Ежегодно американские киноакадемики отбирают из сотни претендентов лучшие короткие анимационные фильмы прошедшего года. Можно лишь представить, как непросто им было принять окончательное решение в этот раз, ведь в лонг-листе оказались очень разные и по-своему выразительные работы. К счастью, на зрителях не лежит такой ответственности - они могут оценить маленькие шедевры на большом экране и определить своих собственных фаворитов. Любить все работы сразу тоже можно. Ведь, учитывая все достижения современной анимации, конечный результат оказывается ограничен лишь фантазией режиссера.

Минималистичная «Линейная история» (Once Upon a Line) американки Алисьи Джасины - рассказ о повседневном течении жизни, которое нарушается внезапной влюбленностью. Черно-белый графический мир заполняют сочные всплески цвета фуксии – простая и точная метафора. Но гораздо интереснее то, что произойдет, если красочные перемены окажутся мимолетными.

Трогательная лента «Жемчужина» (Pearl, Патрик Осборн, США) визуально напоминает компьютерную игру Sims. Музыкальный роуд-муви пронизан атмосферой простой американской жизни и показывает, что даже с течением лет многие эмоции и воспоминания могут ожить благодаря одной песне. Пожалуй, это единственная короткометражка, в которой ни сюжет, ни анимация не вызывают несомненного восхищения – вариант скорее проходной. Однако это единственный фильм из подборки, который можно оценить в формате VR. И быть может он что-то изменит в вашем восприятии.

В абсолютно авторском стиле выполнена работа канадца Теодора Ашева – экранизация болгарской притчи «Слепая Вайша» (Blind Vaysha). История о девушке, которая левым глазом видит лишь прошлое, а правым – только будущее, напоминает грубоватыми мазками и терракотовыми цветами ожившие эскизы картин Модильяни. Смысл притчи как нельзя актуален для каждого из нас: неумение жить настоящим – недуг, от которого не излечит ни один целитель.

Следует отметить, что тематика преобладающей части мультфильмов этого года выходит далеко за рамки сказочной детской реальности. Что лишний раз подтверждает, что средствами анимации можно эффектно рассказать абсолютно любую историю.

Так, например, работа Роберта Вэлли «Грушевый сидр и сигареты» - самый настоящий нео-нуар, в центре которого рассказ о дружбе двух молодых людей. Текно – склонный к саморазрушению жизнелюбец, твердо убежден, что ничто не способно его убить, и потому не щадит себя. Повествование ведется от лица его товарища, который пытается вытащить друга из лап пагубных привычек и порочных связей. Мрачная атмосфера не мешает «Грушевому сидру» транслировать идеи человечности, взаимоподдержки и дружбы «вопреки».

Еще одна нетривиальная лента – французская короткометражка «Голова исчезает» (The Head Vanishes). Пепельных тонов картинка изображает вокзал и женщину, а точнее её туловище. Героиня собирается отправиться к морю. Осталось лишь забрать забытую в привокзальном кафе голову. За 9 минут автору Франку Диону удается погрузить зрителя в абсолютно сюрреалистичный мир. Но сюрреализм здесь стоит на службе абсолютно четкого и очень трогательного авторского посыла.

Оставшиеся три мультфильма стилистически выполнены средствами стандартной компьютерной анимации, отчего они однако не менее интересны.

“Время взаймы” (Borrowed Time, США) – вестерн об отношениях отца и сына, разворачивающийся под печальные гитарные аккорды оскароносного композитора Густаво Сантаолалья . Немного наивная драма о безвозвратных моментах и непоправимых ошибках – несмотря на некоторые сюжетные шероховатости – выполнена с присущими студии Pixar качеством и душевностью.

Французская «Астерия» (Asteria) - сатирическая работа о космических путешествиях, противостоянии землян и пришельцев и… межгалактическом гольфе.

И, наконец, картина, забравшая главную награду на «Оскаре 2017» – “Песочник” (Piper) – образчик ставшего уже каноническим стиля компании Pixar. Маленькая птичка-песочник живет на берегу океана и пытается преодолеть страх бушующего прибоя, чтобы стать самостоятельным и полноценным членом “птичьего общества”. Здесь есть все, за что мы любим Pixar: анимация, которая выполнена так скрупулёзно, что в моменте напоминает живую съемку, невероятно «очеловеченные» животные персонажи и умилительный добрый сюжет.

Подытоживая обзор, можно сказать, что почти каждая из восьми коротких мультипликационных лент из «оскаровского» сборника этого года заслуживает внимания. А просмотр их единым циклом заставляет лишний раз поразиться многообразию художественных средств, находящихся в арсенале аниматоров и виртуозности их использования в перечисленных картинах.

Оценка TenStars 8 из 10 Отлично