Честно ли я поступаю по отношению к военной драме Майкла Бэя “13 часов: Тайные солдаты Бенгази”, когда хочу начать текст не с этого фильма, а с одной очень увлекательной новости? Вечером 14 января, когда картина стартовала в американском прокате, перед сеансом зрителям показали странный трейлер, в котором Джон Гудман, Джон Галлахер и Мэри Элизабет Уинстед миленько так играют в настолки под теплый и уютный свет двух торшеров, собирают пазлы, рисуют, читают, ужинают вместе и все это под песню поп-рок-группы “Tommy James & the Shondells” с говорящим названием “I Think We’re Alone Now”, доносящуюся из винтажного музыкального автомата. Почему они остались одни, да и к какому фильму этот трейлер вообще? Не знаю, можно ли назвать это продолжением, или данный секретный продюсерский проект Дж. Дж. Абрамса лишь условно связан с другим его неопознанным явлением “Монстро” (англ. “Cloverfield”), которое обрушило голову Статуи Свободы в январе 2008 года. “Кловерфильд 10”, кажется, будет камерным триллером, события которого лениво будут выталкивать главных героев наружу из тесного подземного бункера, что в итоге обернется самой серьезной ошибкой в их затворнической жизни.

13 часов: Тайные солдаты Бенгази

13 часов: Тайные солдаты Бенгази
Жанр
Боевик, Триллер, Драма, Военный
Страна
США
Режиссер
Майкл Бэй
Продюсер
Майкл Бэй, Эрвин Стофф, Richard Abate
В ролях
Джон Красински, Джеймс Бэдж Дэйл, Пабло Шрайбер, Дэвид Денман, Доминик Фумуса, Макс Мартини, Алексия Бальер, Дэвид Костабайл, Пейман Моаади, Мэтт Летчер
Премьера в РФ
28 января 2016

А теперь подумайте, насколько интересным оказался очередной “не трансформирующийся” боевик Майкла Бэя, раз вступительный абзац я посвятил любопытному ролику на полностью конфиденциальную картину. Наверное, будь моя воля, я бы продолжил говорить про “Кловерфильд 10”, но тогда это был бы наглая обманка, ведь вы зашли сюда, чтобы почитать о том, что на этот раз решил бабахнуть Майкл Бэй.

Наверное, каждый из вас в курсе, что в нашем неспокойном мире сейчас крайне напряженная политическая обстановка. Различные государства находятся уже в двух-трех шагах о той красной кнопки, от одного нажатия на которую все свержержавы тут же развернут Третью Мировую. Какие-то государства в данный момент уничтожают сами себя изнутри непрекращающимися гражданскими войнами, а какие-то побуждают весь остальной земной шар вести скрытую войну против своего обидчика. Я не привожу никакие примеры, потому что это не текстовый вариант программы “Политика” с Петом Толстым, а лишь затрагивающая политическую тематику статья на картину жанра “военная драма”. Так вот, в настоящее время выпуск художественных фильмов про террористов и спецназ «на основе реальных событий» напоминает государственный заказ, нежели какой-то самодеятельный проект. Мол, нужно напомнить соотечественникам, кто тут правый, а кто виноватый, и за что мы вообще сражаемся. Точнее – против кого.

“13 часов: Тайные солдаты Бенгази” – это слабо действенная агитация. Которая пытается заставить неподготовленных зрителей окопаться рядом с американским спец.отрядом и уверовать, что именно так события разворачивались на самом деле. Хотя документальных подтверждений этому нет. База-то секретная. Заказ на экранизацию событий, связанных с жестокой смертью посла США в Ливии Кристофера Стивенса, поступил режиссеру Майклу Бэю в 2015 году. А Бэю, кажется, без разницы, о какой войне рассказывать: о автоботах и десептиконах, или о спецотряде армии США и ливийских террористах революционерах. Ему главное феерично изобразить боевые сражения между двумя враждующими сторонами, и чтобы разрушительных последствий было как можно больше. Обидно, что в Бенгази нет таких же многоуровневых небоскребов, как, например, в Чикаго, но и в этих арабских руинах режиссер нашел, что подорвать до состояния “камень на камне”. Просто, понимаете, шестеро элитных бойцов не могут учудить такого же хаоса, который творят трансформирующиеся роботы в городах-миллиониках Америки. Им бы разобраться с тем хаосом, в который некоторые из них попали по чистой случайности.

Дело в том, что изначальной и основной целью Джека Сильвы, Тайрона Вудса, Дэйва “Буна” Бэнтона, Криса “Танто” Паронто, Джона “Тига” Тигена и Марка “Оза” Гейста была круглосуточная защита агентов ЦРУ в засекреченном штабе в Бенгази. Но 11 сентября 2012 года на находящуюся в нескольких милях неприступную виллу посла Кристофера Стивенса было совершенно нападение группой лиц, которая, решив выкурить политика, подожгла дом, где он прятался от вооруженных боевиков. Существует много различных версий дальнейших событий. Особенно любопытны те, в которых местное население представляется благородными спасителями Стивенса. Фильм же полностью игнорирует такие маловероятные догадки и рассказывает историю, которая случилась на самом деле (по мнению американского правительства).

Многие высокопрофессиональные критики и кинообозреватели защищают Майкла Бэя, аргументируя это тем, что постановщик-то он неплохой. Ему просто нужен искусный сценарист, который нарочно косым выстрелом из штурмовой винтовки заставит его бессмысленные ленты снова захотеть жить полноценной жизнью. Неа, не заставит, или, может быть сценарист Чак Хоган действительно перестарался, что пулей задел жизненно важные органы этого милитаризированного фильма. Ведь Бэй снял так же, как обычно и снимает свои режиссерские проекты: пафосные нижние ракурсы на фоне чистого неба, обязательный эффект присутствия, финальная воодушевляющая речь главных героев при свете заходящего солнца и патриотическое настроение, которое возникает (у американцев, разумеется) каждый раз, когда на экране развеваются 13 красно-белых полос и 50 пятиугольных звезд. Но и Хогана мне не хочется безосновательно ругать, ведь написать проникновенные диалоги для компании бородатых солдафонов – “холостая” задача, как предварительно и ответственно ни заряжай. Ну, не мог писатель, который сочинил на пару с Гильермо Дель Торо современную версию “Дракулы” под названием “Штамм” и написал криминальный роман “Город воров”, так наплевательски отнестись к своим персонажам, что я даже не смог запомнить их имен, - да пришлось подсматривать информацию на известных ресурсах.

Моему шеф-редактору “13 часов: Тайные солдаты Бенгази” напомнили оскароносную художественную постановку Бена Аффлека “Операция “Арго””. Меня же на протяжении всех 144 минут не покидала ассоциация с экранизацией документальной книжки Маркуса Латтрелла “Уцелевший”, которую поставил Питер Берг. Он так пытался реабилитироваться после “Морского боя” с космическими кораблями. Складывается ощущение, что Майкла Бэя компания Hasbro (“Морской бой”, “Трансформеры”, “Бросок кобры”), производящая фигурки известных героев и занимательные настольные игры, просто-напросто превратила в пятилетнего ребенка на съемочной площадке всех частей “Трансформеров”. Ему так нравится наблюдать за бестолковыми “бум-бам-тарарахами”, что другого развлечения он для себя больше не находит. “13 часов: Тайные солдаты Бенгази” не стоит в одном ряду с “Уцелевшим”, и уж тем более с “Операцией “Арго””. Скажу больше: он вообще служит в другой специальной воинской части, куда берут служить недоразвитых призывников. А командиром там является Майкл Бэй, который постоянно посреди ночи будит всех военнослужащих оглушительными взрывами фейерверков, петард и прочей пиротехники.

P.S. От шеф-редактора

Безусловно, моя позиция не единственно верная. Но поскольку в меня только что швырнули гранату, придётся вылезти из своего укрытия и открыть прицельный огонь по нападающему. Когда мы выходили из кинотеатра, я сказала: «Ну, это «Операция «Арго»». Могла ли я подумать, что потом мне придётся отвечать за свои слова вот так публично? Вот вам моя цитата из моего же Фейсбука. «Возьмите сюжет "Операции "Арго"", разбавьте напряжённостью "Цели номер один", сдобрите невыносимой патриотичной спилберговщиной и снимите всё в духе экшена "Трансформеров". Получится новый фильм Майкла Бэя "13 часов: Тайные солдаты Бенгази". И если что, я его не ругаю». Я просто ставлю этому фильму «нормально».

Оценка TenStars 5 из 10 Заурядно