Лето. Сен-Тропе. Солнце так сильно плавит тесные улочки портового французского городка, что единственное спасение от того, чтобы сгореть вместе с курортом, - нырнуть поглубже в омывающее коммуну море. Ну, или в частный бассейн, расположенный на территории роскошной виллы. На одной из таких вилл, к слову, видный секс-символ 70-х годов, киноактер Ален Делон, безмятежно так плавает вдоль бортиков от одного конца бассейна к другому. Иногда останавливаясь, чтобы перевести дыхание. К сожалению, рядом с ним не загорает на шезлонге обворожительная спутница Роми Шнайдер, а их живописное уединение не фиксирует на пленку режиссер Жак Дере, как это было в классическом детективе 1969 года “Бассейн”. Нет, есть только Ален Делон, ослепляющий своей прозрачной водой бассейн и небольшой промежуток времени до того, как “бомбочкой” прямо в центр водоема плюхнется обрадованный таким знатным приглашением Рэйф Файнс.

Большой всплеск

Большой всплеск
Жанр
Триллер, Криминал, Детектив
Страна
Италия, Франция
Режиссер
Лука Гуаданьино
Продюсер
Майкл Костиган, Лука Гуаданьино, Оливье Курсон
Премьера в РФ
9 июня 2016

Вот не зря же во многих фитнес-комплексах или спортивных залах, где имеется небольшой бассейн для оттачивания какого-то определенного вида плавания, есть инструктор-спасатель, который постоянно дует в свой визгливый свисток, чтобы никто в его присутствии не смел прыгать с бортика. Такого же свирепого и назойливого инструктора нужно было приставить к отделенному от остальных домику Ален Делона, чтобы никакие британские театралы не тревожили его и так уже давно забытый “Бассейн” своим “Большим всплеском”. Но раз следить за нарушителями спокойствия некому, то Файнс вместе со своими такими же хулиганистыми приятелями включает бравурную музыку на проигрывателе для винила и превращает невозмутимую виллу в оживленное место.

Прошлогодний ремейк итальянского режиссера Луки Гуаданьино “Большой всплеск”, который был снят по мотивам того самого “Бассейна” с Ален Деоном, Роми Шнайдер и Морисом Роне, действительно является каким-то более неугомонным и задорным фильмом, нежели его ленивый оригинал. Гуаданьино как будто со всего размаху вбросил свою очередную международную постановку в программу 72-го Венецианского кинофестиваля, а круговые волны до сих пор рябят на поверхности воды.

Хорошо сохранившиеся вибрации дошли-таки и до простого зрителя, и 9 июня “Большой всплеск” окатит залы многих российских кинотеатров. Честно, не знаю, нужно ли вам пробовать входить в эту хлорированную воду или нет, так как европейское кино и создается для того, чтобы быть неоднозначным. Поэтому если вы уже какое-то количество раз “пробовали водичку” кончиком большого пальца ноги и вам все равно она показалась непрогретой, то к “Большому всплеску” даже можно и не приближаться. Хотя погода на юге Италии в июне вроде бы располагает к водным процедурам.

Да, я прошу прощение за географические несостыковки в этом тексте: в начале все действие происходило где-то неподалеку от Лазурного берега, а теперь вдруг на островной части “итальянского сапога”. Просто это второе отличие французского оригинала от территориально соседствующего с ним ремейка. Ну, не будет же коренной сицилиец в кадре наслаждаться историческими застройками какой-то прибрежной коммуны, когда из окна у него открывается чудесный вид на гористые рельефы. Изучить всю эту холмистую местность с главными героями действительно интересно и по-особенному выразительно, но смена локаций никак не влияет на заданный сюжет, когда все ключевые сцены проходят на огороженном забором владении.

Перекачивать через насосную станцию и так уже адаптированную историю Жака Дере и Жан-Клода Карьере в свой еще пустующий резервуар взялся сценарист Дэйв Кайганич, который, как мне кажется, и плавать-то без нарукавников не умеет. Все самые заметные изменения характеров персонажей, их пояснительные предыстории, иногда слишком самоуверенные мотивы, в конце концов род их профессиональной деятельности, цвет волос и прически придумывал скорее всего сам интернациональный квартет актеров, среди которых главным идейным вдохновителем была, разумеется, Тильда Суинтон.

Есть много разных версий, полагающих, что британская аристократка совершенно не с этой планеты, а прилетела к нам на космическом корабле, чтобы получше изучить наш ограниченный вид, прямо как Лора из фантастического триллера “Побудь в моей шкуре”. Кто знает, может быть Тильда Суинтон тоже время от времени заманивает несчастных землян в полностью затемненную комнату, где утапливает их в вязкой жиже, похожей на мазут. Но то, что у нее действительно неземная внешность – этого отрицать никак нельзя. Любой режиссер, которому выпала возможность поработать с этой стильной и яркой особой, всегда пытается создать актрисе какой-то феноменальный образ, но не конфликтующий с её собственным вкусом. А так как Лука Гуаданьино уже работал со Суинтон над лентой “Я – это любовь”, где у нее была безынтересная и какая-то приземленная роль, то в “Большом всплеске” можно было сыграть настоящий рок-н-ролл. Но даже не так важен тот экстравагантный наряд, в котором героиня Суинтон Марианна Лэйн выступает перед 70-тысячным залом, а какой Марианна является в обычной жизни, натянув на себя лишь белоснежный купальник и проводя отпускное время рядом со своим возлюбленным-фотографом.

В картине “Большой всплеск” очень любопытно и я бы даже сказал правильно все разделены по парочкам: дуэты не вызывают какого-то отторжения, либо какого-то недоверия к взаимоотношениям между персонажами. Еще не перешедший отметку в 40 лет Маттиас Шонартс крутит интимные отношения с пятидесятипятилетней Тильдой Суинтон, а совсем юная Дакота Джонсон, нет, не играет в сабмиссива с Рэйфом Файнсом, а просто держится поближе своего старика, когда ее знакомят с новыми людьми. Вроде бы вот они, очерченные границы, которые недозволительно переплывать, но когда все разом ныряют в общий бассейн, то там каждый уже барахтается как хочет, где хочет и с кем хочет. Файнс уже в открытую флиртует с героиней Суинтон, пока ее экранный жених отвлечен на молодую интриганку. Одним, точнее двумя словами – бурный всплеск, на котором как бы стоило заканчивать до этого засасывающее в себя повествование.

Обычно, после какого-то сильного волнения моря на поверхности воды остается небольшая рябь, которая со временем, если водоем больше не беспокоить, полностью исчезает. “Большой всплеск” режиссера Луки Гуаданьино однозначно можно разделить на два основных состояния во время всего просмотра: это состояние “до всплеска” и состояние “после всплеска”, когда ровным счетом ничего не происходит, но довести все до логического результата необходимо. Как будто создатели искусственно сглаживают заключительную часть, чтобы финальные титры проплывали снизу-вверх уже по тихой глади. Но зачем, спрашивается, эта тягомотина, когда уже даже операторские ухищрения намекают на бурную и неприятную концовку медленным отдалением съемочного аппарат строго по вертикали, захватывая в кадр эту злосчастную и, если честно, здорово поднадоевшую виллу.

Оценка TenStars 5 из 10 Заурядно