Однажды вечером Вы решили посмотреть хорошее кино, и даже тему выбрали интересную – фильм о пересечении временного потока. И Вам не важно, движутся герои вперед или обратно, или успевают изведать оба направления – тут главное, что осуществляется сам факт перемещения. Идея, давшая жизнь целому направлению кинематографа, впервые четко была сформулирована еще Гербертом Уэллсом в его бессмертной «Машине времени», и с тех пор будоражит умы фантастов, изобретателей, и просто талантливых людей. И спустя столетие с лишним, мы с Вами вольны выбирать из множества кинопроизведений на данную тематику. Повезло нам, может показаться сперва, но после обязательно придет осознание того, что фильм про путешествие во времени можно снять совершенно по-разному: можно снять легонькую комедию, можно – тяжелейшую драму, а можно – приключенческий боевик. Вот тут и станет вопрос, как определить, хорош ли собою фильм о путешественниках во времени, что следует учесть при составлении мнения?

«Терминатор» (Terminator) [1984]

alt

Можно учесть опыт дилогии «Терминатора», и взять идею с перемещением в прошлое для завязки и изящного представления главного негативного персонажа. Это, конечно, не упуская из виду войну, происходящую в будущем – она оттеняет собою все, случающееся на экране. В принципе зритель согласен сопереживать даме, попавшей в беду и так. Но, если за ней гонится не просто амбал, но еще и киборг, да еще и из будущего, и гонится не просто так – что бы ее убийством предотвратить рождение ее сына - человека, который поведет за собой сопротивление, это, знаете ли, придает вес любым ее поступкам. И потом, мистер Кэмерон снял не просто боевик с элементами фантастики – ему удалось то, что в последствии два раза оборачивалось провалом. В «Терминаторе», особенно во второй части, тонкими, практически незаметными нитями вписаны идеи ответственности за будущее, мысли о природе человека, и пути как обычного простого человека, так и человечества в целом. Совокупность этих факторов и делает этот триллер бессмертным и бессменным участником парада зрительских симпатий.

«Невероятные приключения Билла и Теда» (Bill & Ted's Excellent Adventure) [1989]

alt

Но можно вышеописанные приемы построения сюжета скомкать, и выбросить. Заодно можно прокатиться в прошлое, изъять известных и значительных деятелей, и запихнуть в телефонную кабинку. Чтоб добить градус абсурда до максимума, можно заставить заниматься всем вышеописанным Киану Ривза, и сделать это с таким задором, что итоговое кино пропишется в памяти и сердцах фанатов. Все верно, речь о «Невероятные приключения Билла и Теда». Как это ни парадоксально, веселые выходные двух раздолбаев находят отклик как у молодого зрителя, так и у взрослого поколения. Что до реализации темы статьи – тут Билл и Тэд тоже не дадут разочароваться в себе, дав фору многим выдумщикам как минимум в выборе способа перемещения. Апофеозом может служить причина всего, что предстоит увидеть зрителю – на этот раз никаких угроз человечеству – ребята просто хотят сдать экзамен. Все вышеописанное более чем причина для просмотра этого забавного и свежего не смотря на свой почтенный возраст, фильма.

«Кейт и Лео» (Kate & Leopold) [2001]

alt

Неоспоримые новшества и изобретения жанра практически не повлияли на истории, которые рассказываются. Зачастую они те же, что и сотни лет тому.... Не исключение драма про повествование об отношениях мужчины и женщины, и тут киноделы расстарались. Действительно, мало того, что взаимоотношения полов вопрос не простой, так еще и временной континуум вмешивается. К примеру, «Кейт и Лео» очень мягко усилиями Хью Джэкмана и Мэг Райан передает понятие о том, как разительно изменилось время, мода и манера ухаживания за тот период времени, что разделяет главных героев. Фильм запросто справляется со своей задачей без описания печального конца человечества, или введения в сюжет футуристических пейзажей. Все гораздо проще – история любви одного джентльмена, и нашей с Вами современницы, которая очень даже подходит на роль леди и дамы его сердца.

«Дом у озера» (The Lake House) [2006]

alt

Но описанный выше сюжет можно значительно упростить, перенеся события в наше время, сведя два одиночества на максимально короткое расстояние, скажем, в два года. На главные роли пригласить симпатягу Сандру Буллок, и Киану, который уже знаком с тонкостями общения сквозь время по роли Тэда. Итогом послужит «Дом у озера», который с минимальной долей фантастичности поведает историю встречи, симпатии и любви двух хороших людей. Способ сообщения сквозь время тут еще проще – это дом, и ящик для почты. Ах да, еще есть забавный пес, и иногда кажется, что он – причина всего случившегося, а домом он просто прикрылся. Но кто бы ни был виновником встречи этой парочки, смотреть на их отношения – одно удовольствие. Фильм, слегка увлекающийся медитативным темпом меж тем смотрится ровно, легко и забавно, вызывая у зрителя гамму эмоций – от искренней улыбки до такого же искреннего огорчения, и то и другое заработано честно. Только за прогулку главных героев сквозь время по городу этому фильму можно простить все, что угодно.

«Детонатор» (Primer) [2004]

alt

Углубляясь в тему кино на подобную тематику в скором времени можно заметить, что быть драмой не обязательно для того, чтобы снять качественную историю, затратив минимум средств. В деле реализации поговорки «голь на выдумки хитра» жанр – не самое главное. Тут на первое место выступает сценарий. Взять хотя бы «Primer», фильм снят за сущие копейки, становясь на грань съемки в стиле мокьюментари. На укрепление эффекта работает и сценарий, до краев наполненный научными терминами, и довольно нетривиальными идеями. Последние, к слову, пригодились не только в манере съемки и самой идее перемещения во времени, а и в общей направленности фильма, и его морали. «Primer» странным, но довольно действенным образом взывает к ответственности за игры со временем, наглядно показывая к чему приводят жадность и жажда большего при наличии соответствующего устройства. Дебютная работа режиссера/сценариста/актера/продюсера/оператора и еще много кого в лице Шэйна Кэррата не только выгодно отличается от родственных по жанру лент, но и предоставляет на суд зрителя ряд довольно необычных мыслей. А это дорогого стоит.

«Петля времени» (Looper) [2012]

alt

Так же дорого стоит и обман зрителя, который произошел в 2012 году во всех кинотеатрах. Зарекомендовав себя на стадии трейлера заправским боевиком, с использованием временных парадоксов и при участии хороших актеров, на поверку кино оказалось крепкой, чуть ли не камерной драмой. Но ввиду недобросовестной маркетинговой компании отзывы фильме, а также его прокат сопровождались довольно противоречивыми мнениями. Речь, конечно же о «Looper» с Гордоном-Левиттом и Брюсом Уиллисом в главных ролях, лента с участием которых разделила киноманов на два лагеря – тех, кому понравилась идея борьбы за душу мальчика, и тех, кто после эпизодов с пропадающими частями тела могли бы уйти из зала. Меж тем, если у Вас получится смириться с тем, что вместо задорного боевика перед Вашими глазами развернется драма о судьбе, о том, как можно измениться со временем, и как можно разойтись во мнении с самим собой – Вы сможете получить удовольствие от фильма. Лента занимает странное место между не такими уж и дорогими картинами с оригинальной идеей и дорогими фильмами о временных парадоксах, работающих на визуале, сумев и развлечь этими самыми парадоксами вначале, и заставить задуматься над ними в конце.

«12 обезьян» (12 Monkeys) [1995]

alt

Если герой Уиллиса Вам покажется пресноватым, и малоинтересным, (особенно рядом с молодой версией, отображаемой Левиттом с большим усилием, можете пропутешествовать на волнах кино-времени на семнадцать лет назад, и взглянуть на другую работу нашего Крепкого Уиллиса. На сей раз речь идет о фильме Терри Гиллиама с целым созвездием талантливых актеров – «12 обезьян». За что же любим столько лет спустя после премьеры этот мрачный, порою чересчур депрессивный фильм за режиссерством участника труппы «Монти Пайтон»? Не посмотрев, Вы вряд ли поймете, какие бы аргументы ниже не следовали. Гиллиам умеет выстроить атмосферу – пусть это заброшенный город, что нынче во власти животных, или это первая мировая, или здание аэропорта, или психушка – все выглядит очень достоверно и своевременно. Сюжеты фильмов Терри тоже никогда не разочаровывают, и даже если перед нами вновь разыгрывается сценарий гибели мира – попытки предотвратить его заставят Вас приковать взгляд к происходящему. Дополнит картину упомянутый выше актерский состав, во главе с Уиллисом, хотя и не он Вам запомнится больше всего. Съехавший с катушек герой Брэда Питта не оставит Вас равнодушным, и выжжет неизгладимое впечатление, и «12 обезьян» с большой долей вероятности будет ассоциироваться только с ним.

Разговор о данном жанре можно вести довольно долго, вспомнив и серию «Планеты обезьян», и милую «Жену путешественника во времени», и «Стар Трек», команда которого спасала китов в прошлом, и даже «Донни Дарко», который вносится в рейтинги тематических фильмов слегка лукавя о своем происхождении, скрыв его за хитросплетениями нашего разума. В этом жанре отметился даже Стивен Кинг с его «Лангольерами» и довольно изящной идеей мертвого прошлого, правда получилось как всегда – Кинга все же лучше читать.
 

«Назад в будущее» (Back To The Future) [1985]

alt

Но рано или поздно вы придете к фильму, который запросто играючи взял все от всех своих жанровых побратимов, и в трех частях развернулся во всю ширь. Фильм, который запросто можно просматривать, как в детстве, так и в зрелом возрасте, не теряя эффекта и восторга. Фильм, ставший не только культовой картиной, но и одной из самых лучших трилогий, когда-либо снятых. Фильм, который как бы его не описывали, Вы узнаете уже на втором из предложений – «Назад в будущее». Хвалить его можно бесконечно, но спорить с тем, что он вместил в себя практически все – и юмор, и драму, и фантастику, и даже вестерн – практически бессмысленно. Трилогия в целом идеально отразила негласное правило хороших фильмов о трех частях: первый фильм – хороший с оригинальной идеей, второй – воплощение фразы «больше, лучше, мощнее», третий – то же, но снятое совершенно по-другому, без потери качества. Лента, умело играющая на поле парадоксов времени легко показывает, как это – изменять время, разогнавшись на Делориан до заветных восьмидесяти восьми. И при всем этом, каждая часть берет что-то от своей предшественницы, лишь умножая этим общий эффект. К примеру, если Вам не сакцентировать внимание, Вы бы и не задумались, что есть эпизод в событиях трилогии, когда в городе места действия находилось четыре заветных автомобиля в одно и то же время. Такие мелочи прошибают порою не слабее памятной молнии. Именно ввиду соблюдения по истине аптекарских доз составляющих, беззаботный раздолбай и ученый, похожий на Эйнштейна – любимые гости каждого киномана, и просто любителя кино. И вот уже почти три десятка лет данная трилогия приносит удовольствие при каждом новом просмотре. Единственное, что способно огорчить в связи с этой почти идеальной трилогией – скоро наступит 2015, а летающие скейтборды пока не предвидятся…