Шутить со сказками в кино – дело обычное. Не сегодня это началось и не завтра это закончится. Но в каждом тренде должен быть свой образец правильности. И кино-мюзикл «Чем дальше в лес…» Роба Маршалла претендует на то, чтобы вот таким эталоном стать. Это вам не новое современное прочтение старых сказок. Это мрачная, саркастичная и, что уж там, злободневная работа, которая способна разрушить в хрупком сознании зрителей не просто веру в Деда Мороза, а вообще всё ту основу, на которой нас растили родители. Российских зрителей в этой ситуации спасает одно: Царевна-Несмеяна в нашем детстве была популярнее Рапунцель. Но всё же не надейтесь выйти с этого показа хотя бы без лёгкой психологической травмы.

Чем дальше в лес...

Трейлер и обзоры Чем дальше в лес...

Жанр
Комедия, Семейный, Фэнтези, Мюзикл
Страна
США
Режиссер
Роб Маршалл
Продюсер
Роб Маршалл, Джон ДеЛюка, Каллум МакДугалл
В ролях
Люси Панч, Эмили Блант, Джонни Депп, Анна Кендрик, Крис Пайн, Мэрил Стрип, Фрэнсис де ла Тур, Джеймс Корден, Кристин Барански, Маккензи Мози
Премьера в РФ
25 декабря 2014

О чём фильм

Дано:

  • бездетный Пекарь с женой;
  • бедный мальчишка с коровой, которая не даёт молока;
  • девочка в алом плаще и бабушкой, которая живёт в лесной глуши;
  • падчерица-замарашка в доме мачехи-тиранши;
  • спрятанная в лесу и башне красивая девушка с именем как у растения;
  • озлобленная на Пекаря и заодно весь мир Ведьма. Кажется, все сказки в сборе.

Задача: чтобы жена Пекаря забеременела, надо вернуть Ведьме её молодость и красоту. Чтобы вернуть Ведьме молодость и красоту, надо собрать 4 артефакта: корову, молока белей, плащ алый как кровь, прядь кукурузно-жёлтых волос и туфельку злата дороже. Где-то в этой истории ещё завалялись волшебные бобы. Но в поиске артефактов они – не более чем разменный материал. Хотя в нужный момент прорастут.

Решение: идите все в Лес.

Смешение сказок и персонажей, меркантильный подход каждого к заключаемой сделке и чары самого леса превращают рассказываемую историю в мрачно-красочный музыкальный фарс. Абсолютно непригодный для просмотра детьми. Но завораживающий взрослых. Ведь мы и подумать не могли, какой кровожадной может быть Красная Шапочка и расчётливой Золушка, каким не прекрасным может быть Прекрасный принц, и как ранимы бывают Ведьмы. И уж тем более в сказках нам никогда не говорили, что за исполнение желаний нужно платить. (Хотя, стойте, в «Чародеях» эта идея подана прекрасным образом). В фильме «Чем дальше в лес» что ни сцена, то сюрприз. И я поймала себя на мысли, что я даже представить не могу, чем всё закончится. Но точно не «жили они долго и счастливо».

Кто играет

С кастингом всё было непросто: актёры должны быть известными, актёры должны хотеть простебаться над сказками, актёры должны одинаково легко чувствовать себя в сценических декорациях и в лесу, актёры должны петь.

Главное поющее открытие 2000-х – это Мэрил Стрип. Нахватавшая «Оскаров» и номинаций за талант актёрский, в 2008 году она внезапно решила запеть. Не великим эстрадно-джазовым вокалом, но в запоминающейся фирменной манере и с точным пониманием своих вокальных способностей. Проект «Чем дальше в лес…» подкинул Стрип ровно то, что она любит делать: преображение до неузнаваемости, внутренняя драма и трансформация героини, и пара арий, через которые можно всё это показать. А как этой женщине идёт синий цвет, вы бы видели…

О том, что умеет петь Эмили Блант, лично я узнала только сейчас. А режиссёр – когда Блант пришла на пробы. Не меньшим удивлением стал поющий капитан Кирк, т.е. Крис Пайн. А ещё оказалось, что актёр не зря носит это гордое звание.

Вот Анна Кендрик, пожалуй, не удивила никого. Музыкальные фильмы ей даются куда лучше остальных. Да и Джонни Депп уже не раз исполнял песни как на съёмках, так и просто для собственного удовольствия. Хотя первые российские зрители фильма единогласно сошлись во мнении, что именно Деппа тут было слишком мало. «Больше Джонни!», - мысленно скандировали мы. «И меньше Чеширского Кота», - мысленно скандировала я. Потому что пока вам не скажут, что перед вами Серый Волк, роль которого актёр исполнил, вы этого и не поймёте.

И обратите внимание на детей. 2 отменные актёрские и вокальные работы, в которых непосредственность поведения спорит с мастерством самой миссис Стрип.

Зачем тут петь?

Отвечаю: не за чем. В смысле, тут поют, потому что «Чем дальше в лес...» - это экранизация мюзикла. Безусловно выдающаяся музыка Стивена Сондхайма делает то, к чему зрители диснеевского фильма попросту не готовы. Она заставляет слушать и думать. Особенно тяжело придётся российской публике. Ведь мы воспитаны на музыке Максима Дунаевского, и наш критерий хита — это «Пара-пара-порадуемся на своём веку». А «Чем дальше в лес...» и у себя-то там на Бродвее слывёт интеллектуальным произведением.

Сложные музыкальные философские монологи и дуэты совершенно не запоминаются на слух. И так часто переходят на речитатив, что только дубляж позволяет определить, когда началась или закончилась песня.

А эти интервалы... неидеальные, нелиричные, звенящие в ушах и совершенно непредсказуемые. Честное слово, если бы я уже однажды не слышала эти интервалы в «Суинни Тодде», я бы подумала, что над музыкой «Чем дальше в лес...» поработал Стравинский.

Однако из песни слов не выкинешь. Более того, именно в песне до зрителей пытаются донести мораль сказки авторы. И правильно делают, что пытаются, потому что сама собой эта мораль вообще не понимается. Финальная ария «Никто не одинок» ставит точку в этом странном повествовании. Но оставляет за собой единственный и самый важный вопрос.

Разрушители сказок

Сложно сказать, зачем «Дисней» понадобился такой разрушительной силы проект. Сами сказки создают, сами же и разрушают? Или не смогли пройти мимо выдающегося мюзикла, одного из бродвейских хитов? Но какой бы ни была причина и каким бы артхаусным на фоне других диснеевских фильмов не выглядел «Чем дальше в лес», студия сделала проект с привычным качеством всего.

Актёров вам уже представили, лес был настоящим, правда, собранным из нескольких разных, а режиссёром назначили Роба Маршалла, который за кино-мюзикл уже получил свою порцию наград.

Впрочем, «Чем дальше в лес...» на «Оскар» не претендует. Тут замысел в другом. Сказка для взрослых — редкий жанр. И этот проект, несмотря на своё качество, выглядит эдаким прощупыванием почвы, на которую, видимо, диснеевцы хотят ступить обеими ногами.

Если бы мне предложили поставить этому фильму возрастной маркер, я бы написала 22+. Когда у зрителя уже есть определённый жизненный опыт и понимание проблем героев. Даже, простите, отождествление себя с ними. Когда уже закрадываются мысли: боже, какие наивные эти детские сказки. Когда знаешь, что такое интерпретация и метафора в действии. Когда уже становится понятно значение слова «цинизм». Когда уже известно, что между чёрным и белым есть масса других цветов, и что они имеют свойство перемешиваться. И когда «сарказм» и «юмор» оказываются смежными понятиями.

Пожалуй, страннее и сложнее сказки я ещё не видела.

Оценка TenStars 7 из 10 Хорошо