Когда ты не дышишь и не смотришь, она тебя не тронет (с)

Интересной особенностью фильмов Святослава Подгаевского является то, что в каждом неизменно в качестве героя присутствует жил.площадь. Во «Владении 18» и «Пиковой Даме» большая часть сюжета развивалась в многоэтажках, где проживали герои. То есть режиссер создает в рамках российской действительности устрашающие в своей простоте и обыденности элементы жанра, в которых проживают не только герои, но и зрители этих проектов. Успех этих картин позволил молодому автору в новой работе «Невеста» использовать уже настоящий загородный дом, так и навевающий параллели с викторианскими особняками, где иностранные кинематографисты частенько снимают истории о привидениях и неупокоившихся духах. Подгаевский «Невестой» прошелся по границе иностранных жанровых традиций и русской самобытности. Хотя и умудрился из-за всего этого упустить несколько действительно важных моментов в сценарии и заиграться. Именно эти системные недочёта не дают пока что возможности признать его действительно главным поставщиком страшного российского кино, а не просто человеком, неплохо разбирающимся в жанрах триллера и ужасов.

Жанр
Ужасы, триллер
Страна
Россия
Режиссер
Святослав Подгаевский
Продюсер
Владислав Северцев, Дмитрий Литвинов, Заур Болотаев
В ролях
Виктория Агалакова, Вячеслав Чепурченко, Александра Ребенок, Игорь Хрипунов, Евгений Коряковский и др.
Премьера в РФ
19 января 2017

Молодожены Настя и Иван отправляются в глухую деревню, где в старинном особняке живут родственники жениха. Лиза, сестра Ивана, уговаривает их остаться, чтобы успеть провести старинный свадебный обряд. Настя с радостью соглашается, а вот Иван не в восторге от услышанного, так еще на утро и пропадает. Вскоре девушка приходит к выводу, что зря она так мечтала познакомиться с новоиспеченными родственниками, ведь их правила и ритуалы, за счет которых они существуют, вовсе не так безобидны и очаровательны, как ей казалось по началу.

История о фотографиях, душах и возможно чьей-то невесте, которая захочет вернуть свое, уже зрела где-то в подвалах российского кинематографа. И вопрос стоял лишь в том, кто первый перенесёт её на экран. Режиссер Святослав Погаевский с продюсерами «Пиковой дамы» и «Битвы экстрасенсов» создал микс из давно используемых жанровых американских ходов: привет вам, всевозможные «Звонки», «Астралы» и прочие истории и герои, и соединил их с только зарождающимся направлением хорроров о славянских ритуалах и преданиях.

Начало у фильма многообещающее: зрителям рассказывают легенды, строящиеся вокруг искусства фотографии и негативов, в которых, по поверьям, запираются души усопших. Меня приглашали на съемки вступительных сцен, так что мне было особенно интересно увидеть, как же это все будет смотреться на экране, и я убедился: несмотря на то, что эти кадры пролетели за одно мгновение, необходимый эффект им создать удалось. Они устанавливают первоначальные условия и знакомят зрителей с героями и их проблемами.

Сюжет у картины крайне прост, но даже в нем Подгаевский умудрился понаделать уйму небрежных ляпов. Общение между героями в картине очень прямолинейное, некоторые моменты так и остаются необъясненными, их зрителям приходится додумывать самостоятельно. Вообще, сама идея развивать историю в двух временных периодах для хорроров не нова и обычно всегда срабатывает. В «Невесте» в какой-то момент игра со временем пропадает и сюжет тут же теряет скорость и интригу. Да и огромное желание продюсеров оставить хоть какие-то заделы на возможные продолжения смотрятся слишком топорно, если не сказать нелогично. А хэппи-энды Подгаевского и вовсе навевают скуку, ведь обычно подобные истории заканчиваются сценой, когда главные герои либо умирают, либо попадают под самые финальные титры в безвыходные ситуации.

Виктории Агалаковой и Вячеславу Чепуренко достались классические образы главных героев, от них многое зависит, но они будут во всем разбираться постепенно, как требует того жанр. Виктория прекрасно кричит и бегает, а Вячеслав замечательно тупит и совершает роковые ошибки. Вот кого действительно очень хочется выделить, так это Ладу Чуровскую. Она сыграла в картине сразу несколько образов, в том числе самую зловещую фигуру, которую в картине называют Мать.

Игорь Хрипунов, только что отыгравший в «Дуэлянте», еще более интересен в «Невесте», здесь у него и роль важнее, и больше, и очень уж ему идут образы мятущихся героев. Насмешил Евгений Коряковский, которому очень нравится появляться в крошечных, но как будто важных ролях: в «Диггерах», в «Невесте» и в грядущем «Притяжении». Он нелеп, узнаваем и всегда верно формулирует мнение своих героев о происходящем.

Оператор Иван Бурлаков и его команда использовали на съемках картины все, что только может предложить современная профессиональная техника. И квадракоптеры у них летали, и в движении героев ловили, моими же любимыми эпизодами стали перемещения Насти, героини Виктории Агалаковой, во времени и её сражение с персонажем Лады Чуровской, запертой в могиле. Уж очень нагло и эффектно они были сделаны. Фильм вообще состоит из множества действительно удачных сцен, но слишком уж редко они взаимодействуют друг с другом, не позволяя выстраивать по-настоящему работающую историю. Пугающих или пытающихся это сделать сцен в картине предостаточно, но большинство из возможностей упускают сами создатели: то не вовремя отводя камеру, то сразу перескакивая с одной сцены в другую…

За звуковую и музыкальную составляющую «Невесты» отвечали иностранные композиторы Нильсен и Хансен, именно они чаще всего пугают зрителей в кинозале. Именно из-за них публика постоянно подпрыгивала, и людям постоянно хотелось обернуться и проверить, не стоит ли кто-то за ними.

«Невеста» - очередной шажок наших кинематографистов к зрителям. Они научились использовать и смешивать различные жанры, современные технические возможности и появилось четкое понимание, как это все должно выглядеть и сосуществовать на экране. Все это, конечно, хорошо ровно до того момента, пока герои не совершают ошибки, которых по логике просто не могло бы произойти, а авторы словно закрывают на это глаза. Главное же замечание к проекту одно. Все недостаточно страшно и слишком глупо. Да, движение в нужную сторону чувствуется, но, простите, после просмотра «Невесты» я не буду шарахаться от собственной тени и спокойно засну, и мне не будут всю ночь сниться кошмары. В общем, любителям жанра проходить мимо фильма не советую, а вот остальным зрителям следует все-таки подождать пару лет, чтобы наши кинематографисты научились снимать по-настоящему страшные и достойные внимания публики картины.

P.S. Кстати, у зрителей есть шанс усилить страх перед фильмом: посмотреть его не в обычном кинотеатре, а в он-лайн. Эксклюзивная цифровая премьера фильма будет доступна зрителям онлайн-кинотеатра ivi, сразу после окончания кинопроката.

Оценка TenStars 6 из 10 Нормально