Я советский человек (с)

В течение 2015 года наш кинематограф показал зрителям не одну военную картину: "Батальон", "Битва за Севастополь", "А зори здесь тихие...". В каждой из них были свои плюсы и минусы. Но все они были масштабными, дорогими постановками. "Дорога на Берлин" не столь амбициозна. Малобюджетная и камерная история история о двух бойцах, которые пытаются выжить и параллельно помочь своей стране, не обещает реконструировать события из учебника истории. Наоборот, она пытается показать обыденность военного времени. А в таком деле многомиллионные бюджеты не нужны.

Дорога на Берлин

Дорога на Берлин Трейлер и обзоры Дорога на Берлин

Страна
РФ
Премьера в РФ
07 мая 2015

1942 г., южный фронт. Штабной лейтенант Огарков попадает в окружение. Из-за того, что Огарков не смог пробиться и не выполнил поставленную перед ним задачу, ему грозит военный трибунал. Его приговаривают к расстрелу и отправляют вместе с рядовым Джурабаевым в центральное управление для осуществления приговора.

Сериальный режиссер Сергей Попов постарался заявить о себе в почитаемом и понятном для русских жанре. Но его профессиональное прошлое лезет в проект изо всех щелей. Бюджет аккуратно пилится, в итоге его не видно ни в одной из сцен. Задумка выбрасывается в помойку, т. к. историю двух героев всё время пытаются разбавить массовыми сценами. И картина тут же превращается в капустник.

Сценарий у фильма очень неровный. Несмотря на то, что создатели раскидали по сюжету "правильные" фразы и мысли, ни одна из них не работает. Ведь публика воспринимает их постфактум: личностный рост главного героя становится очевидным гораздо позже сеанса. И только одна фраза «А вы свои или чужие», которую постоянно повторяют герои картины, звучит паролем от этого сейфа с очевидными смыслами.

Операторская работа, как и весь фильм, смотрятся отчаянно блекло. Когда в кадре не работают природа и закаты, надо задуматься еще на стадии производства, все ли сделано правильно. Т.к. именно картинка настраивает публику на то, что перед ней скорее телефильм, нежели работа, достойная большого экрана.

Композитор вторит своим коллегам: его саундтрек получился таким же невнятным и неспособным пробиться к зрителям.

Самой честной и адекватной частью проекта является сам поход двух главных героев по дороге. Но этому, несмотря на синопсис и название, уделено крайне мало времени. Как будто материал и основа были взяты для короткометражки. А для выхода в прокат создателям пришлось доснимать внушительное введение и бесконечный финал. Настолько затянутый, что публика успевает забыть, к чему первоначально вели создатели картины. Эмоциональные моменты, включающиеся между избыточной студенческой театральщиной, случаются, но не работают из-за своей краткости и неумением управлять ими. В последнем акте авторам наконец-таки удается выйти на должный уровень, но вернуть интерес зрителей у них уже не выходит. Финалов у фильма я насчитал три. Первый прекрасный, философский и дающий хотя бы какие-то варианты на успех. Второй - простой и предсказуемый, а третий по-русски основательный, для закрытия любых вопросов.

"Уши" продюсера Шахназарова видны повсюду. Правда, в отличие от его военной зарисовки "Белый тигр", здесь нет мутантов, разговаривающих с танками. Зато "машин смерти" сколько угодно: на "Мосфильме", видимо, открывают распродажу этого богатства, а кино - рекламная компания данного мероприятия.

При просмотре в голову лезет недавняя "Ярость" Дэвида Эйра. И как бы я ни относился к этому режиссеру, в фильме были эмоции, проделана впечатляющая работа и актеры, у которых глаза горели, так им нравился проект. Наша "Дорога на Берлин" - другая сторона медали. Все выполнено не к месту, любительски и с видом глубокого одолжения.

Главные герои - классика военного кино. Один разговорчивый и харизматичный, второй по началу непонятный и слишком тихий, но, как и водится, все раскрываются постепенно. Амир Абдыкалыков - лучшее, что могло случиться с этим проектом. Будучи не профессиональным актером, он хорошо понимает то, что нужно выдать по сюжету. Юрий Борисов - яркий пример современных актеров, которые похожи на многих других и при этом не делают на экране ничего, чтобы хоть как-то выделиться. Остальные как будто были взяты по акции "50 рублей за всех" и исполняют работу за те же деньги и такого же качества.

Бессодержательность этих 82 минут, разжевывание каждого эпизода, как будто создатели разговаривают с убогими или отсталыми людьми. После таких проектов хочется отправить всех причастных в армию, чтобы показать им хотя бы отдаленно то, о чем они пытались снять фильм. А пока это ужасающая картина, выпущенная к 70-летию Победы, которую нужно показывать тем, кто мечтает создавать кино, как яркий пример того, как нельзя снимать и даже думать о таком проекте. А выпускать "Дорогу на Берлин" в кино попросту кощунственно и противозаконно.

Оценка TenStars 2 из 10 Невыносимо