Ваши книги не принадлежат вам (с)

Появилась у нас в стране дурацкая традиция выпускать многосерийные проекты сначала в кино в виде якобы полнометражной картины, а потом уже на телевидении. Иногда, правда, и наоборот делают, но это уже совсем «клиника», т.к. зрители подобное совсем не смотрят. В первом же случае серии купируют, объединяют, меняют местами, доснимают и пытаются создать из простеньких историй настоящие киноаттракционы, чтобы публика осталась довольна. Есть ли хоть один удачный пример таких выпусков? Пожалуй, что и нет. «Гоголь. Начало» в этом плане дважды обыгрывает своё название. Это первый в мире проект, который не будет переделывать серии в кино, а презентует свой первый сезон в кинотеатре: по две серии раз в месяц. А потом уже уйдёт на канал, который произвёл это амбициозное творение.

Жанр
Триллер, детектив, мистика, драма
Страна
Россия
Режиссер
Егор Баранов
Сценарист
Тихон Корнев, Ким Белов, Алексей Чупов
Оператор
Антон Бакарски
Композитор
Райан Оттер
Продюсер
Александр Цекало, Артур Джанибекян, Валерий Федорович
В ролях
Александр Петров, Олег Меньшиков, Евгений Сытый, Таисия Вилкова, Артем Ткаченко и др.
Премьера
31 августа 2017

Писарь Гоголь живет на грани между реальностью и вымыслом, постоянно падает в обмороки от того, что видит то, что неведомо остальным. Под псевдонимом Алов пишет книги, а потом скупает их и жжет. Его особенности привлекают дознавателя Якова Петровича Гуро, он берет писаря с собой на новое дело об убийствах девушек на Полтавщине. Там герои встречаются с колоритными персонажами, со своими тайнами и причинами препятствовать расследованию. А Гоголь на этом хуторе все чаще видит страшные картины, которые могут свести его с ума, но они же могут помочь раскрыть преступление.

«Гоголь. Начало» - это восемь серий, из которых было смонтировано четыре «фильма», каждая серия - отдельная глава и история из богатого мистико-жизненного опыта экранного Николая Васильевича. Авторы не ставили перед собой задачу снять исторический портрет, в их варианте это ироничный, даже хулиганский взгляд на фигуру известного писателя и попытка пофантазировать, как Гоголь нашел сюжеты своих самых известных историй. Такая нестрогая подача и жанр мистики сами собой рождают сравнения во время просмотра. Здесь вам и «Сонная лощина», и «Зловещие мертвецы», а также Шерлок Холмс, причем как советский, так и заграничный, «Багровый пик» и даже «Фонтан» Даррена Аронофски. А вот все взаимосвязи с Эдгаром Алланом По, казалось бы, главным возможным референсом, заканчиваются стихотворением о вороне, которое повторяют утопленницы в одном из снов Гоголя.

Что сразу располагает к проекту и дает надежду на его светлое будущее - это, как ни странно, жестокость. На наших экранах на такое мало кто решается, но Александру Цекало и его компании «Среда» не привыкать к подобному риску, тем более каналу ТВ3, где будет показан «Гоголь», требовалась полная перезагрузка. В этом смысле заявка с мистическим и одновременно комическим сериалом выглядит многообещающей. При этом эксгумацию тел и остальную жуть чаще всего показываю не буквально, а эмоционально, за счет реакций Гоголя в исполнении Александра Петрова, который максимально точно передает вот это месть отвращения с изумлением, муки с любопытством. И хотя персонажи огромное количество времени тратят на болтовню, авторам удалось разнообразить, по крайней мере первые две истории, эффектным действом. Создатели обещают, что главы будут кардинально различаться друг от друга не только введением новых героев, но и жанрами. Интересно, дойдут ли до мюзикла?

Про Сашу Петрова можно многое было бы сказать, но точно соглашусь с создателями: это не Гоголь внешне, зато актер очень точно передает терзания беспокойного писателя. Олег Меньшиков в это время забирает на себя основную массу проблем и тягот проекта: шутя и балагуря, он дает Петрову заниматься драматической частью, а также полным погружением в сны, фантазии и глюки главного героя. Кстати, остальные «странности», например, то, что Пушкина здесь играет Павел Деревянко, можно попробовать объяснить тем, что в мир «Гоголя» - это некая параллельная реальность, даже несколько реальностей, между которыми кино-писатель перемещается в своих трансах. И,возможно, именно этим можно объяснить в том числе отсутствие внешнего сходства известных нам персонажей.

Композитор Райан Оттер насочинял множество композиций, которые похожи сразу на все популярные мелодии из фильмов. В основном, правда, на саундтрек Ханса Циммера к «Шерлоку Холмсу» Гая Ричи, и от этого просто невозможно куда-то деться во время просмотра. Хотя Егор Баранов, режиссер проекта, и уверял, что причина такого сходства в ключевом музыкальном инструменте, на котором исполняется главная тема.

А вот оператор Сергей Трофимов, частенько работавший с Александром Войтинским и Тимуром Бекмамбетовым, пытался всеми силами выжать из проекта что-то больше, чем просто телевизионную картинку, и часто ему это даже удается. Первой главе проекта такой подход помогает закрепиться в памяти зрителей, но вот почему это не получилось так же сделать последующие серии, остается только догадываться. Лёгкость восприятия уходит следом за ощущением масштаба проекта.

«Гоголь. Начало» - это интригующая телевизионная новинка. К сожалению, назвать все это фильмом язык не поворачивается. Т.к. все здесь слишком местечково, сериально и выдаёт малый для такой задумки бюджет. В итоге на больших экранах серии смотрится блекло, плоско. Совершенно не понятно, как продюсеры собираются с этим бороться, потому что обещанные ими аттракционы слишком дёшевы и ничуть не восхищают зрителя при просмотре. С большим интересом продолжу следить за судьбой «Гоголь. Начало» на ТЫ, но в кино на него идти все-таки не стоит, только настроение себе испортите. Да и российскому кинематографу «Гоголь. Начало» подложил ту еще свинью, ведь из-за него все опять накинутся на кинематографистов с обвинениями во вторичности и неоправданной амбициозности. И то, что могло действительно стать началом, так и останется продолжением конца.