Любой профессиональный кинематографист растет с каждым своим новым произведением, освещая все более животрепещущие именно для него темы. Для женатого и ценящего свой крепкий брак режиссера Дерека Сиенфрэнса создание очередной одухотворённой ленты – это его авторский способ объяснить восприимчивому зрителю самые щепетильные особенности отношений с помощью лично накопленного жизненного опыта. Будь то затухающие романтические чувства уже пожившей вместе пары, каждый из которой был перенасыщен любовью друг к другу в моменты первых свиданий, а теперь оба растратили ту буйную страсть и те общие волнующие эмоции. Или это незримая, но ощутимая связь между отцом и ребенком, которая никогда не перестает существовать и которая соединяет родственные души даже после скоропостижной смерти. “Валентинка” и “Место под соснами” были для впечатлительного создателя чересчур личными проектами, к которым он самостоятельно разрабатывал сентиментальные сценарии. Но устав от себя и от собственных идей, Сиенфрэнс, как будто наугад дрейфуя в полной темноте без света маяка среди кипы мелодраматичных романов, нашел-таки историю, которая оставила именно его неравнодушным и которую он смог бы экранизировать от своего имени. Ей стала дебютная работа австралийской писательницы М.Л. Стедман “Свет в океане” о двух супругах, которые решаются стать заботливыми родителями для найденной ими в лодке новорожденной малышки.

Свет в океане

Жанр
Драма, мелодрама
Страна
Великобритания, Новая Зеландия, США
Режиссер
Дерек Сиенфрэнс
Продюсер
Джеффри Клиффорд, Рози Элисон, Том Карновски
В ролях
Майкл Фассбендер, Алисия Викандер, Рэйчел Вайс, Флоренс Клери, Джек Томпсон, Томас Унгер, Джейн Менелос, Гарри МакДональд, Энтони Хэйес, Бенедикт Харди
Премьера в РФ
8 сентября 2016

Как я уже писал выше, постановщик Дерек Сиенфрэнс пересказывает свои действительные переживания на художественный лад и пока еще не разу не пробовал примерить на себя настроения какого-либо другого персонажа. Но главный герой «Света в океане» Том Шерборн почему-то сразу ассоциируется с создателем экранизации. Без лишних ремарок можно объяснить, что данная сердобольная мелодрама, несмотря на литературную основу, это исключительная сиенфрэнсовская авторская постановка. Для которой он собственноручно адаптировал многие главы бестселлера о послевоенных годах.

События ленты разворачиваются сразу после Первой мировой войны, когда вернувшиеся с боевых действий солдаты оставляли в привычке носить в повседневной жизни удобные вельветовые брюки от униформы и кожаные ботинки. К ним добавлялись стягивающие плечи подтяжки и безразмерные тусклых тонов рубашки. Да, если раньше режиссер мог спокойно простить штатного костюмера подобрать для беспечных ролей Райна Гослинга что в “Валентинке”, что в “Месте под соснами” такой хулиганский, но все-таки ультрамодный стиль и не подглядывать за процессом одевания, то на съемках “Света в океане” Дерек Сиенфрэнс за каждой отутюженной складкой на пастельных платьях актрисы Алисии Викандер следил досконально, проверяя ткань на прочность и на износ. Все выбранные художником по костюмам Эрин Бинач наряды для съёмок отлично согласуются с представленной в фильме эпохой. А подтянутый Майкл Фассбендер с комплектом специально сшитых твидовых жилеток смотрится аутентичным эпохе.

И так уже понятно, что в предыдущих мелодрамах режиссёр ассоциировал себя исключительно с благообразным типажом Райана Гослинга, под которого специально и писал свои оригинальные сценарии. Для экранной адаптации он попросил пришвартоваться на безлюдном острове Майкла Фассбендера, который, как мне кажется, действительно подходит для описанного в книге устойчивого характера. Но, конечно же, ключевым фактором было не внешнее сходство актера, с описанным персонажем, а уверенность режиссера в том, что Фассбендер составит отличную пару маяку, такому же одинокому и блёклому, пока кто-нибудь не зажжёт в нём огонь.

Благо, что таким несчастным и подавленным он предстает лишь в прологе судьбоносного рассказа, так как его жизнь своим светом озарит лучезарная героиня Алисии Викандер. Наверное, сложно этого не заметить, но европейской диве к лицу все эти костюмные спектакли прошлого века. Один текст назад в рецензии на агентурного “Джейсона Борна” я отмечал, что там она была современной женщиной в строгом правительственном пиджачке и со взятыми в пучок волосами. Но стоит только ей распустить свои каштановые локоны и запихнуть себя в, так скажем, бабушкин сарафан – все, она преображается в женщину из прошлого наподобие её же Веры Бриттен из биографических мемуаров “Воспоминания о будущем” или художницы Герды Вегенер из трансгендерной “Девушки из Дании”, которой для полной картинности не хватает только наивного ребенка на руках.

На самом деле для меня название экранизации “Свет в океане” после просмотра стало обозначать ту спасенную из шлюпки новорожденную малютку, которую удалось вовремя уберечь от промозглого морского ветра и убийственного голода. Именно она является главным светом в жизни своих ненастоящих родителей, и его потеря грозит героям кромешной тьмой в дальнейшем браке. Если они сами не попытаются разжечь лампу в заброшенном холодном маяке, который их когда-то связал. Ребёнок оказывается не более, чем очередным суровым испытанием, манящим болотным огоньком, который проверяет на прочность преданность Тома и Изабель. Ведь, как бы это банально ни звучало, “Свет в океане” – это история про вечную, как свет исправного маяка, любовь, которая, естественно, в один прекрасный момент может просто погаснуть, если за ней перестать следить день изо дня.

К тому же обзор с самой высокой и хорошо освещённой точки позволяет любоваться видами на пейзажную нетронутую местность, которую с помощью карманного бинокля смог отыскать художник-постановщик Карен Мерфи. Природные ландшафты, которые превратили в съёмочную площадку, не то, чтобы даже завораживают или как-то очаровывают своей первозданной красотой. Они беспричинно, сами по себе, заставляют подольше задержаться на своей прибрежной территории, где установлен уютный и такой подходящий к общему умиротворению домик, дабы запечатлеть побольше живописных и трогательных сцен. Обычно, когда натурная съемка ведется при естественном освещении, нередко на стадии постпродакшена используют вспомогательную цветокоррекцию, чтобы усилить те или иные эмоциональные фрагменты. В жалостливой ленте “Свет в океане” для большего отчаяния и депрессии задний план старательно попытались залить более тусклыми оттенками. Оставив только оранжевую дорожку от закатного солнца на волнистой воде - в буквальном смысле свет в океане.

Сложно оставаться неравнодушным к истории взрослого мужчины и его безутешной жены, которые дважды пытались создать полноценную нормальную семью и дважды теряли свое долгожданное чудо. Когда в конечном итоге они решаются воспитывать неродного ребенка на птичьих правах, ты понимаешь всю отчаянность их положения и без фальши взваливаешь на себя тяжесть такого ответственного выбора. Ты понимаешь, что честному и добропорядочному Тому Шерборну неприятнее всего утаивать от окружающих его сограждан этот в каком-то смысле постыдный секрет. Но также ты понимаешь, что, раскрыв его, он сразу же потеряет светлую любовь Изабель к себе из-за предательства их общей веры. Удивительно, что при довольно предсказуемое течение событий приводит нас совсем к иной концовке, чем можно было ожидать. И когда все наконец-то будут прощены и отблагодарены, вот тогда-то концентрированные эмоции и ослепят вас своим проникновенным свечением и переливающаяся слеза скатится на щёку.

Оценка TenStars 8 из 10 Отлично