Итальянцы дарят нам много всего прекрасного: вино, пасту и кино с отличным вкусом. В осеннем меню - ужин на шестерых, поданный вегетарианцем Джорджио Амато. Главное блюдо - министр, человек власти. Картина шефа о том, что для многих власть вовсе не цель, а средство. На создание фильма режиссера и автора сценария вдохновил сюжет средневековой баллады, где герой песни соглашается уступить свою невесту королю, чтобы сохранить свое положение.

Жанр комедия

Страна Италия

Режиссер Джорджио Амато

В ролях Джанмарко Тоньяцци, Алессия Барела, Эдоардо Пеше, Ира Фронтен, Джорджио Амато

Премьера в РФ 14 сентября 2017

Франко готовится к очень важному вечеру: в его дом явится сам министр, с которым он должен заключить сделку всей своей жизни. Одержимый мыслями о победе в тендере, герой хочет устроить все по высшему разряду: шикарный ужин, дорогое вино и элитная проститутка. Однако ближе к часу икс схема начинает давать сбой: девушка из эскорт-услуг попадает под машину по вине непутевого брата Микеле, сам Франко теряет собаку, а его жена выходит из себя и хочет уволить прислугу. Еще до появления министра атмосфера в доме становится неспокойной, а после его прихода план братьев Франко и Микеле вовсе оказывается под ударом.

Место действия - одна квартира с картинами на стенах. Шесть человек в роскошных апартаментах: истеричная вегетарианка, танцовщица-философ, служанка-страдалица, брат-дурачок (куда же без персонажа-простака), угрюмый хозяин дома и распутный министр. Все вооружены лишь одним оружием - словами, но не все используют свой потенциал на сто процентов. Амато можно смело похвалить за диалоги, особенно это касается героини Чен - самой загадочной девушки на ужине. Министр - воплощение порока, но больше походит на куклу. Из-за такой карикатурности персонажей комедия вышла классического образца, где герои поступаются своими принципами ради выгоды, а потом получают по заслугам. Это вечная тема для всех сатирических произведений, и использовать её - выигрышная стратегия, ведь зритель любит, когда ему говорят: «Посмотри, какие свиньи. Ты не так уж плох». Получаем катарсис и довольные уходим из кино с мыслью «Я хороший».

Сравнить «Министра» можно с «Резней» Полански, но не поставить в один ряд, конечно. В идеальном образце «квартирного кино» с небольшим пространством и огромными диалогами, переплетающимися друг с другом, действие течет, унося за собой мысли зрителя, и глазу не за что зацепиться, поскольку основное внимание сосредоточено на лицах, мимике и голосах героев. Комната вертится вокруг них, а не они по комнате. Этого эффекта Амато почти что добился. «Почти», потому что, если бы он сфокусировался только на раскрытии персонажей посредством речи и отбросил мясницкую историю с неоправданной жестокостью, картина бы стала глубже и объемней.

Кровавая завязка дает встряску и обещает очень черную комедию, однако большую часть фильма занимают абсурдные ситуации не с трупами, а с живыми людьми, поведение которых - аллегория морального разложения итальянского социума. Об этом прямо говорит героиня Чен, указывая министру на недостатки общества в его стране и сравнивая Италию со странами другими. Кино апеллирует к двум фрейдовским любимчикам - либидо и мортидо, но в конечном итоге побеждает, конечно же, разрушительное начало в героях, которое деструктивно не только для общества, но и оказывается фатальным для них самих. Амато затрагивает все злободневные темы разом, за одним ужином, живо описывающим нашу спорную действительность, где количество жертв уравновешивает количество живущих в счастливом неведении.

Персонажи отличаются не только по своему социальному статусу и характеру, они представляют разные расы, у которых все-таки находятся точки соприкосновения. Таким образом Амато обрисовал политические отношения не только внутри Италии, но и между континентами. Для совершенства «Министру» все же не хватило раскрытия внутреннего мира героев, их бэкграунда и неких фишек, благодаря которым захотелось бы им хоть немного симпатизировать. Здесь они вышли не людьми, а ходячими моделями поведения. Таких не жалко, но и смеяться над ними не хочется. Комедийный эффект замещает горькое осознание несовершенства мира.

Финал вышел неправдоподобным, хотя градус абсурда к последним минутам был уже просто запредельным. «Министра» можно было бы назвать одой греху, но ему не хватило пафоса. Заглянуть в глаза «Министру» советую отправиться тем, кто собирается участвовать в крупных тендерах, и принять кино, как инструкцию под названием «То, чего не нужно делать, чтобы выиграть тендер».

Оценка TenStars 6 из 10