Потенциальную аудиторию фильма «Меч короля Артура» можно условно разделить на 2 категории: фанатов Гая Ричи и поклонников саги о короле Артуре. И мой наипервейший долг предупредить вторых, что от их любимой истории Ричи оставил лишь фундамент. Так что если вы мечтаете снова пережить преображение Утера Пендрагона, начало строительства Камелота и посмотреть, как в очередной раз Гвиневра возляжет с Ланцелотом, а король со своей сестрой - лучше пересмотрите не менее сказочный, но больше соответствующий легенде мини-сериал «Великий Мерлин» 1998 года с Сэмом Нилом. Потому что того же Мерлина в фильме «Меч короля Артура» вам не покажут в той форме, в которой вы привыкли его видеть. А вот если вы благосклонно относитесь к ещё большей мифологизации известного мифа и вас способен порадовать просто Артур с Эскалибуром сначала в камне, а потом в руках, добро пожаловать в наш клуб. Клуб влюбившихся в этот фильм журналистов.

Жанр фэнтези, боевик, драма, приключения

Страна США

Режиссер Гай Ричи

Сценарий Джоби Харольд, Гай Ричи, Лайонел Уигрэм

Продюсеры Брюс Берман, Стив Кларк-Холл, Дэвид Добкин

В ролях Чарли Ханнэм, Астрид Берже-Фрисби, Джуд Лоу, Джимон Хонсю, Эрик Бана, Эйдан Гиллен и др.

Премьера в РФ 11 мая 2017 года

Наверное, от англичанина Гая Ричи можно было бы потребовать правдоподобного исторического проекта. Что, в библиотеке его отчима в поместье XVII века не нашлось никаких старинных манускриптов и свитков, которые поведали бы ему правду о знаменитом вожде бриттов? Но вот в чём проблема: тогда это был бы не фильм Гая Ричи. И мы бы сейчас писали, что ещё один постановщик с ярким индивидуальным почерком продался студии-мейджору за баснословный гонорар и возможность залатать все сюжетные дыры грандиозными спецэффектами. У Ричи же уже такой прокол случился. После однозначно стильных, но неоднозначно увлекательных «Агентов А.Н.К.Л.» все были в праве ожидать, что режиссёр заляжет на дно кинематографа, снимая мало- или среднебюджетные картины в духе тех, что прославили его имя. Благо, запала у этого аристократа-хулигана ещё хватает. А он вместо этого окунает руки в чашу с тальком, покрепче хватается за рукоятку на камере и… наглядно подтверждает, что вытащить кино с крупным бюджетом и выдающейся компьютерной графикой ему по плечу, как Артуру вытащить из камня его магический меч.

Ведь если для кого-то переход в высокобюджетную лигу и сказки - это профессиональная капитуляция, для Ричи - это логичное взросление. Тут можно припомнить "Шерлока Холмса" с Дауни Мл., но в необходимом мне сравнении он проигрывает "Артуру" в верности авторскому стилю. Поверьте, на экране всё та же любимая Ричи английская шпана, разборки между районами, просто в роскошном антураже выдуманного Средневековья и с королевским размахом. Король Артур - кокни. Ну, кому ещё можно простить такую трактовку легенды? Впрочем, как было сказано выше, режиссёр даже не пытается пересказывать известный всему миру английский миф. Он пишет свой собственный, продумывает предысторию, флешбэки, настоящее и даже ближайшее будущее своих героев. И делает это настолько уверено, убедительно и даже нагло, что возникает угроза, что новое поколение зрителей больше поверит ему, чем старым книгам и более классическим киноверсиям легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.

Кстати, пора рассказать о сюжете. «Меч короля Артура» - это история становления героя. Следовательно, ни Круглого стола, ни порочной Гвиневры с белокурым Ланцелотом, ни кровопролитных войн с завоевателями-саксами здесь не будет. Ричи предлагает зрителям пройти по пути будущего короля от трагической потери родителей и детства в лондонском борделе до воздетой на голову короны. А посредине развернутся две непримиримых борьбы: со своим жадным до власти дядей Вортигерном и, разумеется, с самим собой. Вы же не думали, что спецэффекты затмят Гаю Ричи разум настолько, что он снимет плоскую линейную сказочку?

Безусловно, режиссёр пользуется жанром псевдо-исторического фэнтези по полной. Можете не доставать из-за пазухи свои энциклопедии по быту и костюму Британии раннего Средневековья. Как и в ранее упомянутых «Агентах А.Н.К.Л.», Ричи сделал ставку на стиль, а не на реализм. Шуба Артура, пока ещё не короля, способна конкурировать с дублёнкой Ксандора Кейджа. А костюмы пока ещё короля Вортигерна - это haute couture. Исполнитель этой роли, Джуд Лоу, - любимчик многих модельеров, потому что отрабатывает каждую вещь, как профессиональная модель. Жанр сказки, к тому же весьма динамичной сказки, позволяет не вдаваться в реалистичные подробности: откуда берётся еда, одежда, почему так быстро заживают раны и от Камелота до Лондона можно доехать за одну ночь - всё это сильно тормозило бы повествование. А все сомнения, как фирменная динамика Ричи сможет сочетаться с жанром костюмного фэнтези, он отрубает примерно на 10-ой минуте фильма, когда врубает свой стиль на полную мощность и за минуту эффектной нарезки рассказывает целую историю взросления мальчика и превращения его в мужчину. Дальше - в том же духе. В чётком уличном ритме Артур составляет планы, решает дела, разруливает проблемы, раскладывает всё по полочкам падшим рыцарям. И лишь его погружение в мрачный мир своих ночных кошмаров чуть затормаживает действие, чтобы зрители могли перевести дух и снова пуститься в эту разудалую и довольно кровавую для сказочки гонку.

Но меж тем в фильме обнаруживаются сразу несколько слоёв для зрительского понимания и трактовок. Сказка на поверхности, он разворачивает перед публикой очередную очевидную, но весьма уместную аллюзию нацистского режима. Завораживающе-пугающая почти законченная круговая панорама с Джудом Лоу в чёрных одеяниях в центре не оставляет в этом никаких сомнений. Да и строительство башни Волшебства - это привет одному из слухов о Гитлере, о его увлечении сверхъестественным, которым уже не раз пользовались другие режиссёры-фантазёры. Но если в мировой истории один тиран немало способствовал свержению тирании второго, то Гай Ричи предлагает альтернативную цепочку действий. До которой Артуру - тиранчику у себя «на раёне» Лондиниума - предстоит дойти умом и духом.

И можно сколь угодно долго рассматривать и обсуждать физическую оболочку Чарли Ханнема в этом фильме, потому что она безупречна и соответствует мощной быковатости властителя трущоб. Но иногда Ричи берёт крупный план его лица и, поверьте, вот эту борьбу у себя в голове, но без претензий на Оскар, боль, ярость, сомнения и туда же отнесём самодовольную ухмылку легко разглядеть на его лице. Ханнем - безусловная удача проекта. Его молодецкая удаль против изысканной истеричности Джуда Лоу - это дуэт, который сливается воедино в зрительской голове, и кажется, что они весь фильм проводят друг напротив друга, хотя на самом деле их встречи считаны.

Не менее важным мотивом Ричи делает другую прописную истину - короля делает его свита. Он не лепит из Артура супергероя. Да, только представителю рода Пендрагонов под силу совладать с Эскалибуром. Но меткие выстрелы, в том числе словесные, лучника Скользкого Билла в исполнении Эйдана Гиллена, мудрые стратегические советы со стороны сира Бедивера, которого политкорректно сыграл Джимон Хонсу, жертвенные поступки дворовых друзей и магия природы от ученицы Мерлина - тощей француженки Астрид Берже-Фрисбе - это обязательные, безоговорочные элементы его победы. Прежде, чем победить, Артуру нужно сломить свою гордыню и довериться кому-то, кроме себя самого. Прежде, чем победить, всем участникам этой средневековой разборки нужно поверить в Артура и признать в нем лидера.

А для особенно копающихся - приветы из мировой, но преимущественно кельтской мифологии и различных трактовок легенды о короле Артуре, которые удивительным образом сплетаются в единую картину. Однако всё это ничуть не мешает наслаждаться бесперебойным, драматичными и эффектным экшеном. Ричи заставляет работать на триумф своего фирменного стиля и музыку - о ней отдельно, и спецэффекты, и очевидно, что актёры охотно идут за ним, хотя многих в похожих образах мы уже видели.

О музыке действительно стоит сказать отдельно. Композитору Даниэлю Пембертону нужно было не просто придать современное звучание кельтским мотивам. Они, такие узнаваемые благодаря неповторимому строю, лежат в основе каждой мелодии. Но автор поставил задачу куда более амбициозную: озвучить текстуры, запахи. Грязь, пыль, металл, кожа, дерево, камень - это всё можно услышать в его аккордах. Кажется, что этот убойный саундтрек звучит в голове у персонажей, когда они вершат свои дела. Он создаёт вокруг них дополнительный щит и разит, как магический клинок.

Благодаря всему этому, но главное, неизменному стилю Гая Ричи, лента смотрится на одном дыхании. В моём личном рейтинге главных релизов мая «Меч короля Артура» занял первое место. Но если попытаться быть объективной, это мощное, брутальное фэнтези, с ярким авторским почерком, великолепной визуальной составляющей и сработавшимся актёрским составом. Модная сказка, как будто погружённая в века, но точно написанная сегодня, для современной публики. Которая уже не верит в единорогов, но допускает мысль, что где-то на дне озера до сих пор хранится меч, способный сокрушить всё мировое зло.

Оценка TenStars 8 из 10 Отлично