Фантастический год. В прямом смысле фантастический, потому что зрителей в 2017 году ожидает достаточное количество научно-фантастических картин, среди которых, например, уже точно долгожданное продолжение «Бегущего по лезвию», ведь его постановкой занимается Дени Вильнев. Похожий на него нуарной стилистикой «Призрак в доспехах». Потом сиквел неудавшегося «Прометея» — «Чужой: Завет» — и вдохновленный этой серией фильмов про ксеноморфов триллер «Живое». Отечественный кинопроизводитель должен был порадовать тем, что впал бы в кому — ну, то есть премьеровал бы кино режиссера Никиты Аргунова «Кома», которое после единственного тизера так и заманивать попасть в этот мир сновидений. Но, кажется, создатели пока не собираются просыпаться и заканчивать начатую работу, поэтому «Кома» ожидается не раньше начала 2018 года. Зато уже во всех кинотеатрах можно посмотреть на то, как фантазия Федора Бондарчука и сценаристов Олега Маловичко и Андрея Золотарева разрушает спальный район Чертаново в блокбастере «Прибытие». Блин, то есть «Притяжение» — теперь постоянно путаю эти названия.

Притяжение

Жанр
Фантастика
Страна
Россия
Режиссер
Фёдор Бондарчук
Продюсер
Фёдор Бондарчук, Дмитрий Рудовский, Михаил Врубель
В ролях
Ирина Старшенбаум, Александр Петров, Риналь Мухаметов, Олег Меньшиков, Евгений Сангаджиев, Алексей Маслодудов, Никита Кукушкин, Евгений Михеев, Антон Шпиньков, Евгений Коряковский
Премьера в РФ
26 января 2017

И неспроста такая неразбериха возникает: русский фильм «Притяжение» действительно чем-то похож на прошлогоднюю научную фантастику «Прибытие», где слово «научную» надо дважды подчеркнуть жирным фломастером и поставь кучу восклицательных знаков. Чем же похож? Инопланетным кораблем, который имеет не стандартный тарелкообразный вид, а достаточно необычную форму. В одном случае это впалое вытянутое яйцо, в другом — увеличенная в тысячи раз молекула воды с украденными кольцами Сатурна. Также в обеих лентах очень напряженной выглядит сцена первого контакта с этими наивными человеческими «Меня зовут так-то» и «Цель вашего визита». Так и думаешь, что после всех прелюдий начнется безумный кипишь, как во вздорной комедии Тима Бертона «Марс Атакует!». И не было бы большей радости, если Бондарчук на самом деле снял такое карикатурное и даже в чем-то стёбное кино о пришельцах, но российский зритель пока не готов воспринимать такие крайние формы жанры, поэтому «Притяжение» получилось просто хорошей среднечковой фантастикой.

Как уже успели отметить многие киноэксперты, промо-компания «Притяжения» — сплошное надувательство и обманка. Все имеющиеся три трейлера просто показывают очевидную завязку: неопознанный летающий объект по кирпичикам разносит скучные и непривлекательные многоэтажки еще советской постройки, а после — заключительный фрагмент «стенки на стенку», в котором чертановские гопники с битами и коктейлями Молотова бегут на совершенно неагрессивных гуманоидов. Как этот межвидовой конфликт организовался — ни в каких предварительных материалах не оглашалось. Все потому, что там, в центре повествования, под обломками разрушенного строения и залег тот самый хорошо скрываемый сюжетный поворот, после которого становятся очевидными большинство мотивов героев-тинейджеров.

Наверное, это и есть небольшая подсказка для читателей. Главные действующие лица картины — и правда школьники и ПТУшники, у которых бурный максимализм так и кипит в крови. А какую самую щепетильную тему не хотят поднимать многие темпераментные подростки, когда разговаривает со своими родителями? Разумеется, тему первых отношений, тему первого поцелуя, ну, и тему первой половой близости. И, в общем-то, лента «Притяжения» именно о том притяжении, которое происходит между совсем еще юными персонажами, — любовная история, в целом. А внеземное прибытие и последующая изоляция — лишь выразительный антураж, над которым очень убедительно постарался супервайзер визуальных эффектов Арман Яхин.

Нет, не сказать, что компьютерная графика идеальна на протяжении всего фильма. В концовке Яхин точно зашел в тупик, где его отмутузили те ровные пацанчики и украли оставшийся бюджет, или избили до такого нерабочего состояния, что творческий запал просто исчез. Но вот начало «Притяжения» - это до минимальных деталей выверенная прорисовка во всем. А момент грандиозного падения в густонаселенном районе действительно заслуживает отдельного внимания. Мало того, что Бондарчук не постеснялся сравнить крушение сверхразвитой рассы с возбуждением при сексуальном влечении, так еще все это происходит под довольно-таки эпичную дабстеп-композицию с примесью какого-то space-ambient под названием «Closer» — невероятно. Вообще, все музыкальное сопровождение тут подобрано аутентично. Мелодии, которые воспроизводятся, когда на экране происходит что-то космическое и внеземное, можно спихнуть все к термину «Space music». Ну, а когда зритель возвращается с небес в Чертаново, то автоматически из сворованных магнитол включается качевый рэп от таких нынче популярных исполнителей, как Жак-Энтони и группы «Грибы». А хрипловатым голосом Макса Коржа вообще доносятся обыденные истины, которые точно услышит какая-нибудь старшеклассница Маша из 10 «Б».

Молодые театральные актеры и известные для молодой аудитории артисты кино — все говорит о том, что данный киноурок проводится специально для еще несовершеннолетних юношей и девушек. Ведь собственных предков в этом возрасте слушают редко — чаще слушают выше перечисленных кумиров, которые здесь явно помогают вразумить нынешнее поколение. И, знаете, скорее всего, это самый лучший вариант того, как наш кинематограф мог переиначить уже давно укрепившийся жанр научной фантастики. Нет, мозги для того, чтобы адаптировать повесть Теда Чана «История твоей жизни», конечно же, найдутся. Просто, как говаривал один мудрый человек, отечественный зритель не готов еще принять это. Благо, если в «Притяжении» разглядят хотя бы наиболее очевидные выводы, связанные с непониманием поколений и людской враждебностью, — а далее уже можно пробовать учить иные языки.

Оценка TenStars 7 из 10 Хорошо