Сколько для вас стоит жизнь? (с)

Телевидение и интернет сделали свое дело, позволив людям стать «богами» своего положения. Когда одни могут выделиться за счет падения других, при этом всё это будет обсуждаться и транслироваться в прямом эфире. В такой системе неизбежно появление своеобразных Робин Гудов, которые будут всеми силами докапываться до правды. Проблема обеих сторон в том, что ни одна из них не учитывает: в любом случае кому-то придется поплатиться. Главное - победить здесь и сейчас, а будущее, да пусть горит оно синим пламенем...

Жанр
триллер, драма
Страна
США
Режиссер
Джоди Фостер
Продюсер
Лара Аламеддин, Джордж Клуни, Дэн Дубицки
В ролях
Джордж Клуни, Джек О’Коннелл, Джулия Робертс, Доминик Уэст, Катрина Балф и др.
Премьера в РФ
2 июня 2016

Телеведущий Ли Гейтс каждый день рассказывает своим зрителям о состоянии рынка ценных бумаг и дает советы, на чем лучше и проще всего заработать. Кайл Бадвелл – один из тех, кто послушался популярного оратора и рискнул. Проиграв, он приходит на шоу, чтобы узнать, почему так произошло. Понимая, что ответов просто так ему никто не даст, он берет с собой пистолет и жилет со взрывчаткой, чтобы все поняли: сегодня у острого на язык ведущего не получится отшутиться.

Бывшей актрисе, а теперь режиссёру Джоди Фостер явно пошла на пользу работа на телевидении. На площадке «Финансового монстра» она чувствует себя комфортно, несмотря на то, что съемочный процесс был непростым. Хотя Фостер утверждает, что для нее самым важным героем был Ли, и это правильно, т.к. его рост по сюжету очевиден, Джоди уделила достаточное время всем персонажам, и это хорошо видно. Каждый на съемочной площадке понимал, что и когда от него требуется. Режиссёру удалось экранизировать очень сложный текст, который не терпел бы ни единой неправильно снятой или фальшиво сыгранной сцены.

Несмотря на то, что в сценаристах не значатся известные люди, их история уже несколько лет греет души продюсеров, которые все это время пытались запустить проект «Финансовый монстр» в работу. Авторам удалось объединить в сценарии сразу несколько сюжетообразующих ходов, твисты тоже хорошо здесь прижились, а главное это то, как увлечённо создатели играют со зрителями. Каждый герой имеет свою историю, неплохие монологи и стержень, позволяющий ему развиваться как личность на глазах у зрителей. Было понятно, что такой сценарий требует под себя конкретных актёров, способных не просто сыграть по написанному, но и вдохнуть в персонажей жизнь.

История несколько раз за фильм меняет скорость, ритм и мотивы. Составные части сюжета не всегда хорошо согласуются между собой. Но Фостер и её команда делают всё, чтобы спрятать швы и сделать переходы из одной сцены в другую максимально незаметными для зрителей. При этом в сюжете нет двойного дна или каких-то других мотивов, которые можно было бы после просмотра обсудить. Он прост, логичен и легко воспринимается, то есть получился такой современный финансовый блокбастер без массы сложно воспринимаемых слов, закрученных и так и не объясняемых до конца мотивов и сцен. Это кардинально отличает «Финансового монстра» от другого фильма на тему мирового кризиса - «Игра на понижение». И делает первого куда более смотрибельным с точки зрения массовой аудитории. Этому немало помогает и актёрский состав - звёзды, любимые обычными зрителями.

После специфического, но классно снятого и сыгранного «Да здравствует Цезарь!» Джордж Клуни решил продолжить дурачиться в кадре, правда прекрасно осознавая, что его герой обязательно переродится по ходу действия. Их дуэт с Джулией Робертс похожа на семейную пару, которая хоть и устала друг от друга, но все равно вместе, понимая что только так смогут перевернуть мир. Ничего не напоминает? Например, трилогию о друзьях Оушена? Впрочем, ни о какой любовной линии в «Финансовом монстре» речи не идёт. Джулия удачно возглавляет второй план, не давая зрителям расслабиться. А молодой Джек О’Коннелл после открыточной работы в «Несломленном» Анджелины Джоли наконец-таки действительно играет, причем в крупном студийном проекте, да еще и в такой важной и ответственной роли.

Джоди Фостер, видимо, смогла разъяснить каждому актеру его образ. Редкий случай, когда в фильме никто не пытается вылезти на первый план и, несмотря на свои возможности, в нужный момент отходит в тень, давая другим партнёрам по площадке отыграть сцену, чтобы ритм и общее движение картины не прервалось. Джанкарло Эспозито подарил доблестным полицейским душевности и эмоциональности, не давая поступить опрометчиво, и, не дай бог, кого-то ранить или убить. Катрина Балф превосходно отыгрывает сторону зла, то есть представителя той самой компании, из которой утекли деньги вкладчиков. Вообще, я давно такого не припомню, но каждый герой здесь играет сюжетообразующую роль. То есть если на экране мелькает чья-то тень, она обязательно в итоге выйдет на свет и авторы успеют пояснить, зачем она была им нужна.

Оператор Мэттью Либатик снимал такие разные картины, как «Реквием по мечте» и «Железный человек», а также «Не пойман - не вор», где, скорее всего, и познакомился с Джоди Фостер. Поэтому расписывать то, как он профессионально справился со съёмками съёмочного павильона (часть действия разворачивается прямо на записи телевизионной программы), я не буду. Композитор Доминик Льюис написал самый тихий и нужный саундтрек первой половины 2016 года. Его музыка лишь подталкивает героев и зрителей к действиям и очевидным выводам после них.

«Финансовый монстр» можно обозначить любимой российским офисом Sony и часто цитируемой фразой «спасибо, что живой». Уж больно впечатляющими были материалы по картине, и складывалось невольное ощущение, что не смогут создатели протащить это качество на протяжении всей картины. С каким же облегчением я выходил из зала после пресс-показа… Когда уже отчетливо понимал, что Джоди Фостер нашла свой жанр, а актеры любой величины с удовольствием играют в её песочнице. Сама же история хоть и шалит со скоростью развития, но дает зрителям все то, ради чего они ходят в кино. Да, сюжет можно назвать прилизанным и предсказуемо простым. Но вовлекшись в эту игру, осознаешь это уже после просмотра. А значит пора признать, что создатели «Финансового монстра» хорошо разыграли эту партию.

Оценка TenStars 8 из 10 Отлично