В последние годы, когда задумываешься о мистике, то на ум приходят не добрые Касперы или заплутавшие в чистилище души, а истории о проклятых домах, бесах и паранормальных активностях, о которых только за этот год успели наснимать более 50 фильмов. Таков популярный тренд, и спрос на подобные картины не ослабевает даже после массового наплыва любителей с домашними видеокамерами. Что даже удивительно после такого количества проходных фильмов, добравшихся до широкого проката. Год 2014 нельзя назвать урожайным, но мы всё-таки попытались выделить те несколько картин, которые оказались любопытнее, чем можно было ожидать. А также указали те несколько фильмов, к которым лучше не подходить и на расстояние пушечного выстрела. А после статьи вас ожидает голосование, где вы можете выделить свой лучший мистический фильм. Итак, начинаем наш рейтинг. А все лучшее из ужасов и мистики за прошлые года вы можете увидеть в специальном разделе сайта!

Лучшие мистические фильмы 2014:

Окулус

Трейлер и обзоры Окулус

Сюжет: Последние десять лет Тим лечился от психологической травмы, полученной из-за гибели родителей. Но, когда он выходит на свободу новым человеком, его с порога клиники подбирает родная сестра Кайли, которая пытается вновь убедить Тима в том, что в смерти их родителей виновато не что иное, как старинное зеркало, которое давно нужно было уничтожить.

Отчего такой хороший: «Окулус» мог оказаться ещё одним фильмом про дом с ужасами, но Майк Флэнеган оказался достаточно талантливым постановщиком, чтобы не заострять внимание на одной лишь стороне дела, как это, например, сделали в более проходном фильме «Эксперимент: Зло». Ещё в прошлой своей работе «Отсутствие» скудность бюджета Майк умело прикрывал драматичностью сюжетной линии. В уже более дорогом «Окулусе» Флэнеган тоже не стал полагаться на одни лишь спецэффекты и насытил картину не только мистической триллерной атмосферой с галлюциногенными видениями и физиологическими подробностями, но и заложил в основу любопытный психологический базис, когда наверняка не знаешь, кто в семье более сумасшедший. Плюс к этому, режиссёр зарядил несколько параллельных линий, с одновременным развитием событий в прошлом и будущем, в мозаичном стиле Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Пожалуй, «Окулус» - самый удачный мистический фильм в этом году.

Избави нас от лукавого

Трейлер и обзоры Избави нас от лукавого

Сюжет: После того, как американские боевики в Ираке угодили в заброшенное древнее подземелье, на родину они возвращаются уже не совсем адекватными. Их деяниями выпало заниматься полицейскому Ральфу Сарчи, который вскоре понимает, что без святой воды и библейских скороговорок тут не справиться.

Отчего такой хороший: Сколько ни пытаешься игнорировать Скотта Дерриксона за его привязанность к одержимостям напополам с затёртыми до дыр сюжетными конструкциями, всегда приходится признавать, что режиссёр он, в общем-то, талантливый. Умеет эффектно выстроить кадр, снабдить кино парой любопытных технических приёмчиков, подобрать хороший саундтрек, местами даже попугать как следует. В конце концов, он один из первых возглавил новую волну фильмов об изгнании нечисти («Шесть демонов Эмили Роуз»). В «Избави нас от лукавого» мы, наконец, дождались и интересной сюжетной завязки, где традиционные заведённые копы, как из фильмов Дэвида Эйра, пытаются поймать тех, кто им не по зубам. Или всё-таки нет? Кино нельзя признать безусловной удачей, так как скрестить мистику с полицейским фильмом Дерриксону удалось лишь отчасти.

Пытаясь состроить хорошую мину при плохой игре, режиссёр несколько пережал со скрупулёзностью раскручиваемого расследования, которое ненароком стало выглядеть так, будто автор пытался сделать нечто совершенно новое. Амбиций автору действительно не занимать, что, впрочем, является и плюсом. В наличии прекрасно подобранные локации и эффектно воссозданный антураж нечистоплотных квартир, крепкое насыщенное событиями действо с неожиданными боевыми сценами и отсылками к «Семи» Финчера, а также запоминающийся саундтрек, в этот раз являющийся также отличительной особенностью проекта, так как музыка группы Doors здесь предстаёт одной из форм дьявольского присутствия. Видный крепкий жанровый фильм.

Одержимость Майкла Кинга

Трейлер и обзоры Одержимость Майкла Кинга

Сюжет: После трагической смерти супруги режиссёр Майкл Кинг задумался о том, где всё-таки справедливость, и есть ли вообще Бог. Или дьявол. Интервьюируя разных типчиков, Майкл убеждается, что лукавый будет пообщительнее Бога, и пытается разрушить мифы о присутствии на Земле кого-то свыше, проводя всякие сатанинские ритуалы. Добром это уж точно не кончается.

Отчего такой хороший: Как, оказывается, сложно угадать, какой фильм может выстрелить. Абсолютный дебютант Дэвид Юнг остаётся дебютантом, и базис его бюджетного кино ой как достал: игнорирование проблем со здоровьем и потом долгие мучения вплоть до финала (скучно, всё как в жизни). Но нормального хоррормэйкера от простака, решившего срубить деньжат, отличает внимание к деталям. В то время как последний идёт по пути наименьшего креатива, беря на измор типичными событиями (см. «Пришествие дьявола», Юнг умудряется и задел интересный придумать, и каким-то совершенно немыслимым образом удержать внимание до самого финала. Погружение героя в многочисленные сатанинские обряды и общение с современными Алистерами Кроули вызывает неподдельный интерес и подозрение, что Юнг сам не прочь ночью повздёргивать жабёнышей на палочках. Снято довольно энергично, весело и страшно. Даже жаль, что этому исследованию отводится всего лишь треть фильма, так как кино и вправду могло быть даже лучше, дай автор ещё хотя бы минут двадцать на безуспешные поиски неверующего разрушителя мифов с ввязыванием во всякие шаманства.

Но Майкл больно быстро напарывается на неопровержимые доказательства своих исследований и дальше уже продолжается домашняя борьба с умом (конкретная такая - белый шум, похоже, мешает герою осознать даже простые вещи, что нужно как-то обезопасить от себя близких людей). Впрочем, тоже не такая скучная, как могла бы быть. Юнгу, видимо, очень понравилось заигрывать с камерными помехами и звуками, и в некоторых эпизодах режиссёр просто выносит душу резкими переходами и трелями в рекордном вокальном диапазоне. Да и Майкла терроризирует тот ещё муравей-садист. Иголки в пальцах, искривление позвоночника, полосование ножом… скучно не будет. Кстати, во многом из-за ведущего актёра Шэйна Джонсона, очень убедительного в своей роли. И даже после логического финала режиссер ещё разок заявляет о себе, выставляя ключевую сцену фильма в философском аспекте. Бог, дьявол… попробуй лучше докажи понятие иронии судьбы! Определённо, «Одержимость» - не предел мечтаний, но сделано достойно, что в массе халтурных поделок уже является большим плюсом.

Вий

Трейлер и обзоры Вий

Сюжет: Начало XVIII века. Картограф Джонатан Грин отправляется в начертательное путешествие, но путь прерывается форс-мажором, и судьба забрасывает Джона в украинскую глубинку, в которой уже успели произойти события, описанные в повести Гоголя. Картограф заинтересовывается мистическими обстоятельствами дела и решает с помощью науки раскрыть истинные причины смерти панночки и философа Хомы.

Отчего такой хороший: Восьмилетний долгострой Олега Степченко, сполна окупившийся в прокате за счёт громкого названия. Но это тот удивительный случай, когда все эти 8 лет в кино абсолютно не веришь (приличные ужасы в России – событие мифическое), а на просмотре понимаешь, что Олегом Фесенко тут почти не пахнет (х/ф «Ведьма»), и что-то в этом действе на самом деле есть. Авторы сделали правильный ход, не пытаясь соревноваться с советским фильмом Ершова и Кропачёва, а просто расширили давно всем знакомую историю за счёт массы вовлечённых в происходящее лиц. Пускай и создают они колорит скорее фарсовый, нежели национальный, но самый, казалось, экстремальный шажок - чужеземный англичанин - умудряется отчасти сгладить общее впечатление за счёт своего трезвомыслия. Веселья ради, Степченко в этом океане персонажей бортиком своего корабля попутно цепляет отсылки к Шерлоку Холмсу, стране Оз, Хоббиту и Зловещим мертвецам, но по духу ближе всего новый «Вий» оказывается к испанскому беспредельщику Алексу де ла Иглесии, который тоже в этом году наворотил дел в «Ведьмах из Сугаррамурди». Хотя главная изюминка режиссёра - это увод потенциально фантастического сюжета в область натурального мистицизма со срыванием масок. Если совершенно выкинуть из головы повесть Гоголя и экранизацию с Леонидом Куравлёвым, то от этой версии бессмертного произведения вполне можно получить маленькое (садистское) удовольствие.

Проклятие Аннабель

Трейлер и обзоры Проклятие Аннабель

Сюжет: Мия ожидает первенца, и муж делает ей подарок, редкую куклу Аннабель. А уже ночью радость сменяется ужасом, когда на пару нападают дикие маньяки. Несмотря на увечья, семья после нападения выживает, но вот с куклой, на которую попала кровь мёртвой сатанистки, начинает твориться что-то неладное.

Отчего такой хороший: В прошлом году Джеймс Ван сорвал банк с «Заклятием», но сам после этого отошёл от ужасов. Поэтому, пока Джеймс передумывает, решено было сделать небольшое ответвление про демоническую куклу. Удивительное дело, но ход с приглашением оператора Джона Леонетти, компаньона Вана, на пост режиссёра сработал сносно. Есть у фильма свои проблемы: сценарий лишён малейшей оригинальности, многие ходы заимствуют из типичных фильмов про призраков, но внешне «Аннабель» напоминает скорее «Ребёнка Розмари» Романа Палански, что тоже давно не открытие. К тому же, некоторые зрители могут даже посмеяться, что куклу то режиссёр как раз к сюжету и забыл приплести. Зло в итоге оказывается гораздо страшнее, что, на самом то деле, скорее плюс. Но главными плюсами всё же оказывается нехилая способнось автора держать кино в узде, постоянно подбрасывая героям проблем. Удивляют неожиданными опасностями, продолжительными жуткими сценами, и вообще автор явно вдохновлялся в числе прочих хитов и «Кошмаром на улице Вязов». В паре мест реально можно заёрзать в кресле. Нисколько не оригинальное, но достойное по части ужасов кино.

Худшие мистические фильмы 2014:

Паранормальное явление: Метка Дьявола

Трейлер и обзоры Паранормальное явление: Метка Дьявола

Сюжет: Школа закончилась, и Джесси со своим другом Гектором болтаются по району, фиксируя всё на видеокамеру. Встретили они по дороге и знакомого Оскара, который с грохотом выходил из квартиры местной ведьмы Анны. А вскоре парни узнают, что Оскар ещё раз заглядывал к Анне и в этот раз её убил. Проникнув туда, куда проникать не следовало, Джесси находит в доме стол с разными приспособлениями для чёрной магии и свою фотографию в центре. А следом и Оскара, который сообщает, что Джесс меченый, как и он сам. А позже начинаются первые странности.

Отчего такой плохой: «Метка дьявола» является спин-оффом известного сериала «Паранормальное явления», который формально связывает с оригиналом присутствие сценариста всех продожений «Явления», Кристофера Лэндона. Хотя сходств у фильма Лэндона гораздо больше с «Пришествием дьявола» Мэттью Батинелли и Тайлера Джиллета с их сатанизмом и одержимостями. Как бы то ни было, будь он даже и полноценной пятой частью франшизы, то лестных слов собрал бы тоже немного. Да, смотрится кино пободрее «Явления 4». В фильме шуточек больше, чем обычно принято, гораздо чаще что-то происходит, имеются определённые отсылки к более успешным «Хронике» и «Поражённому», да и пугать кино не забывает (хоть подвальные брожения и сидят уже в печёнках). Но сил на эти фокусы больше никаких не хватает. Давно уж не страшны эти нелепые «бу!» моменты. Повелась, понимаешь, мода, наобещать с три короба, снять таинственный ролик с трясущейся, катающейся по полу камерой и орами на заднем плане, чтоб к экрану допустили. А дальше прокатить, попутно подсчитывая прибыль. Да и смеяться над происходящим настроения уже поубавилось, так как успел наглядеться всего этого в предыдущих отсылочных картинах. В итоге просто сухо, сквозь дрёму просматриваешь, чего ещё навертят в паранормальной «Санта-Барбаре». Причём можно не сомневаться, накрутили будь здоров, привязок к оригиналу достаточно. Но тем. кто не освежил память предыдущими частями, тут разобраться без стакана будет невозможно. Да и нужно ли? Особенно после совершенно алогичного финала, нарушающего ровный ход первого фильма Орена Пели. Бывало и хуже, но этот фильм - яркий представитель коммерциализации хоррора.

Владение 18

Трейлер и обзоры Владение 18

Сюжет: Молодожёны в поисках дешевого и просторного жилья натыкаются на мутную контору, где им по акции предложили уютную квартирку в достраивающейся многоэтажке на окраине города. Сделка с виду удачная, но что-то с Владением 18 не то. Свет периодически вырубается, сторож отнюдь не приветлив, кошка-новосёл уже с порога даёт дёру в неизвестном направлении, а из соседей чаще встречаются призраки, чем реальные люди.

Отчего такой нелепый: Клипмейкер Святослав Подгаевский, автор видосов Найка Борзова, Slot и Stigmata, для полнометражного дебюта выбрал жанр ужасов: с одной стороны, самый простой путь, с другой - удивительно сложный для наших пенатов. Попытка не пытка, конечно, но это как посмотреть. Для зрителей так вполне ощутимая пытка. Из «Владения 18» могли бы сотворить вполне достойную мистическую остросоциалку (первая часть фильма) или неплохой слэшер (вторая половина), но вместо этого покидали все яйца в одно лукошко. Сволочной сторож-педофил, девочка-маньячка-убийца с доброй сестрой- близняшкой, нечистая сила, обитающая на верхних этажах (чёрный туманчик, как из сериала «Остаться в живых»), призраки мёртвых жильцов (кошмарнейшие спецэффекты) и несносный дед с исполосованным лицом (напомнил Роберта Инглунда из «Давилки»).

«Ага, так пойдёт, уж теперь-то наверняка все офигеют!» - подумал режиссёр. А вот и нет. С такими ингредиентами можно треш-комедию снимать, а ведь юмором здесь и не пахнет. Ни одной шутки за фильм! Как, по большому счёту, и крови (ну там, пальчик проколют, руку измажут в варенье, в финале для последнего аккорда что-то вязкое прольют - это слишком типично, чтоб об этом упоминать). При этом, несмотря на обилие всяких «ушатаев», запоминаются разве что «полторашные» сны героев, где персонажу сначала снится кошмар, а потом он спросонья пытается понять, проснулся или нет. Тут таких штуки три: один в стиле Фёдора Крюкова (снова привет Роберту Инглунду), парочка других в стиле Садако, и тоже сносно. Но это всё происходит в первые полчаса, когда герои ещё обживаются, а дальше уже творится сплошь нудятина и фарс до самых титров. Чем больше хозяева начинают узнавать про своё халявное жилище, тем почему-то дурнее становятся. Видимо, со страху. Глупо истерят, провоцируют шизоидов, впускают кого ни попадя в свою квартиру, за что потом разумно получают на орехи. Можно было ведь развернуться даже при таких картах, но атрофия головного мозга режиссёру не позволила.

2 спальни, 1 ванная

Трейлер и обзоры 2 спальни, 1 ванная

Сюжет: Семейная пара Кевин и Рэйчел въезжают в новую квартиру. Тут они планируют завести ребёнка, с зачатием которого у Рэйчел имеются проблемы. Сквозь череду неудачных попыток и не очень успокаивающей атмосферы нового жилища Рэйчел в итоге всё же беременеет, но тут тёмная активность в квартире возрастает. Кевину начинают сниться вязкие кошмары, а Рэйчел начинает вести себя подозрительно.

Отчего такой скупой: 2 спальни, 1 ванная… а сколько ещё то ванн должно быть? Есть ли те, кто ещё не устал от неоригинальной бытовушки с привидениями? В любом случае, вот он, очередной американский фильм про нечисть, при этом сильно напоминающий русский фуфел «Владение 18». Молодая семья, не очень приветливый райончик, странные соседи (снова чокнутый дед, буйные семейные пары по бокам), нехорошая квартира, ночные кошмары с привидениями и кровью, выкидыши. Взвоешь с тоски. Отличия, конечно, имеются. Открытых серийных убийц тут нет, режиссёр Стэнли Юнг больше тяготеет к мистике в духе «Ребёнка Розмари», но задатки Фредди Крюгера где-то там болтаются на заднем плане. Да и в любом случае, на всё это тягомотное болото становится фиолетово, когда главного героя пытаются лепить из самовлюблённого барана, стонущего от недостатка внимания и ревнующего жену к неродившемуся ребёнку. Да что там, даже когда Кевин ненароком насмерть душит свою жену, вопить он начинает в духе «Не поступай так со мной». Тупо желаешь паре не семейного счастья, а скорейшего развода. Из немногочисленных плюсов в фильме можно заметить нормальных актёров Костаса Мэндилора («Пила 5»), Эрика Робертса («Профессионал») и Ди Уоллес-Стоун («Вой», «Куджо»). Хотя первые двое вообще могли бы не появляться, они тут совершеннейшие эпизодники (ну, Робертс- то, понятно, пошёл на роль врача в надежде на трусы на медосмотре поглядеть), Уоллес же опять бабушкой «божьим одуванчиком» заделалась, но мы-то знаем, что всё несколько иначе. В целом, кино – очень скучное, раздражающее и не стоящее двух часов вашей жизни.

Проклятье 3D 2

Трейлер и обзоры Проклятье 3D 2

Сюжет: Фуко становится опекуном для четырёхлетней племянницы Неги, чья мать погибла в прошлой части. Неги живёт в полном отчуждении, подвергается издевательствам в детском саду и постоянно рисует странные картинки. В это же время люди один за другим начали погибать от компьютерного вируса, распространяющегося через Интернет. Вскоре Фуко понимает, что картинки Неги – фиксация будущих смертей.

Отчего такой ушибленный: Проклятое 3D 2 - вот это бы название ему подошло, со всеми этими японскими слоу-мо. Ещё один фильм, получивший в нашем прокате дезориентирующее имя, отсылающее к совершенно другой японской страшилке. На деле же, это уже шестая часть сериала «Звонок», носящего теперь имя главной злодейки Садако. Скажем так, «Садако 2» недалеко ушла от национального позора «Садако» 2012 года. В новой части стало больше садизма со смачными ударами ботинком в лицо, протыканием глаз ножницами и кровавыми ваннами с выныривающими мертвецами. Но это, в принципе, и всё, что тут можно пописать. Актёрская игра посредственна, смерти частенько выходят просто до слёз смешными (мужик, со скоростью света летящий с инвалидной коляски, полицейский, дважды стреляющий себе в голову), главная героиня, похоже, только и делает, что весь фильм забивается с перепугу в угол да бегает, ищет демоническую маленькую Неги, у которой на лице написано "дурдом". А в это время случайные персонажи то всплывают, то пропадают с экрана, и кто они и зачем они, для зрителя, не видевшего предыдущий фильм, так и остаётся загадкой. Хотя какие тут загадки – все они мясо для подросткового хоррора. Нелепого и беспощадного. Жаль, что первого здесь значительно больше.