And you could have it all

My empire of dirt

I will let you down

I will make you hurt (с) Джонни Кэш

Стоило только опубликовать в Фейсбуке свои краткие впечатления от просмотра финальной в трилогии и всей мутантсткой карьере Хью Джекмана ленты, как пошли комментарии в духе: «Не верю. Он как Алла Борисовна». Ну, знаете, во-первых, гонорары Хью Джекмана не идут ни в какое сравнение с нашей вечно молодой примой российской эстрады. Так сказать, на жизнь ему ещё долго будет хватать. А во-вторых, вы просто не видели этот фильм. Мужик сказал «Уйду» и ушёл. Даже микрофинала за собой не оставил.

Жанр фантастика, боевик, триллер, драма

Страна США

Режиссер Джеймс Мэнголд

Оператор Джон Мэтисон

Композитор Марко Белтрами

Продюсеры Джозеф М. Карачиоло мл., Саймон Кинберг, Стон Ли

В ролях Хью Джекман, Патрик Стюарт, Дафни Кин, Бойд Холбрук, Стивен Мерчант, Элизабет Родригес и др.

Премьера в РФ 2 марта 2017 года

Бесполезное дело искать логические связи между последними лентами про Людей Икс, Росомаху и премьерным «Логаном». Достаточно просто знать, что профессор Ксавьер после расчленения на молекулы собрался обратно и не удивляться тому, что в 2029 году из всех мутантов в мире остались только он, да Росомаха. Там, конечно, ещё Калибан есть. Но он постоянно будет выпадать из режиссёрского внимания, а значит и из зрительского тоже. Пока не сделает, что должно, пытаясь ускорить и драматизировать сюжет. Хотя куда уж драматичнее.

Во всём мире осталось только три мутанта. Профессор Ксавьер сходит с ума, Логан внезапно постарел, стал ещё более сварливым и как-то подозрительно кашляет, а Калибан… ну, он просто много ноет. Мутаген изжил себя и новых «людей икс» не рождается. И, казалось бы, мир должен был уже успокоиться, но всегда найдётся какой-нибудь злопамятный человечек, который из ненависти к мутантам начнёт создавать своих собственных. Чтобы контролировать их, а с их помощью – всё вокруг. На ум тут приходит полковник Страйкер. Но это не он. Это доктор Зандер Райс, имя которого вам совершенно не нужно запоминать, потому что он, его помощник Дональд Пирс с кибер-рукой и ещё несколько человек существуют в этом фильме лишь с одной целью – аккомпанировать Хью Джекману и его юной, но совершенно феноменальной партнёрше, Дафне Кин.

Когтистая рука Джекмана видна здесь в каждом кадре. Как будто он не только играл, но и сценарий сам писал, и режиссёру Джеймсу Мэнголду подсказывал правильные ракурсы. Его актёрство в «Логане» чрезмерно демонстративно: Джекман как будто пытается показать, в первую очередь самому себе, что Росомаха – куда более сложно организованный персонаж. И что ему доступны не только ярость и сердитый сарказм, но и не чужда человечность. Вот и профессор Ксавьер в минуты здравого ума и трезвой памяти говорит Логану: ещё не поздно начать жить по-человечески. С семейными ужинами, искренним смехом и вообще верой в добрый мир. Но, кажется, Хью Джекману настолько осточертели сказки, что он решает превратить комикс про самого себя в реалистичную, насколько это возможно, и максимально кровавую трагедию. Причём больше всего пугают не отрубленные конечности и адамантиевые когти в головах у врагов Росомахи. А то, с каким хладнокровием и в каком количестве убивает на экране людей 11-летний ребёнок. С каким равнодушием о людях-оружии рассуждает злобный гений Райс. Как смакует сцены боя Мэнголд. И как на наших глазах вся съёмочная группа оправдывает одно из самых жесточайших убийств в этом фильме, по сути расправу.

Конечно, Росомаха несколько раз за фильм повторяет ключевой тезис: не надо быть, как я. Нельзя жить убийствами и распускать руки по любому поводу. Но до того, как его юная воспитанница Лора втянет свои когти, она вдоволь насытится кровью врагов. Пусть и записных, шаблонных, созданных такими специально, чтобы не вызвать ни каплю сочувствия у зрителей. Тема детей-убийц уже не в первый раз встречается в кино. Можно вспомнить Уильяма Голдинга и экранизацию его романа Питером Бруком – подлинная классика на эту тему. А можно далеко за примером не ходить и обратиться к «Пятой волне», которая вообще-то так себе произведение, но тему затронула страшную, если не сказать острую. Но именно «Логан» оставил после себя ощущение невероятного недоумения и вопрос, вопящий в голове, «Зачем было втягивать в это детей?..» Разумеется, во франшизе «Люди Икс» дети с супер-способностями фигурировали постоянно. Но такой откровенной жестокости они никогда не демонстрировали. А может это дань выбранной Мэнголдом форме повествования. В других картинах всегда был силён элемент сказочности. «Логан» - это мир на грани апокалипсиса человеческого духа. И Лора – идеальный убийца, больше похожая на зверя, лишённая речи и переполненная злостью – это тот самый элемент, который способен утянуть действительность за собой в Тартарары. На своё счастье, она встречает недоброго дядю Логана, который всем своим видом демонстрирует, во что девочка превратится через полсотни лет. И, кажется, привычный мир постоит ещё немного на месте.

Говорить об игре Дафны Кин, кроме как блестящая, не получается. Пронзительный взгляд, невыносимо раздражающая дерзость и дикость её поступков, голые эмоции в начале, вид всезнайки и человека, привыкшего получать всё, что хочет лишь усиливают эффект, который зритель должен испытать в самом финале картины, когда воспитательный процесс завершён и девочка с когтями сдаёт выпускной экзамен. Спойлер: на «отлично». Принцесс ей точно не играть в ближайшем будущем, но мир независимого кино, кажется, уже объявил на неё охоту. И уж лучше бегать от продюсеров, чем от противного блондина Бойда Холбрука, который хочет её грохнуть.

Конечно, для поклонников франшизы в этом гиперреалистичном комиксе есть немало тёплых приветов. Создатели тщательно делали вид, что позорного «Бессмертного» не было, зато с удивительным уважением отнеслись к первому сольнику Росомахи. Даже пересмотреть захотелось: в паре эпизодов мерещился Виктор, брат Логана, а все эти эксперименты с мутантами напоминали не столько инъекции контроля из вторых «Людей икс», сколько строительство супер-мутанта из персонажа Райна Рейнольдса (да, это был Уэйд Уилсон, но без красного трико).

Но всё же «Логан» - это самостоятельный и совсем нетипичный для франшизы фильм. Независимый, как сам главный герой. Тут даже компьютерная графика реалистичнее, чем в недавних «Днях минувшего будущего». А форма… Вы когда-нибудь видели комикс – роуд-муви? Лично я его посмотрела в среду вечером в первый раз. Вот это фирменное заунывное путешествие по безжизненным хайвеям Нью-Мексико, Небраски, Южной Дакоты, только раскрашенное кровью врагов Росомахи.

Прощание получилось мрачным и жестоким. Как мы и ожидали. Но очевидно, что весь фильм Хью Джекман сражался не за право пожить ещё, а за право наконец уже достойно уйти от этого образа. «Ну, что я ещё вам не показал с этими когтями?» - как будто спрашивал он у зрителей и снова ввязывался в драку, брал небольшую передышку, чтобы покаяться в грехах, а потом снова шёл и убивал за право быть уже наконец убитым для ненасытной голливудской машины по производству кинокомиксов.

Из кинотеатра вышла в смятении. Что я только что увидела? Точно, экранизацию песни Джонни Кэша Hurt. Теперь, когда фильм посмотрен, я могу понимающе подмигнуть создателям первого трейлера. Ребята, вы мне 4 месяца назад пересказали весь фильм. А я это поняла только сейчас.

Оценка TenStars 8 из 10 Отлично