Количеству экранизаций романов Стивена нашего Кинга может позавидовать любой современный писатель. На данный момент в работе находится порядка тридцати фильмов по произведениям Короля ужасов, и на этом Голливуд даже не думает останавливаться. Собственно, почему бы Кинга не экранизировать, если его имя популярно и приносит доход, а сам писатель продаёт права на свои книги чуть ли не за один доллар. Но большинство продюсеров и режиссёров наивно верят, что раз уж они заполучили книгу именитого автора, можно не париться и без особых стараний наклепать по ней более-менее прибыльную киношку. Естественно такой подход не срабатывает, ибо многое из того, что творится в голове Кинга, тяжело внятно перенести на экран. Особенно плохо дела обстоят, если за основу берется роман, над которым даже писатель особо не старался. Да-да, речь идёт как раз про «Мобильник».

Жанр
триллер, ужасы
Страна
США
Режиссер
Тод «Кип» Уильямс
Продюсер
Майкл Бенаройя, Шара Кэй, Джон Кьюсак
В ролях
Джон Кьюсак, Сэмюэл Л. Джексон, Изабель Фурман, Кларк Сарулло, Итан Эндрю Касто, Оуэн Тиг, Стейси Кич, Джошуа Микель, Энтони Рейнольдс, Эрин Элизабет Барнс и другие
Премьера в РФ
7 июля 2016

Примечание: автор данного текста пользуется мобильным телефоном. С его психикой пока что всё в порядке.

С Кингом всегда так: приходит неожиданная идея в его голову и её нужно скорее переносить на бумагу, пока она свежа. Это его слова, не мои. А то подумаете, будто я взялся говорить от лица писателя. К тому же Король ужасов признавался, что издатель постоянно торопил его в работе над «Мобильником» - отсюда небольшой объём книги, плохо прописанные персонажи и скомканная концовка. Экранизация же, наоборот, в кинотеатры совершенно не торопилась. Ещё в 2006 году, сразу же после выхода романа, Dimension Films выкупила на него права и постановка «Мобильника» была запущена в производство. Тут к проекту присоединился теряющий популярность Джон Кьюсак, решивший выступить продюсером и заодно исполнителем главной роли, а режиссёром долгое время значился Элай Рот. Только представьте, какой могла получиться адаптация одной из самых депрессивных и кровавых книг Кинга в руках создателя «Хостела» и «Лихорадки». Увы, Рот предпочёл работать с Тарантино над «Бесславными ублюдками» и, похоже, с этого момента «Мобильник» был обречён.

Режиссёру Тоду Уильямсу, снимавшему вторую часть «Паранормального явления», банально не хватило мастерства и опыта в работе над экранизацией романа. Неумелость постановщика видна невооружённым глазом, а ещё сильнее в глаза бросается копеечный бюджет картины. Серьёзно, дешевизна производства лезет отовсюду: декорации однообразны, грим убогий, а спецэффекты так вообще отвратительны. Даже самая дешёвая видеоигра может позволить себе показать взрывы реалистичнее и убедительнее, чем в этом фильме. Но талантливый режиссёр даже при отсутствии приличного финансирования может снять кино увлекательное, страшное и даже культовое, как это сделал в «Ночи живых мертвецов» Джордж Ромеро, которому и посвятил свой роман Стивен Кинг. Жаль, но Тоду Уильямсу не удалось своей режиссурой даже просто отвлечь зрителя от недостатков картины. Наоборот, на многочисленные огрехи невозможно не обращать внимания, и потому в мысли навязчиво стучится фраза героя Тома Круза из «Солдат неудачи»: «…дай от меня этому режиПсёру в морду от всей души».

В морду должен получить и сценарист, которому, наверное, в качестве исходного материала досталась измятая, изорванная и изгрызанная мобилопсихами книга. В отличие от ровного повествования романа, сценарий картины скачет просто семимильными прыжками, причём такая динамика вместо драйва вгоняет зрителя в скуку и недоумение. Начальная сцена инцидента длится меньше десяти минут, после чего главный герой куда-то бежит, встречает непонятных попутчиков, тут же их теряет и вот уже из запуганной жертвы превращается в бесстрашного истребителя врагов, со спокойным лицом давящего за рулем грузовика сотни мобилопсихов. Хотя есть вероятность, что со сценарием как раз всё было в порядке (сам Кинг приложил руку к написанию), а загубил всё монтажёр, нещадно изрезавший плёнку с отснятым материалом. Одна сцена сменяет другую с какой-то невероятной скоростью, диалоги обрезаны в самых неподходящих местах, да и простых киноляпов, вроде в этом кадре герой в очках, а в следующем уже нет, здесь полно. А когда во время первого просмотра начинаешь обращать внимание на киноляпы, то фильм уже можно хоронить без всяких почестей.

Возникает резонный вопрос: ради чего вообще смотреть это кино? Если вы не преданный фанат Кинга, то скорее всего вас заинтересуют актёры, занятые в главных ролях. И уж они стараются как могут, правда идиотские диалоги и топорная режиссура обрубают на корню любые попытки актёров выдать отличный перформанс. Джон Кьюсак давно уже не в том возрасте, чтобы стоять с бумбоксом над головой под окнами школьниц, но увидеть его в кино всегда приятно. Жалко, что хороший актёр застрял в фильмах категории «Ж», но мы всё равно помним его лучшие роли в «Быть Джоном Малковичем» или в той же кинговской экранизации «1408», где он выдал убедительный и пугающий театр одного актёра. Сэмюэл Л. Джексон там тоже появлялся на целых пять секунд, зато в «Мобильнике» он получил с Кьюсаком равнозначную роль и одинаковое количество экранного времени. Как всегда крутой Сэм Джексон может ничего не играть – пару раз похмурился, пару раз пошутил, а мы всё равно будем рады. А уж когда он начинает цитировать Библию, невольно возникают забавные аналогии с «Криминальным чтивом». Хочется ещё отметить девятнадцатилетнюю Изабель Фурман, которую многие могли видеть в неплохом хорроре «Дитя тьмы». Девушка крайне талантливая и умудряется продемонстрировать чуть ли ни самого приятного персонажа во всём фильме.

Печальный вывод напрашивается сам собой: как и сам писатель, давно не выпускавший ничего путного, его экранизации не могут похвастать свежестью и оригинальностью. Грядущее «Оно» попало в руки дебютантов, а «Тёмная башня» с вероятностью в девяносто процентов окажется катастрофой, которую фанаты писателя возненавидели ещё на стадии препродакшена. «Мобильнику» же банально не повезло: за десять лет производства картина растеряла всех талантливых людей, а оригинальная тема романа из пугающей превратилась в смешную. В итоге всё справедливо сводится к любимой книжными снобами фразе: книга лучше. В данном случае, с этим утверждением сложно не согласиться.

О лучших фильмах, снятых по романам Стивена Кинга вы можете прочитать нашу статью по ссылке.

Оценка TenStars 5 из 10 Заурядно