"Это просто фантазия. Тут и конфликт, и компромисс. Это очень-очень увлекательно". (с)

Думаю, редкий человек в своих мечтах однажды не уносился в тот прекрасный мир, где всё живёт для него. Где солнце светит ярче, все мечты сбыточны, прохожие улыбаются и даже готовы подпеть в любой момент, а за шалаш с милым не надо платить арендную плату… Именно на экранизацию вот такого тайного мира из мыслей двух влюблённых похож фильм-мюзикл «Ла-Ла Ленд». Он слишком идеальный, чтобы быть правдой. Но он действительно выходит в прокат.

Жанр мюзикл, драма, мелодрама, комедия

Страна США

Режиссер Дэмьен Шазелл

Продюсер Фред Бергер, Гари Гилберт, Джордан Хоровиц

В ролях Райан Гослинг, Эмма Стоун, Дж.К. Симмонс, Джон Ледженд и др.

Премьера в РФ 12 января 2017

У этого поэтического произведения совершенно прозаический сюжет. Он - джазовый пианист с мечтами о собственном клубе и уверенностью, что его никто не понимает. Она - начинающая актриса и драматург, которая на самом деле лишь мечтает играть, а по факту продаёт кофе своим кумирам. Им надо было встретить друг друга, чтобы никак не сбывающиеся мечты ненадолго отошли на второй план. Чтобы вдохновить друг друга на свершения. И чтобы определить, что в их жизни действительно главное. Особенной эту картинку на двоих делает лишь место обитания героев. Всё-таки не всякий мечтатель пытается реализоваться в Лос-Анджелесе. Но когда нужно рассказать невероятно романтичную историю любви, сложно придумать лучшее место, чем Город Звёзд.

После ритмичной, жёсткой, эмоционально истощающей «Одержимости» от молодого постановщика Дэмьена Шазелла можно было ожидать… Да ничего нельзя было. Эти два выдающихся фильма как будто бы снимали разные люди. Но одинаково тонко чувствующие музыку и человеческую природу. Даже джаз в них звучит разный. И по-разному на мир смотрят главные герои. Ни актриса Мия, ни пианист Себастиан не сбивают руки в кровь, добиваясь своих целей. Они больше любят говорить и петь о своих мечтах, чем исполнять их. Но с готовностью надевают тогу музы, чтобы стать источником вдохновения для другого человека. Деятельная, самоотверженная любовь, о которой можно только мечтать. И именно в красках мечты, в самых ярких и светлых, её показывает влюблённый в своё кино Дэмьен Шазелл.

Это заметно с самых первых кадров фильма: главная история любви здесь вовсе не у вымышленных героев, а у режиссёра с миром музыки, кино и мюзиклов. Он словно открывает окно в свой собственный мир мечты, в котором грезит оказаться, когда что-то в жизни идёт не так. Зрителей вроде бы забрасывают в наше время. Об этом сообщают и машина Мии, и мобильные телефоны у всех в руках, и модное электрическое пианино, на котором Себастиан записывает трек. Но почему-то эти вещи кажутся совершенно чуждыми в стране под названием Ла-Ла. И стоит им исчезнуть из кадра, как сразу же появляются ассоциации не то с 20-ми, не то с 50-ми… Но уж точно не с 2017 годом. Застывший в своём постоянстве город становится площадкой для съёмки фильма в старомодном жанре мюзикла. Не удивительно, что Мия и Себастиан в какой-то момент теряют связь с реальным миром. Ведь всё вокруг: и прелестный вид с холмов на вечерний город, и волшебно пустая обсерватория, и кинотеатр со старыми чёрно-белыми фильмами, и маленькое джаз-кафе, и даже роскошные виллы звёзд Золотой эры Голливуда так и подталкивает взять и просто начать танцевать, напевая под нос приятный незамысловатый мотив любимой песни. И если мы, жители «здесь и сейчас», такие порывы сдерживаем, стыдясь за них в мыслях, то Мия и Себастиан отдаются во власть своих желаний и превращают мир вокруг себя в бесконечную сцену.

Это не те мюзиклы, где съёмочная площадка больше похожа на театр. Это те, над которыми посмеивалась «Зачарованная», которые культивировал «Бриолин» и которые торжествовали на киноэкранах в 30-40 годы. Когда танец и песня - логичное продолжение истории. Когда назойливую мелодию, которую вы насвистывали в ванной, подхватывают официанты в кафе, где вы берёте кофе, и разносят по всему городу, рассыпаясь настоящей симфонией голосов, настроений и исполнений. Когда нельзя не слушать слова песни, потому что это не просто набор красивых оборотов, а полноценное смысловое высказывание. Так Мия и Себастиан обмениваются любезностями во время своей первой совместной прогулки, прямо в песне Lovely Night Dance обсуждая синтетический пиджак пианиста и непривлекательность актрисы. А тем временем музыка, написанная Джастином Гурвичем, прокрадывается в ваши уши. И вроде ничего выдающегося, скажет кто-то на выходе из зала. Это вам не кошкина серенада с руладами где-то на вершине второй октавы. Но вот проходит день, а Someone In The Crowd продолжает звучать в голове, вырываться неровными нотами изо рта, а нога требует притаптывания в такт.

Как и положено мюзиклу, в «Ла-Ла Ленд» нет полутонов. Брызжущие с экрана краски - ещё один способ отвести внимание зрителя от современности. Особенно запоминаются платья Мии и галстуки Себастиана, которые больше похожи на сценические костюмы, но, нет, посмотрите, это же просто платья и галстуки, которые мы, застрявшие в рациональном существовании, просто не позволяем себе носить. Это без негативной оценки искусственное кино, потому что, скажу ещё раз, оно как будто происходит у нас в замечтавшейся голове. А там, сами знаете, любые замки можно настроить.

Но любому фантомному строению нужны свои жители. Шазелл заселил в свою «Ла-Ла Ленд» Райана Гослинга и Эмму Стоун. Этот дуэт уже не раз доказал свою состоятельность на экране, вот только одно но: они больше похожи на друзей, чем на страстных любовников. Впрочем, именно этой проблемы перед актёрами в этот раз не стояло. «Ла-Ла Ленд» лишён любого намёка на секс. Это настолько высоконравственное кино, лишённое быта и всей вот этой человеческой естественности, что даже в паре моментов хочется прикрыть декольте на платье Стоун пашминой. И это несмотря на то, что таким невероятно красивым языком красок, музыки, декораций и танца артисты должны поведать миру довольно грустную и известную историю конфликта между мечтами и реальностью, любовью к человеку и делу своей жизни. И вот тут, пожалуй, я наконец смогу перейти от высокого слога хоть к какой-то критике. Понятно, что такой уровень подготовленности к исполнению танцев, вокальных партий, а у Гослинга ещё и инструментальных, обывателю просто и не снился. А Эмма и Райан превратились в Мию и Себастиана, как они сами уверяют, за три месяца. Но в этой паре один оказался талантливым, а другой трудолюбивым. И это видно на экране. Чуть помятый в одежде и мыслях Себастиан всем своим образом идеально подошёл актёру. Он органичен в каждом движении, танцует непринуждённо, играет самозабвенно, а поёт действительно как будто напевает: мечтательно и проникновенно. Голливудский трудоголик Эмма Стоун при всём своём изяществе очевидно старается сделать всё, как завещали педагоги. Это отличница, которая поплывёт на первом же творческом задании, потому что его невозможно было вызубрить. Но может это всё тоже была игра ради того, чтобы донести до зрителей мысль: старательный ученик добивается больше, чем одарённый фантазёр?..

Всю эту мораль, все возможные выводы, а так же вышибающие слёзы эмоции, всю прозу и горькое пожатие плечами Дэмьен Шазелл умудрился вложить в 8-минутный безостановочный музыкальный поток, без единого слова. Который не просто расставляет всё по местам, он раскалывает зрителей напополам. Восторг от увиденного соседствует с глубочайшим расстройством. Триумф и поражение слышатся одновременно во всех нотах эпилога. И мир взрывается миллионами звёзд, у которых так и хочется спросить: City of Stars are you shining just for me?

«Ла-Ла Ленд», несмотря на массовый успех у публики и критиков, остаётся интимным, глубоко личным высказыванием молодого режиссера. И точно так же хочется этот фильм смотреть: на большом экране кинотеатра, где в тёмном зале на красных чуть обшарпанных креслах сидишь лишь ты один, мечтая о чём-то своём.

Оценка TenStars 9 из 10 Грандиозно