Не сразу все устроилось, Лос-Анджелес не сразу строился. Точнее, перестраивался. С 2009 года, а именно тогда Роланд Эммерих решил стереть с лица Земли этот город в своем фильме “2012”, прошло уже 6 лет. И вот, кирпичик за кирпичиком за этот немалый срок “город ангелов” заново отстроился для… очередного разрушения.

Сан-Андреас в 3D

Сан-Андреас в 3D Трейлер и обзоры Сан-Андреас в 3D

Жанр
Боевик, Драма, Триллер
Страна
США
Режиссер
Брэд Пейтон
Продюсер
Бо Флинн, Трип Винсон, Роб Кауэн
В ролях
Хьюго Джонстон-Барт, Дуэйн Джонсон, Уилл Юн Ли, Александра Даддарио, Арт Паркинсон, Арчи Панджаби, Карла Гуджино, Йоан Гриффит, Колтон Хэйнс, Кайли Миноуг
Премьера в РФ
28 мая 2015

Что нам на сей раз приготовил Роланд Эммерих? Инопланетяне уже палили из своих летающих тарелок по Белому дому. Куртки с волчьими воротниками тоже прикуплены и висят в гардеробе на случай аномальных похолоданий. Ну, и календарь индейцев майя можно спокойно порвать и выкинуть в костер племени. А? Как не Эммерих? То есть вы хотите сказать, что очередной фильм-катастрофу снял не главный разрушитель Голливуда? И правда. Спасибо за эту поправку, так как сам бы не нашел разницы между очередным глобальным катаклизмом от Роланда Эммериха и попыткой растрясти Матушку-Природу режиссером Брэдом Пейтоном.

Видимо, старуха Природа не любит, когда ее беспокоят (особенно трясут, как будто пытаются добиться от нее какого-то неоплаченного долга), и старается показать свое недовольство каким-то стихийным бедствием. В “Разломе Сан-Андреас” вот она решила немножко раздвинуть границы Америки и устроила сдвиг тектонических плит. Вопреки современным исследованиям, плиты перестали наползать друг на друга, а решили наоборот разорвать свои многомиллионнолетние отношения. И разлом, который образовался вследствие этого решения, проходит вдоль всего штата Калифорния. И объявляет Сан-Франциско с Лос-Анджелесом суверенным государством.

Откроем учебник по геологии: «следствием сдвига тектонических плит являются сильнейшие подземные толчки… землетрясения обладают достаточным потенциалом, чтобы вызвать цунами», - закроем учебник по геологии. Да, если и устраивать какую-то катастрофу, которая должна эффектно уничтожить полчеловечества, не надо останавливаться на чем-то одном. Сказал «А», говори и «Б». Устроил землетрясение, устрой и потоп, чтобы уж наверняка, – и вот тогда твой конец света будет не только действенный, но и зрелищный.

Человек любит разрушение и хаос. Ведь всегда приятно наблюдать за тем, как какое-нибудь грузовое судно, находясь на гребне волны, влетает в еще не достроенную высотку – картина маслом. Будь Айвазовский сейчас жив, то в его бы коллекции работ точно имелась бы такая марина. Произведение искусства, навеянное всеобщей истерией по Апокалипсису. Хотя в последнее время ажиотаж по этому вопросу немного спал, все равно находятся нарушители спокойствия, которые не устанут напоминать, что конец света уже близко. Брэд Пейтон напомнил мне человека, который в преддверии ада на Земле носится по улицам какого-нибудь крупно населенного мегаполиса с табличкой “Покайтесь люди, конец близок”. Ведь до этого эти – назовем их сумасшедшие – были приличными гражданами, занимающимися повседневными делами: дом, семья, работа. Пейтон до “Разлома Сан-Андреас” тоже занимался, в принципе, семейными делами: снимал кино для всех возрастов. Первым полнометражным детищем был фильм “Кошки против собак: Месть Китти Галлор”, который вместо премиального корма для животных накормил всех зрителей неспелой малиной. Второй, уже более аппетитный, “Путешествие 2: Таинственный остров” познакомил папку с Дуэйном Джонсоном.

Помните то видео, в котором актер Гэри Олдман высказывается о спортсменах в кино. Хотел бы я вставить сюда хоть одно его высказывание, но цензура – такая штука, которая завязывает скотчем тебе руки, а остатками от рулона заклеивает тебе рот. Смысл того видеоролика был в том, что Олдман очень настоятельно попросил уйти из кино профессиональных спортсменов. Очень. Настоятельно. Наверное, Олдман бы так не распинался, если бы напротив него появилась фигура Дуэйна “Скалы” Джонсона. Вот бы кто оспорил его мнение по поводу непрофессиональных актеров, пришедших на съемочную площадку прямиком из спортзала. И знаете, на чьей бы я был стороне? Да, вы догадались, и не потому, что Скала огромный и может просто задавить меня своим весом (хотя и это тоже), а из-за того, что он и правда очень харизматичная личность. И не один я так считаю, раз в 2014 году бывший рестлер занял второе место в списке Forbes как самый высокооплачиваемый актер Голливуда. Его появление в разножанровых картинах уже не вызывает какого-то удивления, а стало вполне обыденным делом. Ну, как Николас Кейдж берется за любой найденный на помойке сюжет. Только Скале привозят сюжеты на дом и подают на блюдечке с голубой каемочкой. “Разлом Сан-Андреас” – первая катастрофа (в смысле, жанр), в которой удалось поучаствовать Джонсону. А катастрофа всегда подразумевает под собой какую-то трагедию. Ведь до этого у актера всегда были роли, в которых он, в принципе, перевоплощался в свой псевдоним. Этакая скала, которую хрен пробьешь, а уж заставить порыдать при женщине – подавно. Но в фильме Брэда Пейтона он удивлял меня каждым своим появлением в кадре. Блин, да я сопереживал его герою так, как сопереживает начинающий психолог, выслушавший самый трогательный рассказ на свете. Можно мне еще пару салфеток? Но вместе с этим Рэй (так зовут героя Дуэйна Джонсона) – человек-машина, который с одного удара кулаком пробьет десятимиллиметровое стекло, а после этого этой же рукой будет забивать строительный гвоздь.

Вот такой персонаж, я считаю, и нужен был в ленте “2012” Роланда Эммериха. Там разведенный одиночка, который только иногда видится со своими детьми, и тут герою в начале фильма приходят документы о разводе. Личная драма одного человека всегда смотрится выигрышней на фоне какого-нибудь глобального катаклизма. Только вот Джон Кьюсак как-то абсурдно выглядит в образе мессии. Согласитесь, что вы тоже предпочли бы быть спасенными Дуэйном Джонсоном на вертолете, чем Джоном Кьюсаком на длинном черном лимузине. Ах, да, к Джонсону еще прилагается катер, «кукурузник» и пикап марки Dodge. Ведите меня за собой, избавитель, сквозь руины павшего города.

А руины эти, к слову, поражают воображение крушителя внутри нас. На днях посмотрел операторское откровение "Кояанискатси" режиссера Годфри Реджио, в котором запечатлена наша с вами сумасшедшая жизнь. Есть в этом фильме момент документальной хроники, когда нам показывают подрыв жилого дома. Здание в секунду превращается в груду камней, бетона и побелки, а его обрушение похоже на игру «Дженгу», когда из башни достают поочередно блоки, но в конечном счёте она все равно разлетается по столу на десятки деталек. Сравнивая натуральную съемку и декоративно украшенные спецэффектами кадры, я не буду отдавать предпочтение чему-либо из этого, так как подлинная операторская работа околдовывает своей естественностью, ну, а искусственно созданные разрушения впечатляют своим размахом. Ведь вживую ради стоящего кадра сложно разнести к чертям половину штата.

Под развалинами “Разлома Сан-Андреас” сложно найти живых или хоть как-то уцелевших людей. Этот фильм-катастрофа неплохо справился со своей задачей: показать ярость Матери-Природы и к каким последствиям может привести эта вспышка гнева. Возможно, что это даже в каком-то смысле правдоподобный рассказ ожидающих нас событий. Сказки от Эммериха про современный Ноев ковчег, конечно же, слушаются с большим упоением (от них аж засыпаешь), но действительно такова, что к катастрофе глобального масштаба нельзя как следует приготовиться или точно ее предугадать. Но дам один совет, который должен спасти вам жизнь, если вы вдруг окажетесь в затопленном небоскребе где-то между двенадцатым и пятнадцатым этажом, всегда носите в заднем кармане джинсов лазерную указку. И не забудьте перечитать учебник по ОБЖ.

Оценка TenStars 7 из 10 Хорошо