Вообще, я уже писала один материал про «Игру в имитацию». И завершила его словами: «Главного создатели «Игры в имитацию» добились. Мир, не только математический, наконец узнает имя Алана Тьюринга.» На что получила от главного редактора ответ: «Если кто-то не знает имя Тьюринга, то и имя Декарта ему ни о чём не говорит». Надо понимать, главными редакторами люди необразованные не становятся. Но я пыталась вспомнить, кто из моих знакомых бурно отреагировал на информацию о выходе фильм «Игра в имитацию» и... поняла, что такой реакции не было вообще. Если не считать сухой констатации факта: Бенедикт Камбербэтч снялся в миллионном фильме за последние 3 года. Я не хочу лицемерить: имя Алана Тьюринга лично мне не было известно. Хотя, наверное, кто-то из преподавателей его упоминал. Информатики, математики, истории, истории математики и информатики... Да и создатели фильма «Игра в имитацию» все как один говорят: этот фильм был снят, чтобы восстановить доброе имя английского математического гения, осознанно преданное анафеме. В общем, если вы тоже не в курсе, кто такой Алан Тьюринг, добро пожаловать в мой клуб.

Игра в имитацию

Игра в имитацию Трейлер и обзоры Игра в имитацию

Жанр
Драма, Триллер, Биография, Военный
Страна
Великобритания, США
Режиссер
Мортен Тильдум
Продюсер
Нора Гроссман, Идо Островски, Тедди Шварцман
В ролях
Бенедикт Камбербэтч, Кира Найтли, Марк Стронг, Рори Киннер, Чарльз Дэнс, Мэттью Гуд, Мэттью Бирд, Аллен Лич, Джеймс Норткот, Том Гудман-Хилл
Премьера в РФ
05 февраля 2015

О чём фильм

В 1941 году на службу в Британской разведке был призван уже тогда известный и очевидно гениальный английский математик Алан Тьюринг. Его задача состояла в том, чтобы расшифровать коды шифровальной машины нацистов «Энигмы». Его и ещё нескольких талантливых людей, каждого в своей области. А поскольку «только машина может быть умнее другой машины», Тьюринг разработал механический дешифратор, который можно считать прародителем современных компьютеров.

Только фильм не об этом.

В жизни каждого выдающегося учёного наверняка можно найти какое-нибудь событие, которое может стать основой сюжета фильма. Так и в «Игре в имитацию» Вторая мировая война просто совпала с годами жизни Алана Тьюринга. Действие фильма разворачивается в настолько благоприятных условиях секретного радиозавода, что каждое минутное напоминание о военных действиях, как тычок в бок: эй, не спи, мы тут вообще-то о мировой трагедии рассказываем. Короткие кадры из хроники и пара массовых сцен в бомбоубежищах — вот и все визуальные напоминания о том времени, когда жил и творил главный герой.

Зато специализированной для военного кино лексики предостаточно. «Мы взломаем нацистский шифр и выиграем войну», «вам решать, кто я: преступник или герой войны», «нам решать, кому жить, а кому умереть»... Пожалуй, я закончу, пока прокатчики не засудили меня за спойлеры.

Но все эти фразы как снаряды пробивают брешь в обороне байопика. Вот только вы увлеклись действительно завораживающей актёрской игрой, только прониклись симпатией к этому довольно неприятному типу, Тьюрингу, как, бабах!, граната с начинкой из пафоса. Тогда, спрашивается, зачем вы, сценарист, режиссёр и продюсеры, так глубоко погружали нас в личную жизнь, в детские переживания этого непростого героя жившего в непростое время? Если всё равно всё сведёте к выводу «мы выиграли войну, да здравствуем мы, ура».

Кто играет

Я бы не сказала, что «Игра в имитацию» - это фильм одного актёра. Но я должна написать то, что просто застыло у всех на устах после просмотра. За что??? За что там номинировать Киру Найтли на всю эту кучу престижных кинопремий??? Ей достался так называемый укрепляющий образ. Т.е. её проблемы только укрепляют в сознании зрителя уверенность: в Англии середины 20 века было очень проблематично жить нестандартным людям. На этом всё. Лучше отдайте «Оскар» Мэрил Стрип для ровного счёта.

На втором плане очень даже недурно смотрятся и Марк Стронг, и Мэттью Гуд и даже Тайвин Ланистер, т. е. Чарльз Дэнс, который только костюмчик сменил, а всё так же продолжает настаивать на том, что все проблемы можно решить силой.

Но, конечно, это всё огранка. Бенедикт Камбербэтч в роли Алана Тьюринга несёт свою «британскость» через весь фильм и, кажется, даже не особенно старается. Неприятно умного типа он уже играл. Играет. Как раз на днях видела фотографии со съёмочной площадки нового сезона «Шерлока». И это сравнение невольно лезет в голову. Только надо понимать разницу: Шерлок, который сделал Камбербэтчу имя, персонаж утрированный. На нём можно оттачивать некоторые актёрские навыки. А вот Тьюринг, с которым, как вы помните, я не была знакома, личность вполне реальная. И хотя фильм снят не по автобиографии, надо видеть, как английский актёр примеряет на себя прописанный биографом и сценаристом твидовый костюм выпускника Кембриджа. А вместе с костюмом манеры, стиль речи и как будто даже мысли. В гениальность его персонажа, равно как и в муки от хранимого секрета, поверить легко. Но вот с чем Камбербэтч не справился, так это с создание убедительного образа гея. А ведь это была ключевая проблема Тьюринга. Все душевные эмоции у Тьюринга старшего забрал Тьюринг младший, парнишка, который играл математика в детстве. А Камбербэтчу остаётся только держать дистанцию с Кирой Найтли, чтобы, не дай бог, не случился поцелуй.

Кстати, важный и приятный момент в «Игре в имитацию» состоит в том, что Камбербэтчу не пришлось выдавать на крупных планах пятиминутные монологи, напичканные математическими терминами, чтобы потом завершить их фразой: «Вы всё равно этого не поймёте». Он просто сразу сообщает своему руководству, коллегам и зрителям: «вам никогда не понять всей значимости моей работы». И освобождает нас от необходимости листать учебники по математике с первого по одиннадцатый класс.

Как снято

Вот наконец я и добралась до мысли, заявленной в заголовке. Снято очень хорошо. Так гладко, как будто режиссёр после каждого движения расчёской сбрызгивал отснятый материал лаком суперсильной фиксации. И стоит только посмотреть на имя режиссёра и его фильмографию, сразу находится объяснение: норвежский режиссёр Мортен Тильдум просто старался не облажаться (читайте: откинул всё авторское) в своём первом условно голливудском проекте. Вот, где был учебник зарыт. По режиссуре. Но когда в фильме все кадры выглядят «как надо», их просто перестаёшь ценить. И доподлинно знаешь, как в какой момент повернётся камера. А если она поворачивается вооот туда, то сейчас оттуда придёт Мэттью Гуд. И вот тут сейчас лучик прожектора упадёт Кире Найтли на коленки. Потому что что она-то не знает, что Тьюринг гей, и её коленки вроде как должны его соблазнить, а её смутить.

Но смущают в итоге не коленки, а совершенная кинематографическая неопределённость: так что мы, собственно, смотрим? Байопик о трудной судьбе гения с нетрадиционной сексуальной ориентацией или фильм о Второй мировой? В попытке ухватить все темы и показать их с одинаковой степенью важности, Тильдум или сценарист, тут уж не знаю, подскальзываются и проезжают мимо эпизодов, где надо бы сделать пируэт, а потом, конечно, оттормаживаются, отряхиваются и пытаются исправить неловкую ситуацию улыбочкой в виде псевдо-хроники.

Хотя, как я уже писала, главного создатели «Игры в имитацию» добились. Мир, не только математический, наконец узнает или вспомнит имя Алана Тьюринга.

P.S. И я знаю, кто такой Рене Декарт.

Оценка TenStars 6 из 10 Нормально