Идти иль не идти – вот в чём вопрос. Такое несерьёзное вступление придумалось для очень серьёзного фильма. «Ярость» Дэвида Эйра – военная драма. А значит будут смерти, душеспасительные разговоры, рассказанная история любви и недосказанная история жизни. Вот только для начала вам придётся приглушить свой скептический настрой по отношению к этой картине. Да, американцы снова взялись за тему Второй Мировой. И, конечно, в этом фильме есть, к чему придраться. Но подумайте вот о чём: с какой целью вы идёте в кино? Разглядывать, насколько точно сделан макет «Шермана» или пережить эмоционально встряхивающую историю. Тем более, что человеческие портреты Дэвиду Эйру действительно удаются хорошо. А кому и этого аргумента мало, пожалуйста, патриотический вброс: оператор-постановщик «Ярости» - выпускник ВГИКа Роман Васьянов. Который перед началом работы показал Эйру фильмы Алексея Германа и Элема Климова. И на московской премьере «Ярости» отдувался перед прессой за всю съёмочную группу.

Ярость

Ярость Трейлер и обзоры Ярость

Жанр
Боевик, Драма, Военный
Страна
Китай, Великобритания, США
Режиссер
Дэвид Эйр
Продюсер
Билл Блок, Дэвид Эйр, Джон Лешер
В ролях
Брэд Питт, Джон Бернтал, Логан Лерман, Шайа ЛаБаф, Майкл Пенья, Завьер Сэмюэл, Скотт Иствуд, Джейсон Айзекс, Джим Пэррак, Christina Ulfsparre
Премьера в РФ
30 октября 2014

О чём фильм

«Ярость» – это боевое прозвище американского танка модели «Шерман», на котором экипаж под командованием сержанта Дона Колиера прошёл всю войну без потерь. Тут сразу надо сказать: коротко, но зрителям объясняют, что американец Колиер не служил в Европе с декабря 41-го. Он сначала прошёл Североафриканскую компанию, потом, видимо, высадился в Нормандии и вот в конце войны оказался в Германии. Где в апреле 1945 года погибает стрелок-радист «Ярости». Сержант, конечно, казнит себя: не уберёг... Но тут же назначение на службу в экипаже этого танка получает новобранец Эллисон. И вместе с этим сразу самоубийственное задание. Основное действие фильма укладывается в сутки. За это время режиссёр предлагает пережить историю экипажа «Ярости» как свою. И для этого в буквальном смысле усаживает зрителей и военных в одну боевую машину.

Сюжет, как рассказывают создатели, был выдуман. Но, конечно, и сама ситуация и образы героев – всё это собирательное. И если уж зрителям захочется поискать русские следы в этой истории, то они их обязательно найдут.

Кто играет

Актёрский состав «Ярости» на просторах Интернета обсуждали так же яростно. Главная роль в фильме досталась Брэду Питту. Который вроде и считается хорошим актёром, но доверие к нему периодически пошатывается из-за чрезмерной и демонстративной любви к жене, а так же из-за его внешности, которая в 50 лет всё равно считается неприлично красивой. А значит какой из него вояка, да ещё суровый ветеран? Но Питт вам всем покажет. Его герой умудряется поколебать за 10 минут фильма зрительское отношение в амплитуде от «мы все за ним пойдём» до тошнотворной ненависти. И наоборот.

Хотя в большей степени удивляет работа другого актёра. Механика-наводчика по прозвищу Святоша сыграл скандальный Шайя ЛаБаф. Опять же ходили слухи ещё на стадии производства фильма, что съёмочная группа постоянно ругается с ЛаБафом из-за его крайне неприятного поведения. Но в фильме этого нет. В фильме есть взрослая актёрская работа. На нерве и страхе. И каждый выстрел – это ещё и религиозный вопрос для самого героя. Убивать – грех, но убивать врагов – работа Мрачного Жнеца, которого сам Бог послал на Землю.

Я уже писала: «Ярость» - это портретная работа. И Святоша – это лишь пол-лица одного оружия. Полный же портрет вырисовывается, когда зрители знакомятся с заряжающим Грэйди. Эти двое работают в связке. И в противовес Святоше герою в исполнении Джона Бернтала такая убийственная работа даже нравится. Он как будто легко перешагивает через горы трупов и считает, что на войне такту вообще не место. Он отвратителен и жесток, но предан и заботлив, когда речь идёт о команде «Ярости».

Из своего предыдущего проекта, «Патруль», на съёмочную площадку «Ярости» Дэвид Эйр привёл американского мексиканца Майкла Пенью. Из желания рассказать о крохотной странице в истории Второй Мировой – латиноамериканцах, которые принимали участие в некоторых кампаниях.

А для Логана Лермана этот фильм станет, наверное, чем-то вроде актёрского взросления. Как его герой – новичок Норман – за сутки становится во всех смыслах мужчиной, так и Лерман за 62 съёмочных дня и один военный экшен становится взрослым актёром. Пожалуй, по эмоциональности именно его героя можно сравнить с весенним появлением Логана на экранах в фильме «Ной». А это было хорошо.

Одним выстрелом

Я тут подумала: я могу рассказать о том, как создавалась «Ярость». О танках, которые были настоящими. О ветеранах Второй Мировой, которые выступили консультантами на съёмочной площадке. О сложной подвижной декорации внутреннего пространства танка. И о том, как актёры в этом танке ночевали. И сколько на площадке было камер. Но ведь зрителей интересует конечный продукт.

Который точно не назовёшь типичным американским фильмом о войне, потому что американцы в этой версии войну не выиграли. Они просто вели себя как герои. Это да. И потому что при большом количестве масштабных батальных сцен с выстрелами, взрывами и нелепыми, а значит довольно правдоподобными смертями, «Ярость» воспринимается как камерное кино. И человечное. Ведь что лично мне понравилось: страх, слёзы, жестокость и даже беспомощность - это те эмоции, в которых признается редкий военный. И именно эти эмоции актёры отыгрывают уверенно и убедительно.

Определённо хорошо смотрится история любви внутри этой военной драмы. Она позволяет рассмотреть героев в редкие мирные часы, перевести зрителям дух и подготовится к финальному залпу. И это, пожалуй, одна из самых коротких историй любви в мировом кинематографе. Уверена, не одна я так напишу.

Снятая в серо-коричневых тонах картинка отсылает зрителя к классике военного кино. Потому что какие бы революции ни происходили в моде на всё, что угодно, именно эти цвета всегда будут ассоциироваться с войной на экране.

Но есть у «Ярости» один большой, я бы даже сказала огромный недостаток (остальные ищите сами. Я в танках не разбираюсь). Претенциозность. Я не знаю, кто шепнул Эйру на ушко, что с таким фильмом прямая дорога на «Оскар». Но режиссёр, чей «Патруль» действительно казался авторским кино, внезапно устремился в высоты кинематографа кассового, бьющего зрителей в проверенные болевые точки. Он точно знает, в какой момент запустить закат. А в какой Брэд Питт должен жёсткой рукой в грубой перчатке выдернуть из зубов свой Lucky Srtike. Он безошибочно расставляет последовательность смертей, чтобы слеза из левого глаза скатилась ровно тогда, когда слеза из правого достигнет подбородка. И из-за этого расчёта моё эмоциональное напряжение, которое в финале по идее должно достигнуть пика, почему-то замерло на усреднённой отметке. Как будто говорило с режиссёром: «Дэвид, я знаю, что сейчас произойдёт. Давай уже, не тяни».

Честности ради надо сказать, создатели не скрывают: их фильм, это, конечно, драма, но всё же им ближе определение «военный блокбастер». Сделанный в лучших традициях голливудской зрелищности и качества съёмки. И за свою пару-тройку «Оскаров» они могут быть спокойны.

Оценка TenStars 7 из 10 Хорошо