Надо было не болтать, а что-то делать (с)

В киномире, где летом в прокате обычно соревнуются масштабные картины с внушительными бюджетами, известными лицами и мечтами заработать очередной миллиард, согласитесь, очень не хватает простого, понятного, человеческого кино о прелестях и горестях обыденной жизни.

Жанр
Мелодрама, комедия, драма, роуд-муви
Страна
Россия
Режиссер
Петр Тодоровский
Сценарист
Петр Тодоровский
Оператор
Константин Мазов
Продюсер
Николай Волчков, Григорий Подземельный, Денис Глинский
В ролях
Александр Петров, Вильма Кутавичюте и др.
Премьера в РФ
дата не определена

В отличие от других российских картин, когда продюсеры и режиссеры одержимы идеями победы над Голливудом любыми способами, фильм Петра Тодоровского «Лавстори» создан в альтернативном ключе, чем он особенно ценен. Это совсем небольшой разговорный проект, несколько ключевых динамичных сцен так и остаются за кадром: о них говорят, но ничего не показывают. Главное здесь - это диалоги, герои и настроение. И уже при просмотре понимаешь, такие картины обязательно должны быть. Ведь они дают возможность перезагрузить мозг. Авторы рассуждают на вечные темы: любви, брака, места человека в обществе, и дают такие необходимые виртуальные оплеухи, которые выбивают людей из своих удобных и давно обжитых «раковин», и наталкивают на мысль, что пора жить, а не существовать.

Друзья детства Сева и Маша не виделись около двенадцати лет. Но судьба снова сводит их, буквально запирает в одной машине, чтобы они смогли разобраться, почему они не вместе. Сева, актёр в мечтах и водитель лимузина на деле. Маша заказывает этот лимузин, чтобы добраться до Сочи, где у нее должна состояться свадьба. У них впереди длинное путешествие, которое может закончиться, как угодно.

Сложно сказать, откуда у 32-летнего Петра Тодородского такой богатый жизненный опыт, но картина наполнена архетипами характеров и ситуаций, со всеми вытекающими. Проще говоря, режиссёр в процессе фильма обязательно наступит и на вашу эмоциональную мозоль тоже. Возможно, он просто хорошо умеет слушать истории других. А возможно, хоть и обидно, что на самом деле все наши отношения не так уж сильно и различаются и развиваются по паре-тройке известных сценариев, поэтому история Севы и Маши так легко пробивается к людям. Буквально каждая сцена навевает воспоминания, сложно усидеть в кино, чтобы не написать опрометчивое смс или не выйти из зала, чтобы набрать самого близкого, просто услышать голос, потянуть время и «поиграть» в стабильные отношения.

Сюжет «Лавстори» разбит на две взаимно поддерживающие части: саму историю - роуд-муви, где герои, путешествуя, не прекращают говорить, разбираться в себе и отыскивать правду, которая, по логике, должна полностью перевернуть их жизни и, возможно, дать им второй шанс. И интервью, которое берет у Севы и Маши загадочная девушка,(возможно, сама судьба), которой они рассказывают и поясняют вещи, обычно отдаваемые внутренним монологам, а в данном случае это помогает проникнуться к героям, увидеть их по-новому, без давно выстроенных ими «стен». Это вроде как чистилище, где никто не может врать, а только комментировать происходящее, добавляя сюжету юмора и еще больше сближая зрителей с героями на подсознательном уровне. А как показаны сами человеческие взаимоотношения: непростые, даже коварные, и только благодаря интервью мы понимаем, что на самом деле происходило в головах героев. И наших тоже.

Афишеобразующий Александр Петров здесь выступает в совершенно не привычном для себя образе человека, лишенного животного начала, которое он частенько демонстрирует в миллионе проектов, где успел поучаствовать за последнее время. Петр Тодоровский действительно сумел вытащить на свободу того самого Сашу Петрова, который как и все мучается, сомневается, набивает шишки и пытается найти любовь, не прячась за сильным характером и резкими выпадами. Вильма Кутавичюте наконец-таки раскрывается перед зрителями. Эта прибалтийская девушка с совершенно изумительным акцентом и глазами, которые могут показать все, с легкостью находит сторонников в кинозале. Несмотря на свою психическую неустойчивость и характер, который мог бы на корню загубить любые начинания героя Петрова. Также Тодоровский открывает отличных актеров, как танцоров, а Кутавичюте еще играет и поет, и это одни из самых проникновенных и запоминающихся эпизодов в картине.

Я не знаю, как писался сценарий, сразу же под Петрова и Кутавичюте, или нет. Но Тодоровский ловко вводит в историю миллион фраз, которые подчеркивают хорошо известные качества выше упомянутых актеров. Их герои не забывают посмеяться над собственной красотой, Сева иронизирует над своей так и не сложившейся актерской карьерой, Маша называет себя девушкой с модельной внешностью, только нос её подвел, а буквально через пару сцен она уже плачет и признается, что кроме как нравиться мужчинам, ничего и не умеет в этой жизни. Сам же режиссер тоже раскрывается перед зрителями, когда в буквальном смысле уводит своих героев в детство, в лагерь «Мечта где-то под Сочи. О таких местах просто так не узнают… Всё это меняет героев, каждый из них, обуреваемый своими демонами, получает наконец-таки возможность поставить свою судьбу не на извилистый путь, а отправить её по прямой, не обманывая себя и находя простейший выход из ситуации.

На самом деле, это большой риск в наше время выпускать кино, в котором обитают всего лишь два героя, и те только разговаривают. Но Тодоровскому удалось так всё это преподнести, что ближе к финальным титрам, когда зрители понимают, что им в скором времени предстоит попрощаться с героями и их историей, в голове рождаются мысли, может создатели снимут продолжение или сериал? Пусть это будет, что угодно, хоть рекламные ролики, только бы не прекращался этот диалог. Пусть они так же, как и герои трилогии «Перед…» Ричарда Линклейтера, гуляют, ездят и говорят, говорят, говорят, ведь это и умиротворяет, и смешит, и заставляет задуматься, и дарит грусть, от которой, удивительно, не хочется избавляться.

Возрастной рейтинг у картины - шестнадцать плюс, и это весьма логично, т.к. лишь зрители, имеющие схожий с героями опыт, способны проникнуться их историей, искренне сочувствовать и переживать. Да и язык Петра Тодоровского - это не язык подростка. Он живой, молодой, но всё же сохраняющий остатки интеллигентности, которую современные подростки считаю устаревшим понятием. Создатели нашли для своего проекта музыку на любой вкус, от рэперов до классического джаза и даже Цоя. Каждый трек подчеркивает и придает глубину определённым сценам. Саундтрек здесь никогда не звучит просто так, он, как и героям, нужен зрителям, чтобы помочь пережить все, до чего смогут докатиться разгоряченные Сева и Маша.

«Лавстори» - это такая современная и довольно реалистичная сказка, о которой многие мечтают. Своего рода перезагрузка, позволяющая взглянуть на мир обновленным взглядом и дарящая возможность начать всё с начала. Тодоровский подарил всем нам кино, которого не ждали. Оно строится не на деньгах и известных именах, а на идее, классных диалогах и вере в то, что любовь ещё способна привлечь в кинотеатры зрителей. Интересно, что не пытаясь подражать или сбежать от Голливуда, «Лавстори» получилось по-хорошему голливудским кино с российским колоритом, которое дает надежду на молодых, действительно умных и проницательных создателей, готовых ради идеи рискнуть карьерой и снять в будущем культовое кино, которое просто обязано разойтись на цитаты и стать тем, чего у нас уже давно не было. Обсуждаемым, любимым фильмом, способным вернуть публику в кинотеатры на своё.

P.S. А самое главное, что меня покорило в этом фильме окончательно, это рождённое им желание при выходе из кинозала найти такие же потерянные глаза в толпе и пригласить их обладательницу куда-нибудь, не давая очнуться, влюбиться и пройти тот же путь, что и герои. Без разрыва, конечно, в двенадцать лет, но со всеми подводными камнями, руганью и этими бесконечными разговорами, которые открывают двери в любое возможное и неизвестное будущее. Короче, захотелось влюбиться…