(с) Дмитрий Елагин

«Роковое искушение» Софии Копполы – это по-настоящему женское кино, что, конечно, не является ни минусом, ни плюсом. То, что режиссёр - женщина, совсем не значит, что зрителю придётся во время просмотра постоянно прикладывать к глазам платочки, а также думать «о, боже, как это всё сентиментально». Но не безосновательно можно отметить, что картины авторства представительниц слабого пола имеют свой особый, нежный привкус.

Жанр
Драма
Страна
США
Режиссер
София Коппола
Сценарист
Альберт Мальц, Ирен Кэмп, София Коппола
Оператор
Филипп Ле Сурд
Композитор
Лаура Карпман, Phoenix
Продюсер
Роман Коппола, София Коппола, Юри Хенли
В ролях
Колин Фаррелл, Николь Кидман, Кирстен Данст, Эль Фаннинг, Уна Лоуренс, Энгаури Райс, Эддисон Рики, Эмма Ховард, Уэйн Пер, Мэтт Стори
Премьера в РФ
27 июля 2017

Картина «Роковое искушение» рассказывает историю, как во время Гражданской войны в Америке в женский пансион к семерым южанкам попадает раненый капрал МакБёрни (Колин Фаррелл). «Пчёлки» начинают виться вокруг «улья». Из всех наиболее выделяются глава пансиона мисс Марта (Николь Кидман), учительница Эдвина (Кирстен Данст) и девушка Алисия (Эль Фаннинг). Также есть ещё 4 ученицы, но им уделено намного меньше времени в фильме, из-за чего они практически не запоминаются. И об этом стоит сказать подробнее, но позже.

Один соблазн для семи одинаково истомившихся женщин. Мисс Марта пытается держать марку сильной независимой женщины и не поддаваться провокациям капрала. Эдвина тоже старается не обращать на него внимание, но у неё это получается намного хуже. Алисия же буквально идёт в атаку, начиная знакомство с поцелуя. Со временем все девушки начинают таять под взглядами МакБёрни. И чем мягче одна, тем злее и ревнивее другая. Именно то, как один мужчина переформатирует взаимоотношения внутри женского коллектива, интересует Софию Копполу. Каждая из трех главных героинь ищет свой путь к сердцу капрала. Одна постоянно предлагает ему выпить вместе бренди и поговорить у камина - это соблазн через дружбу, другая нежно ухаживает - это соблазн через заботу, третья кидает недвусмысленные взгляды и открыто приманивает рыбку - это соблазн через похоть.

Но всё вышеописанное – это лишь зачин основной истории, а самое интересное – это то, как она показана, через все эти мелкие, но такие значимые детали. В фильме очень мало звуков, практически нет музыки, что является прекрасным решением, так как придаёт интимность всему происходящему. Шум деревьев, канонада выстрелов где-то вдалеке, лёгкое шуршание платьев и голоса героев - всё, что слышит зритель во время просмотра.

Костюмы девушек крайне просты – это повседневные платья пастельных тонов. И лишь на ужин все они выряжаются в свои лучшие одежды, чтобы придать торжественности трапезе с капралом. В целом же поведение девушек соответствует нашим обывательским представлениям о воспитании, которое давали всем юным барышням в то время. Территория пансиона выглядит запущенной, в отличие от главного здания, в котором и происходит большинство событий. Такой контраст показывает, что внутренняя жизнь пансиона куда более упорядочена, но когда туда приходит капрал, она начинает меняться: света становится всё меньше и тени начинают сгущаться, мира больше не будет.

Каждая из 7 героинь ведёт себя по-своему, даже самая маленькая. Хорошо, когда в фильме каждый, в том числе персонаж третьего плана, имеет свой характер, но картина Софии Копполы страдает от одной большой проблемы: слишком малый хронометраж, из-за чего создаётся впечатление, что все эти третьи планы, особо не влияющие на сюжет, отнимают драгоценные минуты у тех, кому они по-настоящему нужны. Например, с капралом МакБёрни говорит Эдвина, а в этот момент в кадре резко появляется одна учениц, и всё внимание уделяется ей. Фокус зрителя размывается. То же самое происходит и с другими героинями: каждая бьётся не только за внимание капрала, но и за внимание зрителя, что уже является спорным достоинством киноленты. Одна перебивает другую, и так почти постоянно. Из-за этого довольно трудно воспринимать всё происходящее на экране.

Другой проблемой является то, что три главных героини – именитые и талантливые актрисы, как в фильме - это три поколения южанок, так и за кадром - это три поколения звёзд. Каждая их них может самостоятельно вытянуть фильм, но им попросту тесно в полуторачасовой киноленте. Героиня Эль Фаннинг то появляется, то исчезает, ей дано крайне мало экранного времени. Николь Кидман тоже часто задвигают на второй план. Против неё играет ещё и тот факт, что сама режиссёр захотела, чтобы Кидман сыграла не очень строгую владелицу пансиона, из-за чего мисс Марта становится одной из многих и теряет всякий особый стиль. Но не надо думать, что получившая больше всех времени Эдвина с лицом Кирстен Данст, воспользовалась ситуацией и блещет. Способная стать интересной героиня на деле закрыта и скучна для зрителя. Она во многом соответствует представлениям людей об очень воспитанных девушках, но слишком быстро «сдаётся в плен врагу». То есть образ почти сразу рушится, девушки в строгих костюмах оказываются крайне мягкими внутри, и это сбивает так тщательно вырисовываемый флёр типичной благородной девицы конца 19-ого века.

Так происходит и со всей кинокартиной: сначала всё кажется довольно жестким, но со временем приходит осознание, что «Роковое искушение» больше всего напоминает растаявшее мороженое. Слишком ванильное, слишком простое: мало что выводит зрителя из зоны комфорта и убеждает неотрывно следить за происходящим. Основной фокус – демонстрация поведения женского коллектива в условиях наличия лишь одного мужчины удался. Тихие смешки, томные взгляды, чувственные поцелуи выглядят великолепно, но они не являются основной составляющей фильма. Колин Фаррелл прекрасно отыгрывает свою роль, но он такой же мягкий, как и девушки в пансионе. Все ахаю, «какой мужчина», а на деле мужчина таким не оказывается, исключительно на словах. Эта болезнь распространилась и на весь фильм. Он привлекает: актёрским составом, именем режиссёра, эстетикой и заявленным жанром, триллер, как никак. Но вот вы пришли в зал, и интересный с первого взгляда фильм медленно вгоняет в особый вискуки: спать не хочется, но и воспринимать близко всё происходящее становится трудно.

Оценка TenStars 6 из 10 Нормально