Как же бывает приятно, когда какой-нибудь высокопрофессиональный актер из довольно-таки популярного видео на YouTube признается в истинной симпатии к тебе. Эти слова “I really, really, really, really, really, really like you”, которые Том Хэнкс произносит в клипе певицы Карли Рэй Джепсен, адресованы всем посмотревшим данную работу и вызывают какое-то неподдельное чувство взаимности, в котором ты, зритель, хочешь побыстрее признаться в любви к этому уже не молодому киноактеру. А тут ведь так кстати выходит явно нечеткая премьера режиссера Тома Тыквера “Голограмма для короля”, на сеансе которой вообще без всяких сомнений можно в полголоса говорить в сторону экрана: “Ты мне тоже нравишься, Том”.

Голограмма для короля

Голограмма для короля
Жанр
Комедия, драма
Страна
Великобритания, Франция, Германия, США
Режиссер
Том Тыквер
Продюсер
Штефан Арндт, Гари Гоэцман, Аркадий Голубови
В ролях
Том Хэнкс, Александр Блэк, Сарита Чоудри, Сидсе Бабетт Кнудсен, Трэйси Фэирэуэй, Джейн Перри, Том Скеррит, Михаэль Бараль, Льюис Райнер, Александр Молкентин
Премьера в РФ
12 мая 2016

“Голограмма для короля” действительно кажется нечеткой премьерой этого месяца, прямо как та голографическая презентация, которую замученный бытовыми проблемами герой Хэнкса должен представить королю Саудовской Аравии, как часть своего IT-проекта. Да, по сравнению с другими крупномасштабными противостояниями очередная экранизация от Тома Тыквера выглядит, как бы это сказать, неотчетливо и неопределенно, что ли. Здесь даже энергичное вступление больше походит на музыкальную нарезку с открывающим рот в нужные моменты Томом Хэнксом, от чего мне собственно и вспомнился прошлогодний клип канадской певицы.

Но если в клипе на умилительный видеоряд наложен хитовый припев, которому хочется подпевать сквозь стиснутые зубы, то в осмысленной картине Тыквера совсем другая звуковая дорожка, которая навряд ли найдётся в вашем плеере. Никакое музыкальное сопровождение композитора Джонни Клаймека не нужно, когда на фоне безоблачно голубого неба и золотистого песка Том Хэнкс разыгрывает такие жизнеутверждающие диалоги со всеми, кто попадается ему на пути.

Главное место действия всей ленты “Голограмма для короля” – крупнейшее арабское государство, расположенное на Аравийском полуострове и не являющееся популярной туристической базой. От того эти застроенные шпилями минаретов и обставленные искусственными пальмами города кажутся неизведанным миром, в который нас на своем личном двугорбом верблюде везет автор оригинального романа Дэйв Эггерс. Что же, на “Землю обетованную” американский писатель нас уже доставил, пусть и без комфортной транспортировки. Также он показал нам и девятилетнему мальчику Максу диковинный остров, где обитают чудовища. Ничем не впечатляющая местность – это точно не творческий почерк Эггерса, который в любом своем письменном произведении (будь то оригинальный сюжет для кинофильма или только что законченный роман) отправляется изведывать далекие и чуждые территории. Ведь книга или грамотные наброски раннего сценария – это путешествие души, сто процентов никогда не летавшей первым классом Saudi Arabian Airlines, где место рядом с ней занимал бы какой-нибудь Том Тыквер.

Нет, не переживайте так за испорченный перелет. Постановщик и сценарист Том Тыквер – это тот спокойный пассажир, которого хочется сажать рядом с собой в любом странствии, плановом и спонтанном, по его разноплановым работам, - ну, хотя бы для того, чтобы он сдержанным и спокойным тоном разъяснял все временные измерения “Облачного атласа” и откровенные эротические сцены “Восьмого чувства”. Но это будет происходить на другом межконтинентальном рейсе, где слева и справа еще на свои заранее забронированные кресла усядутся нынешние сестры Вачовски.

“Голограмма для короля” – это сольная режиссерская работа. Когда Тыквер работает один, ему достаточно в кадре пятидесятилетнего мужчины традиционных сексуальных взглядов с взрослой красавицей-дочкой в виде электронных писем. Да и в откровенно романтическую историю он без истерических взвизгивали может добавить какого-то оптимистического жизнеощущения, отчего картина кажется настолько легкой и невесомой, что на ней как будто можно улететь не только до песчаной столицы.

“Поднимите спинки ваших кресел и пристегните ремни безопасности, мы совершаем посадку в международном аэропорту «Король Халид». Желаем вам приятного времяпрепровождения в городе Эр-Рияд, и всего хорошего. Спасибо, что выбрали нашу авиакомпанию”. Если ты ответственный организатор, то естественно ты заранее попросишь уже проверенных людей встретить тебя чуть ли ни с самого трапа самолета с идентифицирующей табличкой. Постоянный оператор Тома Тыквера Франк Грибе и, наверное, излюбленные актерские дарования – Бен Уишоу и Том Хэнкс – как раз-таки и ждали режиссера и его неподготовленного спутника-зрителя в просторном лобби, - ведь нужны те, кто покажет тебе со всех ракурсов всю красоту и непрекращающиеся развитие этой арабской страны. Ну, а Хэнкс с Уишоу мастерски озвучат заученный на репетициях текст экскурсии. На самом деле, Бена Уишоу в “Голограмме для короля” физически и нет вовсе. Точнее, он и есть эта самая голограмма для короля, которая на расстоянии взаимодействует с персонажем Тома Хэнкса во время презентации, но лишь на несколько минут. Нам, зрителям помоложе, может и было бы интересно сыграть в интерактивный баскетбол с британским актёром. А вот почти 60-летнему Хэнксу, кажется, эти продвинутые технологии не шибко интересны и понятны. Зелёный павильон - технологический максимум, который Тому предлагают осваивать деды Голливуда, вроде Стивена Спилберга.

“Голограмма для короля”, как говорят профессиональные кинематографисты, снята на натуре без каких-либо павильонных достроек, от чего, как мне показалось, Тому Хэнксу было вдвойне приятней находится в кадре, - пусть изготовление ленты в пустыне и предполагает под собой испепеляющую жару. Надеюсь, что в вашем местном кинотеатре хотя бы будут работать кондиционеры. Да даже если и нет, то уйти с сеанса в плохом расположении духа все равно не получится, потому что благодаря артистичной игре Тома Хэнкса, зритель волей-неволей сопоставит себя с его жизнеспособным и жизнерадостным Аланом Клеем, получившим от этой поездки в чуждую Саудовскую Аравию намного больше, чем тот планировал изначально. И, нет, вроде бы это был реальный человек, а не его голограмма.

Оценка TenStars 8 из 10 Отлично