Ты в балете никто, пока не докажешь обратного (с)

Фильмы о танцах периодически пытаются заинтересовать кинозрителей. Чего нам только не показывали: и уличные, и классические, и в сочетании, но чаще всего такие ленты выстроены по одной схеме и страдают от отсутствия внятного сценария и актеров, которыми частенько прикидываются танцоры. «Большой» Тодоровского тоже можно сначала принять за нечто подобное. Но режиссеру интересны, в первую очередь, люди, их судьбы, проблемы и сложно объяснимое желание выхода на сцену, такое бердмановское состояние сумасшествия. Когда сцена для человека становится просто навязчивой идеей, не важно, что ты будешь на ней делать, солировать или быть одним из тех, кто танцует в кордебалете. И поэтому «Большой» можно назвать высказыванием о творческих людях, их непростых судьбах и попытках объяснить всем вокруг, что они не серая толпа, которой нечего сказать и показать, а именно те, кто выбивается в люди благодаря своему таланту.

Жанр
Драма, балет, кинороман, танцы
Страна
Россия
Режиссер
Валерий Тодоровский
Сценарист
Анастасия Пальчикова
Оператор
Сергей Михальчук
Композитор
Анна Друбич, Павел Карманов
Продюсер
Валерий Тодоровский, Антон Златопольский, Максим Коропцов
В ролях
Маргарита Симонова, Анна Исаева, Алиса Фрейндлих, Валентина Теличкина, Николя Ле Риш и др.
Премьера в РФ
11 мая 2017

Юлия Ольшанская из Шахтинска получает шанс на какое-то будущее, когда её замечает бывший артист балета Большого театра Потоцкий. Он обучает основам мастерства и везет поступать в Москву. Он приводит её в балетную школу, и девочка даже сдает вступительные экзамены, после чего за подготовку Ольшанской берется Галина Михайловна Белецкая, которая видит в ней не только потенциал, но и редко встречающееся желание жить танцем и вставать ради занятий каждое утро. Обучение проходит долго и мучительно, балеринам постоянно приходится делать выбор в пользу балета. Ведь стоит хоть раз оступиться, возможность танцевать заветную партию на сцене может растаять для них навсегда.

Валерий Тодоровский, режиссёр: У меня нет детских воспоминаний о Большом, я маленьким мальчиком не видел «Щелкунчика» и не решил после этого, что обязательно сниму фильм о нем. Да это была бы очень красивая история, на самом деле это происходило гораздо медленнее. А вот теперь, после того, как мы сняли фильм, я с полной уверенностью могу сказать, что люблю балет. «Большой» стал моей персональной дорогой к этому. Я никогда не был балетоманом, всегда воспринимая его, как что-то невероятное, но очень далекое от меня и реальности. Но в какой-то момент, оказавшись на спектакле, я понял, что для меня, как для кинематографиста, это все очень привлекательно, потому что балет - чистая, абсолютная, законченная красота, которую проносят сквозь поколения мастера. И при этом я прекрасно понимал, что за этим стоит не только невероятный труд и жертвенность, но и мир, в который мне захотелось войти и рассказать о нем. «Большой» не создавался легко и быстро, но в какой-то момент все срослось, мы договорились с Антоном (Златопольским, продюсером картины прим. ред.), появился шанс все это поставить, и тут я испугался. Вдруг мне стало понятно, насколько это большая ответственность. Это был слишком большой и сложный мир, и я не понимал, могу ли себе позволить рассказать о нем, но было поздно, потому что уже были приняты обязательства и собрана команда. Мы стали ходить в Большой театр, как на работу, как на постановки, так и просто пообщаться с профессионалами. И чем дольше я входил, тем больше меня это засасывало.

Первое, что бросается в глаза при просмотре «Большого», это восприятие кадра и актеров в нем. Снявший когда-то первые картины Тодоровского оператор Сергей Михальчук создает из фильма о танцах настоящее произведение искусства. Герои перемещаются в кадре, будто он трехмерный, заходят, выходят и танцуют в нем. Вообще «Большой» без каких-либо технических наворотов смотрится, будто в 3D или даже в IMAX, т.к. по ощущениям актеры с легкостью могут спрыгнуть с экранов в зал, совершая свои невероятные и красивые балетные па.

Валерию Тодоровскому мешают современные деления кино на жанры. Триллеры, ужасы, драмы - это ему совсем неинтересно. После полюбившегося в нашей стране сериала «Оттепель» ему захотелось создать что-то еще более монументальное, сложное и про людей. «Большой» - это такая книга, которую зрители приоткрывают и сразу же зачитываются ей, оторваться от нее невозможно, т.к. публику не покидает ощущение, что вот именно сейчас что-то может произойти, причем именно то, что изменит жизни героев навсегда. Как восхищаются сами актеры балета, сценаристу Анастасии Пальчиковой и режиссеру Тодоровскому удалось выделить главное, просто и подробно рассказав о том, как все начинается, продолжается и у некоторых все-таки заканчивается на подмостках Большого. Одной из главных удач проекта можно назвать закольцованную структуру сюжета и правильную подачу флешбеков. У Тодоровского нет ни единого лишнего кадра, а все, что показывается, разъясняется или дополняется потом в диалогах.

Валерий Тодоровский, режиссёр: Я задумывал эту картину, как фильм-роман. Хотел уместить в два часа три жизни героев, дружбу, которая успевает распасться и собираться вновь, обретение себя и профессии. Фильм, когда я его собрал, шел около трех с половиной часов и, поверьте, мне пришлось вырезать очень много хороших сцен. Но я надеюсь, что когда фильм выйдет, потом у меня будет возможность показать отдельную телеверсию, куда войдет все, и, поверьте, она будет очень сильно отличаться. Эта сложная история про людей, которые приходят в балет, за возможностью постоять на сцене лишь десять минут, понимаете, вот за это они и умирают.

В какой-то момент «Большой» превращается в «Одержимость» Дэмьена Шазелла и хочется забраться в самый темный уголок зрительного зала и плакать вместе с главными героинями. О том, как же сложно иногда мириться с родственниками, когда ты добиваешься своих целей, идешь ради них на все, а тебя все равно не ценят, бьют и пинают за то, что ты выбираешь иной путь.

Отмечу и то, что картина Тодоровского не лезет в грязное белье, которое так любит освещать желтая пресса. Для него важнее рассказать историю о том, как люди влюбляются и идут к своим целям, чем то, как они могут быть жестоки по дороге к намеченному.

Валерий Тодоровский, режиссёр: Я любитель сложных кастингов, частенько устраиваю для себя эту головную боль. Очень быстро стало понятно, что драматические актеры этого сыграть не смогут. Потому что, какие бы они не были худые, подтянутые и пластичные, они просто не смогут стоять и выяснять отношения, подняв ногу, как настоящие танцоры. Стало понятно, что надо искать героев среди артистов балета. Дальше мои помощницы (второй режиссер и кастинг директор) реально объехали всю страну, была проделана огромная работа. Они снимали видео, мы их вместе отсматривали и вызывали на дополнительные пробы. И все никак не складывалось, пока не появилась наша троица. Андрей из Екатеринбурга, Маргарита из Варшавы и Аня из Москвы. Наши герои многократно проходили пробы, Аня девять месяцев ездила к нам, как на работу. Не все получалось, но Аня много работала, в итоге она смогла раскрыться. С Маргаритой вообще была удивительная ситуация: её нашли мои помощницы в Варшаве и попросили записать видео о себе. Я посмотрел запись и понял, что это очень-очень-очень наша девушка, а дальше мы отправились на пробы в Вильнюс, куда приехала и Маргарита, там мы долго разговаривали, делали какие-то пробы, после чего я на девяносто процентов был в ней уверен.

Не зря создатели столько времени потратили на подбор актеров. Маргарита Симонова, Анна Исаева и Николя Ле Риш общаются со зрителями в основном с помощью языка тела. А действительно драматические образы отыгрывают Алиса Фрейндлих, Александр Домогаров и Валентина Теличкина, их лучшие роли за последние лет двадцать. Актерам удается создать по-настоящему живых героев, несмотря на то, как они ведут себя со своими учениками.

Про музыку «Большого» нужно говорить долго и подробно. Но если вкратце, никогда бы не подумал, что фильм о балете так может украсить почти незаметный, но всегда к месту вступающий саундтрек. При том, что в картине звучит классическая музыка из балетов Чайковского, мелодии, специально написанные для «Большого» дуэтом Анны Друбич и Павла Карманова, не теряются среди них, а лишь усложняют действия и мотивы героев.

«Большой» это громоздкое, непростое, эмоциональное высказывание о тех, кто ради своей мечты готов на все. Семья, любовь, карьера – все это не важно, когда перед вами возникает сцена и есть вероятность того, что вы когда-нибудь сможете на ней выступить перед публикой. Очень хочется посмотреть и телеверсию «Большого», ведь Тодоровский уверяет, что она получилась совсем иной, нежели фильм. А пока можно смело говорить, что теперь и у нас есть кино о балете, на которое не стыдно сходить всей семьей. Посмеяться, поплакать и возможно понять что-то большее не только о балете, но и о себе. Ведь у всех в жизни бывают моменты, когда нужно принять решение, способное изменить всю вашу жизнь.

Оценка TenStars 8 из 10 Отлично