По правде говоря, между триллером и детективом стала слишком тонка грань, чтоб можно было их различить. Детектив отличается обычно большей болтовнёй, чаще скрытым злом, меньшим количеством крови, хотя оба эти жанра замечательно чувствуют себя в руках режиссёра, который не прочь нагнать атмосферности. Год нам в этом плане может предложить не много, но кое-что любопытное нашлось.Ну а все списки года по жанрам смотрите здесь.

Том на ферме (Tom à la ferme)

Страна: Канада, Франция

Режиссер: Ксавье Долан

Актеры: Пьер-Ив Кардинал, Лизе Рой, Эвелин Брошу, Мануэль Тадрос

Дата выхода в России: 17 апреля 2014

О чём: Рекламщик Том приезжает проститься с мёртвым любовником в канадскую глубинку, где живут его родители. Но встреча с родственниками Гийома не сулит ничего хорошего. Мать Агата была не в курсе «голубых» дел своего сына и до сих пор ожидает встречи с той потаскухой, с которой Гийом якобы встречался. Также у Гийома обнаруживается брат-садист Франсис, который заботливо утаивает от матери всю правду. В итоге, тот угрозами заставляет Тома остаться погостить несколько дней, дабы он поддержал сформированную Франсисом легенду.

Итоги: Молодой автор Ксавье Долан умудрился так удачно в ролике преподать свой очередной фильм, что за просмотром даже вскидываешь бровь, обнаруживая, что это в гораздо меньшей степени триллер, нежели гомосексуальная драма (даже новорождённого телёнка здесь назовут Задница :) ). И, тем не менее, вполне неплохая. Неожиданные чувства враждебных героев, похожих на молодого Джонни Деппа и борца Скотта Эдкинса, носят скорее платонический характер (без лишних телодвижений ;) ), хоть и привязанность эта достаточно мазохистская. В духе «Горькой луны» Полански или «9 ½ недель» Лайна. Не раз Том отхватит по морде за свои порывы нарваться или сбежать с этого чокнутого сельпо, пока в итоге совсем не подхватит шизу.

Взяв за основу пьесу Мишеля Марка Бушара, Долан, который здесь режиссёр, продюсер, сценарист, монтажёр и актёр, хоть и довольно бледновато наводит мраку (чаще хочется смеяться над фермерскими коллизиями), очень старательно работает с деталями, украшая фильм хорошим саундтреком (из замеченных мной песен, французская версия “Windmills Of Your Mind” и “Santa Maria” Gotan Project), любопытным монтажом, вырывающим следующую сцену из лап предыдущей (хотя трейлер он смонтировал даже мощнее), и запоминающимися эпизодами (танго в сарае, махач на кукурузному поле, смерть телёнка).

Всё это, правда, подано неровно: триллер из этой истории так толком и не вырисовывается, да и местами чувствуется какая-то незавершённость (позиция Тома по отношению к своей сотруднице зловеще туманна). Но за счёт качественного бэкграунда Ксавье вполне может рассчитывать на сдержанную похвалу. Конечно же, пока народ не распробовал наш «Зимний путь», который снят не в пример пронзительней. (6/10)

Трейлер и обзоры фильма Том на ферме

Другое мнение о фильме Том на ферме

Любовь – это идеальное преступление (L'amour est un crime parfait)

Страна: Франция, Швейцария

Режиссер: Арно Ларьё, Жан-Мари Ларьё

Актеры: Матье Амальрик, Карин Вьяр, Майвенн Ле Беско, Сара Форестье

Дата выхода в России: 17 апреля 2014

О чём: Марк – учитель литературы, не прочь приударить за своими студентками, которых он катает к себе домой табунами. Одна из таких студенток в итоге пропадает. Полиция в школе ведёт своё расследование, а Марк бы и рад затаиться, но старые привычки не дают покоя.

Итоги: Процесс слаще результата. К такому выводу можно прийти в фильме Жан-Мари и Арно Ларьё, снятому по книге Филлипа Джиана. Несмотря на книжную основу, детективная линия фильма кажется достаточно несложной для разгадки, а простая, немного даже театральная концовка (сидит себе полиция, и ждёт, когда к ним выйдет из дома невооружённый, но несколько неадекватный преступник) немного разочаровывает. Но это только одна сторона медали. Другое дело, как снимают Ларьё свой детектив. «Любовь» - кино неспешное, но в то же время увлекательное, наполненное интересными нюансами, вроде лунатизма героя и его странных отношений с родной сестрой, по-французски утончённое, насыщенное хорошими диалогами и актёрской игрой (назовём это - Амальрик и дамы), поддерживаемое прекрасным саундтреком и переполненное очень в пору пришедшимися видами белоснежных Альп, А сейчас наступает такая пора, когда уже понимаешь, что тепла больше не будет, и хочется перескочить этот богомерзкий период дождей и ноябрьского холода и выйти навстречу первому снегу под стихи Данте. В итоге от фильма остаётся приятный осадочек, когда хочется когда-нибудь ещё раз к нему вернуться. (7/10)

Двойник (The Double)

Страна: Великобритания

Режиссер: Ричард Айоади

Актеры: Джесси Айзенберг, Миа Васиковска, Раде Шербеджия, Крис О’Дауд

Дата выхода в России: 1 мая 2014

О чём: Скромный работяга Саймон как тень, постоянно остаётся незамеченным на своей работе, а любимая девушка игнорирует его. В то время как волна самоубийств захлестнула город, Саймон - потенциальный клиент полиции. Всё становится куда хуже, когда на завод к Саймону поступает точная его копия Джеймс, который превосходит Саймона по всем статьям. Тот, недолго думая, начинает присваивать всё то жалкое, что у нашего горемыки осталось. С каждым днём Саймон становится всё более скованным и незаметным, и ему необходимо что-то срочно придумать, пока он окончательно не исчез для окружающих.

Итоги: «Двойник» уже вторая по счёту полнометражная работа Ричарда Айоади, до этого отметившегося качественным и остроумным подростковым инди-фильмом «Субмарина». Ричард до этого считавшийся интересным харизматичным комиком из сериалов «Обитель тьмы Гарта Маренги» и «Компьютерщики», теперь рискует даже более прослыть как талантливый режиссёр.

Довольно смелым решением было взяться за экранизацию самого малочитаемого рассказа Фёдора Михалыча Достоевского «Двойник» - концентрированного сгустка сильных эмоций, ещё только оттачиваемого автором стиля. Удивительно, но ранее рассказ толком никогда не экранизировали, хотя идею заимствовали частенько. Оттого, наверное, при просмотре так и подмывает начать сравнения с совсем иными людьми. Смотрите как легко это получается:

Противостояние двойников в ретроградском мире абсурдизма, где причудливым образом смешиваются такие разные писатели как Чак Паланик, Франц Кафка и Джордж Оруэлл (вечно таращащиеся люди, свисающие отовсюду трубы и провода, постоянная ночь и мрак, ощущение бесконтрольной шизофрении и паранойи), в памяти вызывает то «Процесс» Орсона Уэллса (Айэд совершенно изумительно играется со светотенями), то «Тёмный город» Алекса Пройаса, то «Голову-ластик» Дэвида Линча (общее безумие замшелого индустриального района), хотя в целом кино навевает ностальгию, заставляя вспомнить безумный мир «Бразилии» Терри Гиллиама, такой же эксцентричный, до ужаса смешной и изобретательный.

Пускай, от Достоевского у Айоади остались рожки да ножки (ну, какой спрос с иностранцев), да и с «загадками в темноте» карта режиссёру немножко подмочена предшественниками (кино его можно довольно быстро рассекретить), но, как видно, для режиссёра это не дело первичной важности. Тут скорее тяжёлая кропотливая работа создания уникальной атмосферы, сотканной из разных материй, как идейных, так и актёрских. Наверное, именно за умело выработанную трактовку этой, в общем-то, коротенькой истории, охота после просмотра снова окунуться в этот холодный и одинокий, но такой занимательный мир. (8/10)

Трейлер и обзоры фильма Двойник

Другое мнение о фильме Двойник

Фрэнк (Frank)

Страна: Великобритания, Ирландия
Режиссер: Леонард Абрахамсон
Актеры: Майкл Фассбендер, Донал Глисон, Мэгги Джилленхол, Скут МакНэйри
Дата выхода в России: 5 июня 2014

О чём: Джон, мелкий программёр из числа офисного планктона, дома ведёт более насыщенную жизнь, пытаясь сочинять музыку. Хотя и выходит неудачно. Как-то на пляже, познакомившись с продюсером группы со странным названием The Soronprfbs, Джона приглашают поиграть с ними. Так он становится участником фрик-коллектива, состоящего из пациентов псих-лечебниц, где лидером является талантливый музыкант Фрэнк, никогда не снимающий здоровенную голову-маску. Тем не менее, заприметив потенциал группы, Джон пытается привести их к популярности.

Итоги: Как оказалось, с детективом фильм прокатил, единственная загадка тут, сколь помятым окажется под маской Майкл Фассбендер. Поэтому, кино скорее из разряда «странных». В реальности, была такая юмористическая передачка "Комедийная карта Британии", где частенько выступал странный коллектив The Freshies во главе с парнем в башке из папье-маше Фрэнком Сайдботтомом. Похоже, они были достаточно популярны, чтобы режиссёр Абрахамсон решил снять про них биопик. Но представления-ожиданиями, а кино авторы решили в свойственной им юморной манере, в несколько ином ключе. Итак, группа, состоящая преимущественно из пациентов психушки (такой жесткой Мэгги Гилленхол вы не видели со времён «Безумного Сэсила Б.»), играет что-то такое необыкновенное, что знающие люди называют японским психоделом или индастриалом Swans (если так, то Фрэнк – Майкл Джира, а Клара – однозначно Джарбо). Такое вот потенциально ограниченное для широких масс «чудо» один бесталанный клавишник-воображала, случайно попавший в группу и фиксирующий всё происходящее в твиттере, пытается продвинуть до уровня хэдлайнеров. Что, естественно, провальная идея. Можно назвать это своеобразной пародией на рок-группы, вроде Spinal Tap, идущей от обратного – изначально шутливая группа рисуется сложными аутсадерами без каких либо хитов. Учтено большинство этапов, сопровождающих начинающую инди-группу. Актёры хороши все, но само кино, наверное, больше доканывает своими регулярными неудачными песнями, и постоянными ссорами (хотя рока в духе Doors местами дают). По-настоящему классным в музыкальном и художественном плане могу назвать лишь финал, где наконец-то все кусочки собираются воедино. Тут и воодушевляющий драматизм и нормальный хит в стиле акын. (6/10)

Трейлер и обзоры фильма Фрэнк

Статья о фильме Фрэнк

Чёрный уголь, тонкий лёд (Black Coal, Thin Ice)

Страна: Китай, Гонконг

Режиссер: Инан Дяо

Актеры: Ляо Фан, Ванг Сюбин, Квай Лун-Мей, Ю Айлей, Ни Цзиньян

Дата выхода в России: 20 июня 2014 (ММКФ)

О чём: Полицейский Чжан Цзыли ведёт дело преступника, рачленящего людей на угольных шахтах. Но после крайне неудачного провёдения допроса друзей одного из убитых, закончившегося бойней, Цзыли увольняют из органов. Через пять лет, работая охранником и медленно спиваясь, он случайно узнаёт от бывшего коллеги, что дело обросло новыми подробностями, и что произошедшие недавно ещё пара убийств ведут к жене первой жертвы, прачке Ву Жичжен. Терзаемый прошлым, Цзыли решает продолжить своё старое неразрешённое дело.

Итоги: Китайское кино всегда радовало своими интересными разработками в области триллеров, но обычно ожидаешь уровня немного попроще, то есть китайский задействованный набор карточек, по которым в фильм вмещают все основные компоненты развлечения, чтобы было не скучно: перестрелки, шутки, драма, пара боев сцен. «Чёрный уголь, тонкий лёд» Инана Дяо слеплен из другого теста. Сугубо арт-хаусный, немногословный и давящий как фильмы Ким-Ки Дука, крайне нединамичный, как советские картины про сыщиков, стилизованный под нуар холодный заснеженный детектив, разыгранный в интерьерах гниющей современности с грязными дворами, побитыми квартирами и т.д. Есть в картине и странные фейрверки, упомянутые в оригинальном названии, дающие неоднозначный символизм, но тут ещё нужно догадаться об их предназначении. Радуют неоднозначные и сложные главные герои фильма, по ходу действия трансформирующиеся под действием своих внутренних демонов, странное предновогоднее ощущение создаёт поглащающая неоновая гамма цветов, и конечно запоминается начальная бойня в парикмахерской. Непростое кино, но своего зрителя обязательно найдёт. (8/10)

Враг (Enemy)

Страна: Канада, Испания

Режиссер: Дени Вильнёв

Актеры: Джейк Джилленхол, Мелани Лоран, Сара Гадон, Изабелла Росселлини

Дата выхода в России: 26 июня 2014

О чём: Скромный учитель Адам, чтобы развеять скуку, по совету друга берёт в прокате кино «Где есть воля – там есть и путь», в котором неожиданно для себя замечает актёра, крайне похожего на него. Со временем интерес перерастает в одержимость новым открытием, и Адам ищет встречи со своим двойником.

Итоги: 2014 год внезапно оказался богат на фильмы про двойников, тем не менее, не похожие друг на друга. Ричард Айоади в своём «Двойнике» пытался вживить рассказ Достоевского в нуарную реальность Терри Гиллиама и Кафки, а канадец Дени Вильнёв, ещё недавно выходивший в свёт с крепким, но традиционным триллером «Пленницы», внезапно скакнул на территорию Дэвида Линча. Приглушённая прибитая песчаная гамма, вечно тревожная музыка, иногда заигрывающая с тёмными силами (внезапная сцена откровения под Walker Brothers), неохотные на слова персонажи заставляют почувствовать себя, во всяком случае, неуютно, но гораздо больше не покидает ощущение, что смотришь прилежный микстейп насмотренного киномана-абстракциониста.

Слишком частые недомолвки, нездоровая тяга Адама к поиску приключений отдаются в памяти «С широко закрытыми глазами» Стэнли Кубрика (ну, двойник, и что? откуда такой повод для тревоги?). Патологические одержимости и странные видения намекают на «Шоссе в никуда» Линча, двойники, примеряющие на себя образы друг друга, указывают на заложенный томик Фёдора Михалыча, хотя нити авторства «Врага» и указывают на обладателя Нобелевской премии по литературе Жозе Сарамаго, который явно вдохновлялся русским писателем.

Линию сравнений можно продолжать и далее, но вряд ли это необходимо. Ведь, не подготовившись должным образом к просмотру, есть шанс в итоге упустить их все, потому что сюжет фильма с виду лишь довольно обычная сова, вечно в себе, с сомнамбульным дневным образом жизни. За странным любовным квадратом очень легко упустить множество деталей, разбросанных по картине, тихо пошёптывающих о том, что совы не то, чем кажутся. И при всей холодности картины, создающей ощущение, будто подсматриваешь за жизнью не одного Фрэда Мэдисона, а сразу двух, «Враг» требует хотя бы ещё одного пересмотра. Не такого, чтоб с перерывами на чай, а именно внимательного, аналитического. Потому что именно по этим едва уловимым деталям и тонкой игре актёрского состава понимаешь, что "Враг", не просто подражание творцам, а осмысленная многослойная идея.

Впрочем, неожиданный финал и без лишних раздумий может заставить заподозрить, что что-то было незримо упущено. Таинственный клуб или разговоры в унисон, – тот щелчок в мозгу, переключающий внимание с кризисной драмы на психологический аспект. Интересное кино, возможно не так влекущее на пересмотр как художественно богатый «Двойник», и в чём-то повторяющееся, но двойственность «Врага» – его большой плюс, подминающий под себя прибитый видеоряд. (7/10)

Трейлеры и обзоры фильма Враг