Каждый актёр желает попасть в популярную кинофраншизу, чтобы, особо не напрягаясь, ежегодно получать стабильный заработок. Ещё лучше, если артист сам сможет курировать производство фильма и распределение бюджета на съёмках. Так, скорее всего, думал Майкл Фассбендер, решивший не только сыграть главную роль в экранизации популярной серии видеоигр «Assassin's Creed», но и стать её продюсером. И начал Майкл во всех интервью рассказывать, какой он горячий поклонник этой игры и как давно он мечтал перенести её на киноэкран. Правда недавно Фассбендер проговорился, что до того, как студия «Ubisoft» предложила ему эту роль, он об «ассассинах» даже не слыхал. Но это ещё ничего. Актёр искренне удивился, когда журналисты начали спрашивать его о том, почему все экранизации игр получаются посредственными и сурово оцениваются критиками и зрителями. Эх, сказал б кто-нибудь Майклу об этом до того, как он впутался в такое сомнительное мероприятие, как «Кредо убийцы».

Жанр приключения, фэнтези, история, боевик, фантастика

Страна Великобритания, Франция, Гонконг, США

Режиссер Джастин Курзель

Продюсеры Майкл Фассбендер, Патрик Краули, Фрэнк Маршалл

В ролях Майкл Фассбендер, Марион Котийяр, Джереми Айронс, Брендан Глисон, Шарлотта Рэмплинг, Майкл Кеннет Уильямс и др.

Премьера в РФ 5 января 2017 года

Назывались разные причины, почему все фильмы, снятые по сюжетам видеоигр, не выдерживали никакой критики. Вольное обращение с исходным материалом, слабые сценарии и невозможность при просмотре фильмов, в отличие от игр, повлиять на происходящие на экране события – все эти факторы из года в год мешали зрителям тепло принимать очередной перенос игрового сюжета на киноэкран. Единственными, кто вспомнил замечательный афоризм «если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам», стали французы из «Ubisoft». Когда поднялся вопрос об экранизации их знаменитой франшизы «Prince of Persia», студия взяла съёмочный процесс под свой строгий контроль, а в сценаристы позвала создателя игры Джордана Мехнера. В итоге фильм «Принц Персии: Пески времени» может и не вызвал бурю восторженных оваций, но получился на голову выше всех предыдущих игровых экранизаций. Естественно, сразу же заговорили об адаптации ещё одной популярной серии - «Assassin's Creed». Снова студия сама наняла сценаристов, и сама же решила тотально курировать производство. И тут «Ubisoft» просто напросто улыбнулась удача – им удалось заманить в свой проект Майкла Фассбендера, уставшего от «Людей Икс», но желающего заполучить кассовую франшизу.

Фассбендер, в тот момент работавший на съёмках очередной экранизации шекспировского «Макбета», так загорелся идеей, что позвал с собой в экранизацию «Ассассина» своих коллег по съёмочной площадке: актрису Марион Котийяр, режиссёра Джастина Курзеля и даже оператора Адама Аркпоу. Команда подобралась сработавшаяся, слаженная, да и опыт на съёмках предыдущего фильма оказался весьма кстати. «Макбет» получился стильным фильмом, где картинка брала верх над содержанием – не в последнюю очередь благодаря эстетически выверенной работе всё-того же оператора. Но, одно дело – экранизировать пьесу Шекспира, которую только в кино ставили уже десятки раз, и совсем другое – переносить на экран проработанную игровую вселенную, имеющую миллионы поклонников. Всё важное, что сценаристы смогли показать и объяснить игрокам за десять лет и девять игр, режиссёру необходимо было донести до зрителей за пару часов экранного времени. И стоит сказать, что у создателей фильма это скорее не получилось, так как сюжет и сценарий ленты вызывает больше вопросов, чем даёт ответов. Неподготовленным людям будет сложно понять, чего забыли ассассины и тамплиеры в двадцать первом веке и как вообще работает концепция воспоминаний предков. Хотя многих недосказанностей можно было избежать – в игре эти странности ёмко пояснялись буквально парой фраз. Разве нельзя было, говоря о генетической памяти, вместо псевдонаучной чуши добавить строчку о том, как птицы узнают, куда нужно улетать зимой – сценарный пробел сразу заполнился бы, да и стало бы понятно, к чему в кадре постоянно маячит орёл. Всё это многозначительное молчание фильму безусловно вредит и особенно обидно становится, когда авторы не стесняясь вставляют тут и там жирные намёки на сиквел, а концовку обрубают вообще на самом интересном месте. Когда ты заплатил за билет в кино, то хочешь увидеть целую историю, а не двухчасовую заявку на «нечто большее». Да и судя по сборам и реакции критиков, сиквел этот мы вполне можем и не увидеть.

Но даже если забыть про все недомолвки и намеренные пробелы в истории, всё равно в глаза бросается, мягко скажем, неидеальность сценария. Тут и там возникают вопросы уже не к сюжету, а к логике повествования. Зачем в одном месте собирать потенциальных убийц и позволять им свободно разгуливать по зданию? Какой надмозг проектировал «Анимус», который в фильме постоянно ломается или доводит подопытного до состояния полусмерти. Но совсем уж становится смешно, когда сотни тамплиеров двадцать первого века, надев рясы с капюшонами, собираются на сверхтайное собрание решать судьбы мира в сверхсекретном здании, которое называется… «Церковь Тамплиеров». Да, кстати, для российских зрителей есть отдельный сюрприз: у главных злодеев здесь фамилия Райкин, правда при дубляже её изменили на Райлин. Даже посмеяться не дают.

Ну а если не получается смеяться, то чем тогда себя занять? Можно посмотреть на великолепно поставленные и со вкусом снятые сцены в прошлом. Если современное действие в основном вызывает только смех и нарекание, то «испанские» эпизоды удались Курзелю на все сто процентов, жаль только, что эпизодов «прошлого» в картине от силы полчаса. Видно невооруженным глазом на что потратили бОльшую часть бюджета – декорации и антураж не вызывают нареканий, а массовые батальные сцены срежессированы убедительно и практически без использования компьютерных эффектов. Когда ассассины собственно занимаются тем, чем должны заниматься в фильме про ассассинов, хочется аплодировать. Правда затем фильм сразу же возвращается к Райкиным, мировому правительству и прочей ерунде в духе «Кода да Винчи». Нельзя сказать даже, что спасает актёрский потенциал. Майкл Фассбендер хорош как всегда, но даже он не выкладывается здесь на уровне «Джобса» и «12 лет рабства». Марион Котийяр, как и Джереми Айронс, здесь присутствуют только для красоты. Зато теперь можно шутить, дескать, Айронс сыграл Райкина - главного злодея в фильме про ассассинов, а ещё он играл Родриго Борджиа, который является главным злоедем в играх про асссасинов. Признаю, какая-то не смешная шутка получилась – совсем не в духе Райкина. Ещё в картину заглянула Шарлотта Рэмплинг, произнесла «Hi, I'm Charlotte Rampling, bye» и исчезла, обещая появиться в гипотетическом продолжении, а персонажа Брендана Глисона попросту слили.

К сожалению, ничуть не плохой фильм «Кредо убийцы» всё равно хочется больше ругать, чем хвалить. Режиссёр явно разбирался в игровой вселенной и без сомнения старался создать кино одновременно зрелищное и неглупое. Первое у него получилось, а вот со вторым беда. На полке среди всех экранизаций видеоигр, «Ассассин» точно не станет впереди «Варкрафта» и «Сайлент Хилла», но и к творениям Уве Болла его поставить нельзя. Это кино займёт своё место ровно посередине, как раз рядом с тем же «Принцем Персии». Стыдись, «Assassin's Creed», мы ожидали от тебя большего.

Оценка TenStars 6 из 10 Нормально