Определенно, Шон Бирн, ну, никак не похож на одного из обыкновенных постановщиков жанрового кино, которых в последнее время развелось столько же, сколько подобных друг другу тяжело звучащих групп. Играй он, например, в каком-нибудь рок-коллективе, - наверняка его эксцентричная фигура с бунтарским настроем раз за разом «выбивала» бы из пронзительной бас-гитары очередную бойкую ритм-секцию. И хотя музыкальный режиссер пока что не поддался манящим флюидам мира агрессивных риффов и струнных «запилов», его кинематографические работы уже сейчас больше напоминают безбашенные хэви-метал концерты, нежели отрывные и безудержные триллеры. Что говорить, если его вторая картина «Дары смерти» постоянно играет на тематике, так скажем, брутального исполнения: тут и главный герой - это высококлассный художник, который трясет своими хаером под композиции «Metallica», да и обезумевший маньяк тут умеет громко лабать на своём красном электрическом Gibson-е - прямо как у Кирка Хэмметта.

Дары смерти

Жанр
Ужасы
Страна
США
Режиссер
Шон Бирн
Продюсер
Джесс Калдер, Кит Калдер, Роксанна Бенжамин
В ролях
Итэн Эмбри, Шири Эпплби, Кьяра Гласко, Прюитт Тэйлор Винс, Крэйг Най, Марко Перелья, Орайн Ланда, Милинда Ройер, Дебора Эбботт, Тони Амендола
Премьера в РФ
15 декабря 2016

Некогда в ничем не примечательном доме мужчина средних лет Рэй Смайли, находясь в состоянии одержимости, убивает своих родителей, после чего дом выставляется на продажу. Новые жильцы - семья во главе с художником Джесси, въезжают в этот дом, заранее зная о произошедшем здесь убийстве. Спустя несколько дней в гости к ним наведывается бывший владелец с заявлением, что хочет вернуться сюда. А сам Джесси под влиянием некой одержимости начинает рисовать мрачные картины, которые отражают будущие события жизни его и дочери.

Неудивительно, что самая известная трэш-метал группа «Metallica» без какой-либо платы отдала для саундтрека фильма свою уже довольно-таки старенькую вещь «For Whom The Bell Tolls». Со слов самих исполнителей, они испытали большую симпатию к проекту, но как её не испытать, когда даже игрушечный болванчик на приборной панели машины напоминает облик их знаменитого гитариста. Да и сам режиссер без стеснения сознается в том, что данная лента - своего рода признание в любви Кирку Хэмметту, поэтому на громогласную музыку и был сделан основной упор. Помимо песни «Metallica» в «Дарах смерти» используется репертуар таких старичковых групп, как «Slayer», «Queens of the Stone Age», «Pantera» и «Sun O)))», из которых последнюю специально выделили в финальных титрах.

Дело в том, что коллектив, состоящий из двух участников, записывает совершенно нетипичный материал. Для них характерны весьма томные и чересчур зловещие мелодии, не перегруженные вокальной частью, и вдобавок для большей атмосферы обработанные дополнительными эффектами. Так вот, именно их завывающие мотивы Бирн умело включает, когда ему нужно нагнать на зрителя паники и ужаса. Обычно это происходит, когда местный упитанный серийный убийца совершает очередное кровавое злодеяние. Или когда ему нужно заглушить внутренний голос, бормочущий какие-то неясные сатанинские заклинания.

Вообще, оригинальное название, переводимое как «Конфеты дьявола», куда лучше описывает основную суть, заложенную в сценарий самого Бирна, чем примитивное локализированное - «Дары смерти», заманивающее на сеанс Понятно-Какой-Аналогией. Хотя, если быть справедливым, дистрибьютер «Экспонента» постарался сохранить первостепенный замысел автора, потому как по его версии для падшего ангела сладкие конфеты - это маленькие дети, которыми его кормит или одаривает одетый в ярко алый спортивный костюм душевнобольной Рэй Смайли в исполнении Прюитта Тэйлора Винса. Кстати, злодей этого второпланового актера, естественно, воплощает собой образ некого приспешника дьявола. И, если честно, заключительная схватка между ним и персонажем Итэна Эмбри, который оброс до такой степени, что отличить его от фронтмена какой-нибудь команды хардкорщиков просто невозможно, выглядит слишком нарочито, гротескно, что ли.

Сама по себе кульминационная развязка и предшествующей ей акт были неровными до такой степени, что, казалось, вот-вот Бирн вместе со своим оператором Саймоном Чэпманом снимут одну из лучших и одну из самых натуральных сцен убийства. При этом вообще не трогая камеру, лишь установив её в таком месте, чтобы она охватывала все события происходящие в неширокой прихожей. Но вот после этой сцены последовал настолько надуманный и несуразный эпизод с огненным кругом и протыканием обездвиженного тела грифом гитары, что неотразимость предыдущего фрагмента просто сгорела в этом адском сумасбродстве. А приплетите сюда еще и аляповатый хэппи-энд - так получите и вовсе испорченную постановку, которая как-то и не достойна всех этих хвалебных выдержек из статей в различных изданиях.

Где-то в середине повествования с помощью телевизионного шоу Шон Бирн объясняет истинную природу всего антиобщественного на земле. Ведущий этой передачи рассказывает, что дьявол есть в каждом из нас. Стоит совершить лишь одно какое-то злодеяние, и считайте, что вы являетесь его посредником, через которого он и будет творить смертоубийство. Снова напрашивается аналогия с Книгой-Которую-Нельзя-Называть: в ней сотворение одного из трёх запретных заклинаний навсегда раскалывало душу волшебника. Такое в целом ответственное заявление заслуживает куда более серьезного (читайте: более пессимистичного) вывода. И потому тот факт, что такая запугивающая история оканчивается какими-то семейными объятиями с анекдотичным истреблением одержимого детоубийцы - ну, это вызывает только недоумение у смотрящего. А жаль, создатели могли бы постараться подарить внутреннему демону зрителя последнюю самую вкусную конфету.

Оценка TenStars 6 из 10 Нормально