Согласитесь, с фантастикой в этом году дефицита не было. Поэтому «Пассажиры», выходящие на склоне декабря и после «Изгой-один», кажутся уже даже излишеством. Но что, если я вам скажу, что от фантастики, такой хорошей научной фантастики, в этом фильме лишь антураж? А на деле перед зрителями развернется спасательная операция, сравнимая с «Титаником». И мезальянс тут тоже присутствует с выходом в открытый космос, вместо полёта на носу верхней палубы.

Пассажиры

Жанр
Фантастика, драма, мелодрама, приключения
Страна
США
Режиссер
Мортен Тильдум
Продюсер
Грег Бассер, Грег Бакстер, Брюс Берман
В ролях
Дженнифер Лоуренс, Крис Пратт, Майкл Шин, Лоренс Фишбёрн, Энди Гарсиа, Винс Фостер, Кара Мишель Уайлдер, Конор Брофи, Джули Серда, Аврора Перрино
Премьера в РФ
22 декабря 2016

В далёком будущем инженеры всё-таки построят космический корабль, способный вместить в себя средний город со всеми жителями и инфраструктурой. И «Авалон» отправится в 120-летнее путешествие к новой планете-колонии. Все пассажиры, разумеется, находятся в гибернации. Но сбой в системе пробуждает любопытного механика Джима и богемную писательницу Аврору. Этим двоим предстоит решить несколько вопросов: как дальше жить, когда лететь ещё 90 лет, как друг к другу относиться, когда оба пассажира с характером, и как не умереть раньше времени, когда на корабле явно что-то сбоит.

Трейлеры «Пассажиров» обещали нам драму и триллер в духе, возможно, «Луны 2112». Ведь действительно наворотить двое в замкнутом пространстве пусть даже огромного корабля могут многое. И развернуть его, и раскрыть тайный заговор, перебудить всех, чтобы одним не страдать, вообще обнаружить, что они никуда не летят, а всё это симулятор, стоящий на земле где-нибудь в центре пустыни Невада. Но все эти фантазии нужно оставить за бортом, когда вы решаете купить билет на «Пассажиров». Это главная рекомендация: идти на фильм без ожиданий, кроме как приятно провести пару часов.

Вы ждёте, что Крис Пратт будет хохмить и развлекать вас, как это делает Звёздный Лорд? Нет, актёр признаётся, что благодарен роли, сделавшей его действительно знаменитым, но застревать в одном образе не намерен. Его механик Джим, конечно, не лишён чувства юмора, самоиронии. Но он не goofy-guy, каким Пратт называет самого себя. Он довольно простой парень, даже робкий, совершенно точно не отчаянный. Но удастся ли зрителям разглядеть за его героическими и не очень поступками другого Пратта, это вопрос открытый. Мы на работе назвали это «эффектом Светлакова»: когда к человеку настолько прилип комический образ, что от него даже на благотворительном вечере ждут, что он будет мочить шутки одну за другой. С Праттом почти то же самое. Снова он, снова космос. Поверить в то, что это не очередная версия Звёздного Лорда, сложно. Да и самим создателям «Пассажиров» этот ярлык был нужен для продвижения фильма. А зритель, который придёт в кинотеатр отдохнуть, едва ли будет утруждать себя поиском той самой разницы.

Дженнифер Лоуренс тоже явно не на «Оскар» играет. Хотя надо признать, истерика и отчаянье ей даются очень хорошо. Везде, где актриса взаимодействует с Праттом, а не с метками на зелёном фоне, она показывает довольно достоверную жизнь. Вот даже на этом кадре, чуть выше, видно: её эмоции куда более естественны, чем у Пратта, который в прямом смысле слова играет. Однако в любовное настроение на этом корабле, несмотря на старания обоих, верится с трудом. Попробуйте представить эту ситуацию: он и она заперты на космическом корабле, который безостановочно прорезает космос больше сотни лет? У этих двоих просто нет большого выбора. Любовь от безысходности, в которой бесполезно ставить под сомнение совместимость партнёров. А главная дилемма, с которой они сталкиваются через год совместного проживания - вопрос взаимного доверия, разрешается сама собой. Ну, то есть посредством вмешательства внешних и крайне экстремальных обстоятельств: хочешь жить на этом корабле - помоги другому спасти его от крушения.

Интриги «Пассажирам» мог бы добавить андроид с лицом Майкла Шина. Потому что мы, поклонники фантастики, прекрасно знаем, что если на корабле есть андроид, особенно британец, он обязательно в финале всем напакостит. Но, нет, Шин не припрятал у себя под барной стойкой ни одного яйца Чужого. Его поведение наоборот довольно логично и буднично, как у исправного робота с чётко прописанным алгоритмом поведения. Это удивляет. Но уже когда фильм заканчивается.

Такими же прямолинейными и без изъяна оказываются «Пассажиры». Последовательное линейное повествование, с одной стороны, упрощает зрителю просмотр. На этом фильме, кажется, вообще не надо думать. Просто следить за мелодрамой с минимальной конфликтной составляющей и ждать, когда же уже у них всё рухнет к чертям. Потому что именно к тому, что там что-то рухнет, нас тщательно готовили трейлеры. С другой стороны, как я это продемонстрировала выше, во время фильма фантазия так разыгрывается, но не находит никакой поддержки в реализации, что неизбежно наступает чувство разочарования: такие возможности для интриги взяли и не использовали. То есть сюжет, который способен написать зритель, оказывается едва ли ни интереснее сценария, лежавшего в знаменитом Чёрном списке. Но не в этом ли его прелесть? В простоте и удивлении тем, что удивить, в общем-то, нечем.

Что действительно гарантировано, так это визуальное наслаждение. Корабль снаружи и внутри, фантазийный космос, даже некоторые блузки Дженнифер Лоуренс выглядят красиво и живо ровно настолько, насколько должна выглядеть живой футуристическая картина на стене вашего офиса. Чтобы вот так взглянул, перенёсся ненадолго в другой мир, а потом вернулся оттуда отдохнувшим.

«Пассажиры» не оказались тем самым обязательным к просмотру фильмом, какими казались лично мне год назад, когда я впервые узнала о проекте на Кинорынке. Да, в этой истории есть, над чем подумать, но без особого погружения в себя или в вымышленную реальность. А главный вывод, который я сделала после просмотра, надо учиться работать своими руками. Джиму это пригодилось даже в модном роботизированном будущем. А у меня сейчас гвоздя для картины не хватает.

Оценка TenStars 6 из 10 Нормально