— Расскажите мне, почему вы пришли на сеанс психотерапии, и объясните причину ваших переживаний. — Знаете, доктор, такое ощущение, что внутри меня сидит ещё некоторое количество творческих сознаний, которые то и дело, когда есть возможность, пытаются вырваться наружу. Происходит это обычно тогда, когда на горизонте маячит свеженький кинопроект о персонаже с синдромом множественной личности. Про тот смехотворный период, когда многое о себе возомнивший Сильвестр Сталлоне кривлялся со своими проекциями в третьих «Детях шпионов», вспоминать вовсе не хочется. Вот, какое-то время назад Леонардо ДиКаприо подчинил разум себе и без огласки работал над экранизацией «Таинственной истории Билли Миллигана». Но другие сущности ждать долго не могли и силой спихнули с правящего места зазнавшегося оскароносца. Самым изворотливым и проворным оказался я, Джеймс МакЭвой. Я убедил остальных, что должен занять трон, и теперь управляю этим больным мозгом. — А почему именно ты, Джеймс? Что побудило тебя на это, и когда вы все отдадите контроль изначальной личности? — Возможность исполнить одну из самых сложных ролей, а вот контроль, боюсь, уже никогда не вернётся к владельцу.

Жанр ужасы, триллер

Страна США

Режиссер М. Найт Шьямалан

Сценарий М. Найт Шьямалан

Продюсеры Марк Бьенсток, Джейсон Блум

Оператор Майк Гиулакис

Музыка Уэст Дилан Тордсон

В ролях Джеймс МакЭвой, Аня Тейлор-Джой, Бетти Бакли, Хейли Лу Ричардсон, Джессика Сула, Иззи Коффи, Брэд Уильям Хенке, Себастьян Арселус, Нил Хафф, Уки Вашингтон

Премьера в РФ 16 марта 2017 года

Для одержимого своей профессией актёра диссоциативное расстройство личности прописанного героя — это лучший способ убедить и зрителей, и ценителей в своём уникальном таланте перевоплощения. Такое ощущение, что сыграть человека с 24-мя лицами способен только какой-нибудь театральный артист, на элегантные плечи которого за спектакль иногда сваливается множество персонажей разных полов и возрастов. У нас в России, кстати, такое было. Евгений Миронов в одном лице разыграл всего «Гамлета». Максимум грима и соответствующих образу пышных нарядов, и вот он уже в одиночку презентует напряжённый диалог, убедительно переключаясь между используемыми персонажами. Можно только догадываться, на какой рекорд пойдёт ДиКаприо в «Переполненной комнате», где ему предстоит активировать почти что все альтер-эго многострадального Уильяма Стэнли Миллигана, но пока титул «самого многоликого лицедея» достаётся Джеймсу МакЭвою за его Кевина, Денниса, Патрицию, Хедвига, Барри, Оруэлла, Джейда и ещё кое-кого в психологическом триллере М. Найта Шьямалана «Сплит».

Наверное, попади этот шотландский актёр в собственное тело через шкафчик и протяжённый коридор, в которое его затащил бы патлатый Джон Кьюсак, он точно сошёл бы с ума от своей же гениальной игры, которую исполняют другие МакЭвои. По существу, «Сплит» — это такое же хвалебное признание недооцененной персоне кинематографа, каким был странноватый сценарий Чарли Кауфмана «Быть Джоном Малковичем» непосредственно самому Джону Малковичу. Вот только если там о человеческой многогранности рассказывается при помощи мужественной самоиронии, то Шьямалан просто-напросто боится разбудить того дремлющего внутри МакЭвоя чудовища, и все заготовленные на бумаге оскорбительные шуточки запирает в верхнем ящике своего рабочего стола.

Индийский постановщик вообще редко когда нарочно хохмит в своих мистических лентах, не считая тех несерьезных сцен со своим участием в качестве авторского камео. В большинстве случаев ненормальный юмор зарождается тогда, когда главная интрига всего повествования отыскивается в очевидных сараях, кладовках и прочих тёмных и заваленным ненужным мусором местах, — вспомнить хотя бы тот курьёзный визит к бабушке и дедушке. В остальном Шьямалан верен себе и до последнего старается напугать доверчивых зрителей, собравшихся поздним вечером на свежем лесном воздухе у потрескивающего костра. Даже если пугать приходится нелепыми рассказами о выбрасываемых растениями ядовитых веществах, от которых у людей проявляются признаки суицидального поведения. Подобные небылицы он травит и трём девочкам-подросткам в «Сплите», запертых, где бы вы думали, в секретном подвале.

«Сегодня особенная ночь. Вам предстоит увидеть нечто великое. И мир наконец-то поймёт — зверь существует». Что, поджилки уже трясутся, хотя ведь, казалось, это очень дешёвый трюк, который больше похож на бредни сумасшедшего. Покалеченные более развитые, у них чистое сердце — такую основательную аксиому задвигает одна из нежелательных личностей Кевина, чтобы сюжетно оправдать то самое похищение главной героини и её подруг. А ещё, чтобы оправдать те изначально непонятные флэшбэки, которые внезапно выскакивают из-за угла и пытаются донести до зрителя какую-то грустную историю не из этой реальности. Понятное дело, что в конце концов всё упирается в не такую как все заложницу, с которой многообразный МакЭвой чувствует особенную связь. Но так вяло рассказывать про жертв домашнего насилия, что и является основной темой фильма — как-то неправильно, что ли. В общем, М. Найт Шьямалан как обычно не может удержать на коротком поводке ту дикую нелепицу, которая просто врывается в финале вместе с поводком и начинает творить такие необъяснимые вещи, что режиссер посвистывая разворачивается и уходит в противоположном направлении. Оставляя фильм на откуп какому-то своему другому «я». Как будет — так и будет.

P.S. от шеф-редактора

Нет, я не нежелательная личность Станислава Туманова. Я - тот человек, который собирается смотреть «Сплит» вместе с вами в прокате. Но в некой его идеальной версии. Пятница, 17 марта, вечер, кинотеатр «Октябрь». Новый триллер М.Найта Шьямалана будут показывать с субтитрами - чтобы мы могли в полной мере оценить игру МакЭвоя (одному герою там 9 лет). А после показа все его множественные личины по полочкам разложат психолог Татьяна Салахиева-Талал и кинокритик Антон Долин. Пссс, места ещё есть.

Оценка TenStars 6 из 10 Нормально