(с) Дмитрий Елагин

Фильм «Леди Макбет» снят не по всемирно известному произведению Шекспира, а по русскому очерку Николая Семёновича Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Тем удивительнее, что произведение экранизировал английский театральный режиссёр Уильям Олдройд.

Жанр
Драма
Страна
Великобритания
Режиссер
Уильям Олдройд
Сценарист
Николай Лесков, Элис Бирч
Оператор
Эри Вегнер
Композитор
Дэн Джонс
Продюсер
Фодла Кронин О’Рейли, Лиззи Франке, Кристофер Гранье-Деферр
В ролях
Флоренс Пью, Космо Джарвис, Пол Хилтон, Naomi Ackie, Кристофер Фэйрбэнк, Голда Рошевель, Anton Palmer, Ребекка Мэнли, Флер Хаудейк, Клиф Бёрнет
Премьера в РФ
3 августа 2017

Режиссёр перенёс действие из России в понятную ему английскую глубинку 1865 года. Катерина Львовна превращается в английскую леди Кэтрин, Сергей - в Себастьяна, а Зиновий Борисович - в Александра. Использование не совсем традиционных для Англии имён вводит в некоторое замешательство: как будто сценарист не мог определиться, хочет он оставить что-то русское от произведения или нет.

В итоге по-настоящему русского в картине почти не осталось. Вместо купеческого двора, наполненного светом и гулом, холодный английский особняк посреди каменистого поля. Вместо черноволосой крепкой женщины перед зрителями выступает рыжеволосая «ещё не женщина, но уже и не ребенок». В фильме практически нет посторонних звуков, лишь шорох платьев и голоса героев. Многие сравнивают этот фильм с работой Софии Копполы), что в корне неверно. К нему отправляют лишь главенство женщины на экране да эпоха.

Основный источник освещения – это холодный свет от постоянно пасмурного неба Англии. К этому всему добавлены строгие, глухие женские платья и максимально формализированные диалоги, от которых становится просто неуютно. Поэтому атмосфера у фильма напряженная, но при этом несколько притуплена бедностью аудиовизуального решения. И в этой атмосфере устраивает настоящий ледяной перформанс молодая актриса Флоренс Пью. Сначала она молодая девушка, которая попала в новую обстановку с жёсткими правилами общения. Потом она становится настоящей леди и окрепшим от обстоятельств её жизни голосом приказывает рабочим встать к стене лицом и не оборачиваться. Главная героиня является наиболее ярким персонажем картины, но при этом из-за заданной холодности её образа не может вытянуть фильм: ей не хватает некоего обаяния, которое как раз и нужно настолько скованной картине.

Как бы фильм ни был идейно выверен в визуальном и драматургическом плане, самое главное, чтобы зрителю было интересно за ним следить. И с этим у киноленты довольно большая проблема. Из-за бедности всего происходящего на экране смотреть практически не на что. Всё внимание уходит на героев фильма. Они вынуждены править парадом, но у них это не особо получается. Эти персонажи просто неинтересные и никак не могут связаться со своей публикой эмоционально. Холодные и скучные, занимаются сексом, ревнуют и убивают. Режиссёр пытается показать в фильме водоворот желаний и смерти, но из-за совершенного отчуждения всего происходящего от реальности, серой становится картина целиком. Как бы на зрителя ни давили довольно жестокие убийства, ему всё равно. Если произведение Лескова наполнено любовными переживаниями и страстями, что как раз и цепляет, то в этой экранизации эхом звучит холодный остаток из пары криков во время секса в антураже чопорной Англии девятнадцатого века. И вопрос, кого может такой мир заинтересовать и зацепить, слишком мало предлагает этот фильм зрителю. Лучше прочитать книгу.

Оценка TenStars 5 из 10 Заурядно