В этом году стал очевидным кризис наших новогодних предпочтений. Даже я главным новогодним фильмом сначала называю «Реальную любовь», а потом уже вспоминаю, как люблю «Чародеев». А другие авторы и вовсе выросли на «Один дома» и «Плохом Санте». То ли европейская или американская праздничная реальность действительно выглядит краше, то ли мы стыдливо отводим взгляд от экрана, потому что любить советские комедии - это не модно и выдаёт возраст.

Поэтому в качестве новогоднего подарка всем нам стало просвещение. Шесть неочевидных зарубежных лент, чтобы не ставить на повтор пусть и доброго, но уже давно перевоспитавшегося «Семьянина». И шесть советских, но без знаменитого обмена вениками между жителями Москвы и Ленинграда.

Вероника Скурихина

А что насчёт тебя? (How About You…)

Ирландия, реж. Энтони Бирн, 2007 г.

О чём?

Жизнерадостная, но довольно наивная Элли сваливается на голову сестры, которая содержит пансионат для престарелых. Разумеется, в нем есть свой «несносный» квартет, который любит ставить весь персонал на уши и уже поставил пансионат под угрозу закрытия. Одна предрождественская неделя в компании свободолюбивой Элли изменит жизнь этой обители для одиноких стариков.

Почему стоит смотреть?

Надо понимать, фильм об одиноких пожилых людях всегда будет овеян грустью, какие бы комические ситуации не создавали на экране актёры. Но в этой картине вообще комического мало. Это скорее фильм-размышление, которому многие предаются накануне праздника: а я что я сделал за этот год? Как я изменился? К чему хочу пойти дальше? Но при этом, поверьте, рождественский ужин из «А что насчёт тебя?» способен подарить то особое чувство праздника для всей семьи в самом глубоком понимании. Тем более, что этому способствуют трогательные и яркие работы британских актёров: Хэйли Этвелл, Ванессы Редгрейв, Имельды Стонтон и Джосса Экленда. Смотреть рекомендуется числа 2-3 января в послепраздничной меланхолии под клетчатым пледом и с глинтвейном. Редкие слёзы можно будет свалить на чрезмерную пряность напитка, от которой щиплет в глазах.

Новогодние приключения Маши и Вити

СССР, реж. Геннадий Казанский, Игорь Усов, 1975 г.

О чём?

Девочка Маша верит в сказки. Мальчик Витя - в науку. Но обоим хочется, чтобы наступил Новый Год. А тут как раз Кощей похитил Снегурочку. Придется отправиться в сказочное королевство и спасти зимнюю деву. Добротой, смекалкой, завалявшимся в кармане магнитом и огромным количеством песен.

Почему стоит смотреть?

Полноценный детский новогодний мюзикл, как сейчас помню, в детстве казался невероятно интригующим. Научный Витя в сказке творил настоящие чудеса, добрая Маша демонстрировала примеры недюжей толерантности, да и злодеи вели себя не совсем типично. Это сейчас мы понимаем, что сказочный постмодернизм - отнюдь не новый тренд. И видим все сказочные несостыковки картины. Но попробуйте вспомнить именно тот детский восторг, и окажется, что песни на музыку Геннадия Гладкова, вы помните практически наизусть. Особенно про любовь Бабы-Яги к мальчикам и девочкам на обед. Что специализация «артист мюзикла» в советском кино имеет сильную традицию и Михаил Боярский всё-таки чертовски очаровательный кот. И что наши советские сказки вовсе не готовили детей к зачислению в пионеры. Они просто учили нас быть лучше. Смотреть в трезвой компании друзей-ровесников, сидя на уровне подставки под ёлку. Швыряться мандариновыми корками разрешается.

Станислав Туманов

200 сигарет (200 Cigarettes)

США, реж. Риса Брэймон Гарсиа, 1999 г.

О чем?

Планируется потрясающая предновогодняя вечеринка, на которую Моника позвала много гостей. Организованный праздник вот-вот уже начнется, а вовремя соизволил прийти только один человек. Заблудившиеся в людных районах Нью-Йорка и просто не спешащие другие приглашенные в это время проживают типичные для предпраздничной суматохи истории. Но все эти по началу мало связанные рассказы к финалу привозятся-таки чудаковатым таксистом на ту самую вечеринку.

Почему стоит смотреть?

Если недавняя комедия «Новогодний корпоратив» вам показалась слишком буйной, оголтелой, чрезмерно чумовой и справлять в похожей манере недельные каникулы - как-то слишком по-скотски, то «200 сигарет» режиссера Рисы Брэймон Гарсиа - это то беззаботное кино, которое поможет зарядить новогодним настроением каких-нибудь флегматичных зрителей. Не спеша покуривая одну за одной горькие никотиновые палочки, каждый герой данной ленты пусть немного пессимистично заставит вспомнить самое яркое событие всей жизни, досконально разберет его, а потом стряхнет на него черно-белый пепел, как на что-то лишние и уже давно пережитое. Мол, были успехи или неудачи - ну, и черт с ними. Пусть весь уходящий год останется дотлевать смятым округом в стеклянной пепельнице. Да и зачем вообще нужен этот прошедший год, когда новый был встречен с таким отменным актерским составом, как Пол Радд, Бен и Кэйси Аффлек, Кейт Хадсон и Кортни Лав.

Девчата

СССР, реж. Юрий Чулюкин, 1961 г.

О чем?

Молодая девушка Тося Кислицина приезжает в уральский поселок, где будет работать местной поварихой. Во время танцевального вечера Тося знакомится с бригадиром лесорубов Ильей Ковригиным, который на спор заводит отношения с ней. Но после продолжительного общения то, что начиналось как несерьезная игра, переросло в сильные и убедительные чувства.

Почему стоит смотреть?

Вообще данную отечественную классику как-то неправильно воспринимать, как исключительно новогоднее кино. У советского кинематографа были и другие замечательные ленты, которые умело развивали внутреннюю историю в рамках новогодней ночи или предновогодних деньков. У режиссера Юрия Чулюкина в «Девчатах»  главной темой, конечно же, является чистая и белоснежная любовь, как и ослепительный снег в стойкий сибирский мороз. Возможно, именно из-за такого зимнего антуража со временем наш зритель и стал воспринимать эту бытовую комедию, как предвестницу скорого удивительного праздника, потому что, пусть это прозвучит чересчур банально, она способна укутать всю семью в потрепанную дубленку и обуть в безразмерные, но такие тёплые валенки.

Яна Сафроненко

Битва на гирляндах (Battle of the Bulbs)

Канада, США, реж. Харви Фрост, 2010 г.

О чем?

Есть такая американская народная забава - украшать свой дом и прилежащий к нему участок к Рождеству всякими разными лампочками и Санта-Клаусами. Так вот, фильм как раз о том, как эта традиция приобрела форму самой настоящей мании. Две семьи, живущие по соседству, соревнуются, чьи лампочки больше и ярче. Дело, конечно же, в давних счетах между главами семей - Бобом Уоллесом и Стою Джонсом, которые когда-то были закадычными друзьями, но потом рассорились. Теперь оба одержимы желанием доказать, что именно их лужайка и их дом будет самым нарядным в городе, а на войне, как известно, все средства хороши!

Почему стоит смотреть?

Семейное кино о шутливой борьбе за пальму первенства в праздничном декоре понравится многим. В первую очередь, детям - своей яркостью и некоторой карикатурностью персонажей, в особенности забавных рассеянных мужчин и их рассудительных мудрых жен. Нелепые ситуации, в которых то и дело оказываются главные герои, невинные шутки и забавные повороты вызовут если не смех, то по крайней мере широкую улыбку. Один из многих подобных, этот фильм подойдет для воскресного полудня, проведенного вместе с детьми у телевизора.

Карнавальная ночь

СССР, реж. Эльдар Рязанов, 1956 г.

«Есть установка весело встретить Новый год» (с) товарищ Огурцов

О чем?

Бессмертный новогодний шедевр Эльдара Рязанова повествует о подготовке к празднику в клубе. Директор клуба Огурцов - бюрократ и зануда, диктует свои строгие правила веселья и хочет полностью контролировать процесс празднования. Однако молодые ребята - работники клуба - не хотят мириться со скучными распоряжениями и, применяя всевозможные хитрости, готовятся устроить настоящий роскошный бал-маскарад, несмотря ни на что.

Почему стоит смотреть?

Главная черта этой чудесной картины - ее музыкальность. Советские времена - сложные, с другими правилами и принципами, прошли. Но именно тогда музыкальные номера, всевозможная самодеятельность и танцы были чуть ли не единственным средством выражением бунтарского молодого духа. И хотя это бунтарство было весьма умеренным, помнить о его добрых проявлениях - дело благородное. Фильм, который так любили наши бабушки и дедушки, и сегодня поможет всем для усиления новогоднего настроения. Даже если вы и не знаете Игоря Ильинского, Юрия Белова и Георгия Куликова, то знакомые черты точно сможете уловить в розовощекой юной героине в исполнении Людмилы Гурченко.

Дмитрий Бортников

12 рождественских свиданий (12 Dates of Christmas)

США, реж. Джеймс Хейман, 2011 г

О чем?

Кейт Стентон пытается вернуть своего бывшего парня, из-за чего портит свидание в слепую, которое организовала её мачеха. По иронии судьбы, она получает возможность вернуться в этот день, чтобы исправить все, что натворила. Сначала она эгоистично пытается наладить свою личную жизнь, но потом Кейт все-таки понимает, что не помогая другим , она может остаться в этом зацикленном дне навсегда.

Почему стоит смотреть?

«12 рождественских свиданий» - один из тех случаев, когда праздничное настроение достает тебя еще на стадии знакомства с героями, которые только и делают, что покупают подарки, рассуждают, что будут готовить, с кем это все поедать, а в какой-то момент у них в квартире появится елка и начнут происходить чудеса. В общем, вы уже поняли, картина обладает всеми задатками хорошего, семейного кино. «12 рождественских свиданий» - смешной, с правильной моралью проект, авторы которого не забыли щелкнуть по носу многих, в том числе и любимого романтика Америки Николаса Спаркса за сахарность и одинаковость его произведений. И параллели при просмотре складываются правильно-классические, то «Рождественская история» угадывается, то явно прослеживается «День сурка». Искренне рекомендую. Неожиданно эта совершенно не популярная лента принесла массу положительных эмоций и зарядила необходимым настроением, чтобы дожить до уже так ожидаемых новогодних праздников.

Вечера на хуторе близ Диканьки

СССР, реж. Александр Роу, 1961

О чём?

Мастер на все руки, кузцец Вакула обделен одним - женским вниманием. А для того, чтобы «гарна дивчина» Оксана вышла за него замуж, ему надо где-то раздобыть черевички, да не простые, а с ноги царицы российской. Печалился герой недолго: в своем мешке он обнаруживает черта, который готов помочь герою, хоть и не по своей воле.

Почему стоит смотреть?

Здесь надо начать с того, что просмотр «Вечеров на хуторе близ Диканьки» можно смело приравнивать к обязательному , как «Ирония судьбы» тридцать первого декабря. Все-таки фильм снят по произведению Гоголя, ставил его сам Алекандр Роу, автор фильмов, на которых выросло минимум три-четыре поколения советских-российских детей. Все, что в картине происходит, поучительно и поныне, настроение новогоднее рождается при просмотре автоматически, в какой-то момент ловишь себя на том, что герои так отчаянно развлекаются и гоняют с горки, что хочется на антресолях откопать свои санки и сбежать в ближайший парк. А сколько в фильм всяких технических штук использовано! И это в 1961 году! Один полёт Вакулы на Чёрте чего стоит. В общем, я в полном восторге от пересмотра фильма во взрослом уже возрасте. И обязательно буду пересматривать, если 31 декабря поблизости окажется телевизор. Ведь классика на то и классика, чтобы постоянно находить в ней новые грани.

Мария Евенко

Ангел Рождества (Christmas Angel)

США, Реж. Брайан Бру, 2009 г.

О чём?

В преддверии Рождества одинокая и безработная девушка Эшли получает от загадочного соседа предложение о работе. Бывший финансист решает стать «тайным Сантой» для жителей города, а разбитая Эшли нужна ему как помощник. Окунувшись с головой в добрые дела, героиня забудет о собственных проблемах, почувствует себя нужной, и, разумеется, встретит хорошего парня.

Почему стоит смотреть?

Содержание и стиль постановки этой «сладкой» истории вполне соответствуют ее названию. Диалоги в большинстве сцен банальны и незамысловаты. Да и общая манера съемки больше характерна для сериала, чем для полнометражного фильма. Но тема оказания безвозмездной помощи как средства избавления от эгоизма и депрессии в фильме раскрыта. Пожалуй, наиболее уютные и располагающие сцены проходят в классической американской закусочной, которую держит переживший личную драму мужчина. Он в итоге и оказывается героем, за которого переживаешь больше всех. А его фирменных суп «тройной чили» - становится одной из немногих деталей, которые кажутся действительно важными после просмотра. Хотя надо честно сказать, к пресловутому новогоднему настроению все это имеет очень опосредованное отношение.

Иван Васильевич меняет профессию

СССР, Реж. Леонид Гайдай, 1973

О чём?

Рядовой советский учёный-мечтатель изобретает машину времени и случайно меняет местами Ивана Грозного с его двойником из настоящего. Пространственно-временной континуум нарушен, приключения начинаются.

Почему стоит смотреть?

Существует ряд фильмов - не просто классика советского кинематографа, но настоящий культурный код. Просмотр таких картин может повторяться из года в год, и кажется, что радость от процесса с каждым разом будет только сильнее. Среди фильмов-цитатников одним из первых приходит на ум «Иван Васильевич меняет профессию». Фантастическая комедия о «рокировке» самого грозного из царей и его тезки-пенсионера из 1970-х вроде бы не имеет непосредственного сюжетного отношения к Новому году. Однако расхватанные на крылатые фразы диалоги вызывают неосознанное и неповторимое чувство: раз Иван Васильевич «требует продолжения банкета», значит, пришло время провожать старый год. Причем почувствуют приближение семейного торжества не только зрители, которые знают картину наизусть, но и смотрящие ее впервые – ведь фразы вроде «Царь, очень приятно. Царь» каждый уважающий себя русский человек слышал если не с экрана, то из уст родственников.

Каким-то волшебным образом из этого чувства чего-то давно знакомого и родного в конечном итоге и возникает ощущение праздника.

Сергей Лысенко

Интуиция (Serendipity)

США, реж. Питер Челсом, 2001 г

О чём?

История о том, как молодые мужчина и женщина, в исполнении тогда ещё популярного Джона Кьюсака и до сих пор обворожительной Кейт Бекинсейл, случайно встречаются и так же неожиданно расстаются в канун Рождества, наполнена таким количеством невероятных совпадений, назвать которые невозможно никак, кроме как «чудесными». Джонатан и Сара решили, что только судьба должна решать, когда им снова предстоит встретиться, и потому парень записал свой номер на пятидолларовой банкноте, а девушка в книге, которую сдала в букинистический магазин. Пройдут годы и однажды каждый из героев, готовясь к свадьбе со своими новыми возлюбленными, вдруг получит случайное напоминание о той мимолётной встрече. А затем последуют поиски: сумасбродные, уморительные, наивные и, возможно, безнадёжные.

Почему стоит смотреть?

В канун Нового Года, когда повседневная рутина окрашивается праздничной атмосферой, особенно сильно хочется поверить в чудеса. Но ещё сильнее каждому хочется, чтобы чудо произошло именно с ним. Чуть ли ни каждый новогодний фильм по-своему обыгрывает это желание, но романтическая комедия «Интуиция» вообще умудряется балансировать на грани фантастики, используя совершенно реалистичный сюжет. Каждый верит в чудо и, как это ни странно, чудеса в «Интуиции» происходят постоянно. Прямо настоящая ирония судьбы! Да-да, это словосочетание, похоже, как нельзя лучше подходит ко всему, что творится с героями новогодних комедий. Встретятся ли в конце концов Джонатан и Сара? Ну, конечно, ведь подобное кино не может обойтись без счастливого жизнеутверждающего финала, но осознание этого нисколько не мешает наслаждаться просмотром лёгкой и воодушевляющей романтической комедии, которые сейчас уже снимают не часто.

Зигзаг удачи

СССР, реж. Эльдар Рязанов, 1967 г.

О чём?

Главный герой картины, фотограф Орешников, выиграв большую сумму в лотерею, радостно вопит на каждом углу о том, что с ним случилось чудо. А ведь на фоне чудесной истории Орешникова, разворачиваются вполне прозаические события. Фотоателье, где работает главный герой, не выполнило годового плана и всем работникам нужно эту ситуацию расхлёбывать. Кто-то приведёт фотографироваться всю свою семью, к кому-то придёт на работу назойливый ухажёр, а кое-кто даже потратит общие деньги на лотерейный билет. Да-да, чудесная победа в лотерее, как выяснится, окажется не просто не фантастической, а даже преступной. Но героя всё равно простят добрые коллеги – как-никак праздник на носу. Да и, как выяснится, человека портят не деньги, а их отсутствие.

Почему стоит смотреть?

Советские комедии для многих являются неотъемлемым атрибутом празднования Нового Года. Даже если в фильме нет ни намёка на всеми любимый праздник, всё равно мы в конце декабря обязательно пересматриваем всяких там «Иванов Васильевичей» и «Любовь и голуби». Что уж говорить о бессмертных новогодних фильмах Эльдара Александровича Рязанова? Кажется, сейчас уже невозможно накрывать на стол и крошить оливье, если на экране нет Гурченко, поющей про «пять минут», и Мягкова, идущего с друзьями в баню. Вот только очень странно, что при всей любви к «Карнавальной ночи» и «Иронии судьбы, или С легким паром!», многие почему-то совершенно забыли, что у Рязанова есть ещё одна, не менее остроумная и душевная новогодняя комедия. «Зигзаг удачи» редко увидишь по телевизору в канун праздника и даже не часто встретишь в списках лучших работ режиссёра. А между тем, в этом фильме сыграли одни из своих самых первых и заметных ролей Евгений Леонов и Георгий Бурков. Собственно, Рязанов и в 1968 году был верен себе и воплотил на экране, не в последний раз конечно, историю о настоящем новогоднем чуде.

Другие подборки лучших новогодних фильмов можно посмотреть тут, тут и тут.