В этом году празднуется 70-летие Великой Победы, и как бы создатели ни открещивались от того, что их лента приурочена к этой юбилейной дате, по-другому относиться к этому не получается. Мы же гордимся победой! Ценим то, что для нас сделали наши деды и прадеды, бабушки и прабабушки. И любой военный фильм отечественного производства всегда воспринимается как нечто обязательное. Такое своеобразное причастие, которое нужно пройти хотя бы раз в год. Так что если вам не удалось исповедаться на сеансе “Батальона”, то есть возможность ублажить дух Великой Победы во время просмотра “Битвы за Севастополь”.

Битва за Севастополь

Битва за Севастополь Трейлер и обзоры Битва за Севастополь

Жанр
Военный
Страна
РФ, Украина
Режиссер
Сергей Мокрицкий
Продюсер
Наталья Мокрицкая, Егор Олесов
В ролях
Юлия Пересильд, Никита Тарасов, Евгений Цыганов, Сергей Бондаренко, Джоан Блэкхем, Вилен Бабичев, Илья Прокопив, Сергей Анашкин, Александр Половец, Полина Пахомова
Премьера в РФ
02 апреля 2015

Картина, как и в случае с “Батальоном”, указывает женщине на ее место, которое, ну точно не в строю или окопе. Точнее, объясняет, что война – не женское дело. Людмила Михайловна Павличенко – снайпер, которая во времена Великой Отечественной войны убила 309 вражеских солдат и офицеров. Принимала участие в обороне Одессы и Севастополя. Герой Советского Союза. Я бы, конечно, сказал, что Павличенко – это наш Крис Кайл, только в юбке, но сравнивать две эти персоны совсем неуместно, да и попросту глупо: разные промежутки времени, разные войны, разный пол в конце концов. Но что их точно объединяло, так это любовь к фатальным выстрелам из винтовки. Иначе бы мы не имели такие грандиозные цифры, как 309 убитых у Павличенко и 255 (неофициально) у Кайла (по окончанию первого раунда наши ведут в счете).

Но если вы думаете, что “Битва за Севастополь” – это нечто эпичное, красочное и масштабное как “Сталинград” Фёдора Бондарчука, к примеру, то лучше повнимательней почитайте нашу статью “Лучшие фильмы о любви 2015 года”. Да-да, видите, кто внизу списка? Вообще, Людмила Павличенко помимо вражеских целей метко целилась еще и в сердца... мужчин, которые ее окружали. Не имею права, наверное, как-то неодобрительно отзываться о человеке, который пережил все ужасы войны, но, блин, женщины, почему вы такие неопределенные? Вас любят, вас ценят, о вас хотят заботиться, а вы, наплевав на такое отношение, бросаетесь в самое пекло, потом жалея о содеянном. Главная героиня вообще отправилась воевать лишь потому, что хотела что-то доказать своему отцу. Который считал, что его дочь должна была родиться мальчиком. А раз не свезло, пусть доказывает своё право на место в его жизни. Хотя даже с таким отношением, Людмила могла просто остаться на гражданке с человеком, который точно ее любил и который точно хотел на ней жениться.

Вот видите, я уже стал разбирать многочисленные любовные линии в, казалось бы, военном фильме. Боевые действия служат тут лишь как серый фон, поверх которого создатели рисуют разноцветные сердечки. Режиссер Сергей Мокрицкий правильно сделал, что историю о снайпере превратил в историю о женщине. Ну, сами посудите, какое действо можно выжать из часовых лежаний на позиции? Хотя эти самые лежания отсняты так, что, честно, больше ничего не надо. На пресс-показе Мокрицкий рассказывал о том, что оператор Юрий Король понимал задумки режиссера наперед. “Я вот хотел, чтобы камера взяла этот план, а потом плавненько пошла вправо и вверх, а Юра уже прочитал мои мысли и повел все в нужном мне направлении”, - говорил Сергей Мокрицкий. Зная операторское прошлое режиссера, можно догадаться, что эти ребята спелись еще до начала съемок. Как там? Оператор оператора видит издалека?

Раз уж перед нами байопик о сильной и независимой женщине, то образ должен быть подобающим оригиналу. После просмотра я немного заинтересовался личностью Павличенко. Почитал некоторые статьи, посмотрел фотографии и хочу сказать, что женщина она была мало симпатичная на первый взгляд. Вот тут возникает серьезное противоречие, так как в персонажа, которого нам показала Юлия Пересильд, я искренне влюбился. Такой зрительской любовью, когда стиль игры, манера исполнения – все заставляет до последнего не отпускать руку героини. Возможно, после титров я даже пытался дотянуться с последнего ряда до экрана, - наивный мальчишка. Подобное увлечение испытываешь, когда смотришь творения Люка Бессона, который эксплуатирует женские образы, не щадя их маникюр. Так что дрожащими пальцами можно скромно приписать Павличенко к таким героиням, как Никита, Люси, Жанна Д’Арк.

Но даже с таким поглощающим зрительское внимание главным героем (простите, героиней) не может военное кино обойтись без сильных мужских персонажей. В “Битве за Севастополь” есть пара героев, которым можно уделить некоторое внимание, пока Павличенко там фашистов в прицел высматривает. Цыганов, Тарасов, построиться! Итак, Евгений Цыганов, через которого продюсеры решили продвигать картину (на постере — он, в трейлере — тоже он), появляется лишь к финалу картины. Это появление можно считать этаким завершающим этапом в любовных похождениях Людмилы Павличенко. После Цыганова только замуж. Но кажется, в его героя была влюблена не только Леди Смерть. Музыка, которая до этого в фильме звучала едва заметным фоном, при появлении Леонида Киценко (снайпера-напарника) взрывается двумя пронзительными песнями, выбивая даже из чёрствого зрителя слезу. Это с одной стороны. И совершенно выбивая фильм из уже сформированного темпоритма, с другой.

В то время как Никита Тарасов – это начало любовных увлечений героини Пересильд. Одесский еврей, который влюбляется в Людмилу с первого дня знакомства, да и на войне-то оказывается только из-за нее. Задача Тарасова была показать любовь высокую, платоническую. Которая точно не могла завершиться тремя детишками и палисадником с розами, но без единого выстрела способна спасти жизнь любимой женщины.

У автора Светланы Алексеевич есть книга “У войны – не женское лицо”. Это название уже переросло в некий афоризм, которым пользуются многие другие публицисты и писатели. И этот афоризм полностью разрушается после картины “Битва за Севастополь”. Ну, как же не женское-то? Лицо Людмилы Павличенко, за которым прячутся мужские лица военнослужащих. О, тут как раз и известные слова, сказанные самой Павличенко на выступлении в Чикаго, подходят: “Мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?”.

Оценка TenStars 7 из 10 Хорошо