделилась, чем действительно заканчивалась история. Режиссёра «Ветра», Виктора Шёстрёма, многие должны знать по его поздней роли профессора в «Земляничной поляне» Ингмара Бергмана.

Маленький вихрь

(The Little Whirlwind, 1941, реж. Райли Томсон)

Мультфильм Уолта Диснея из серии про Микки Мауса, в котором Микки за кусок ароматного пирога обязуется убрать дворик Минни Маус от осенней листвы. И пирог вроде бы уже в кармане, точнее, в желудке, но налетает тот самый маленький вихрь, активно мешающий мышонку в работе. К 1941 году это уже был трёхсотый по счёту эпизод про Микки Мауса, в котором Дисней принимал уже минимальное участие, поэтому неудивительно, что вышел не самый забойный мультфильм, во многом повторяющий прошлые шутки. Тем не менее, финал истории, где появляется из-за бугра уже настоящий смерч, очень весёлый.

Смерч

(Twister, 1996, реж. Ян де Бонт)

Пожалуй, самый известный фильм-катастрофа о данном явлении. Снимали их и раньше, но закрепилось название в памяти зрителей именно за этим «Смерчем». Талантливый оператор Ян де Бонт, успевший к тому времени поработать над «Куджо», «Крепким орешком», «Коматозниками», и «Основным инстинктом», а также самостоятельно поставить нежно любимый в России фильм «Скорость», создал по-настоящему впечатляющее торнадо, задействовав весь арсенал спецэффектов того времени. К тому же, в отличие от остальных фильмов, в его картине герои не убегают от урагана, а, будучи охотники за смерчами, преследуют его, окунаясь чуть ли не внутрь воронки. Тем не менее,насколько хороши в фильме эффекты, настолько слабы персонажи картины. Режиссёр уделил слишком много времени своему детищу, оставив центральным актёрам на откуп довольно слабую и раздражающую историю о перезагрузке отношений под гнётом опасности.

Послезавтра

(The Day After Tomorrow, 2004, реж. Роланд Эммерих)

С 1995 года и до сих пор Роланд Эммерих уверенно и со вкусом уничтожает Землю различными способами. Только за это мы, наверное, его и терпим, с его любовью к плоским персонажам и дурацкому юмору (прямо идейный брат Майкла Бэя). В 2004 году Роланд обрушил на планету циклон с несколькими воронками смерчей, несущими за собой новый Ледниковый период. Среди всего этого бардака с наводнениями, оледенениями, вьюгами и компьютерными волками главный герой пытается разыскать своего сына, пропавшего где-то в Нью-Йорке. Как и всегда, персонажам режиссёр отводит 10 процентов своей энергии, заставляя даже картонные декорации выглядеть на их фоне объёмнее, зато те, кто хотел насладиться дорогими и масштабными разрушениями, получили желаемое в полном объёме. Города буквально сметает природными катаклизмами.

Укрытие

(Take Shelter, 2011, реж. Джефф Николс)

На ура принятая на фестивалях (имеются в виду премии Каннского фестиваля и награда Сатурн) арт-хаусная драма о рабочем Кёртисе, которому регулярно начинают сниться сны о грядущей буре. Предчувствуя библейский конец света, Кёртис пытается как-то защитить свою семью и начинает строить в саду здоровенный бункер. Смерч здесь нечастый гость, посещает он героя в его жутких снах, но в реальности герою от этого не легче. В основу фильма положены щекотливые философские вопросы:

  • Насколько подобные сны могут быть вещими?
  • Что важнее: не прослыть сумасшедшим или попытаться спасти семью?
  • Что есть сумасшествие: паниковать без весомого повода или отмахиваться от предзнаменований?

Навстречу шторму

(Into the Storm, 2014, реж. Стивен Куэйл)

"Навстречу шторму" вторую неделю бомбит кинотеатры. О плюсах и минусах фильма можно почитать в статье про Триллеры года (после Роковой страсти)