Ну, а как ещё озаглавить рецензию на фильм, где полтора часа все только и делают, что стреляют друг в друга? Ладно, не полтора. Час. «Перестрелка» - пожалуй, самый честный фильм о стрельбе на данный момент. Здесь заканчиваются патроны, перезаряжаются стволы, большинство пуль летит мимо цели, а от ранения в ногу никто не умирает. Даже от двух тоже никто не умирает. Вот если всю обойму разрядить, да не в ногу… Ну, и, конечно, здесь все не прочь поговорить друг с другом. В конце концов надо же ребятам выяснить межнациональные отношения и попытаться договориться с теми, кому ещё в буквальном смысле не вышибли мозги. На кону ни много ни мало чемодан денег. Вот так случайно я и рассказала вам весь сюжет.

Жанр боевик, триллер, криминал

Страна Великобритания, Франция

Режиссер Бен Уитли

Оператор Лори Роуз

Композитор Джофф Барроу, Бен Салисбери

Продюсер Мартин Скорсезе, Рено Антониадес, Майкл С. Констебл, Лиззи Франке

В ролях Энцо Чиленти, Сэм Райли, Майкл Смайли, Бри Ларсон, Киллиан Мёрфи, Арми Хаммер. Шарлто Копли, Бабу Сизей, Ноа Тейлор, Джек Рейнор

Премьера в РФ 27 апреля 2017

На первый взгляд не понятно, почему режиссёр визуально роскошной, но сюжетно мутной антиутопической «Высотки», Бен Уитли, обратился к жанру более «низкому» - комедийному боевику, да ещё и в ретро-стиле. Но непонятно это только той аудитории, которая впервые услышала о Бене Уитли именно благодаря его самой нестандартной киноработе (которую и ту посмотрели ради Тома Хиддлстона). Чёрные криминальные комедии - вот его конёк. А в последние три фильма постановщик заделался исследователем человеческой психологии: собирает в каком-то замкнутом (относительно замкнутом, конечно) пространстве кучку людей и испытывает её на прочность. Практика показала - кучки довольно быстро разваливаются. Поэтому «Перестрелка», по факту, наитипичнейшая картина для Уитли. Закрытый склад - есть, компания вооружённых психов - в сборе, камера, мотор!

Если пытаться разбирать суть конфликта в кадре, надо обратить внимание на актёрский состав картины. Половина участников «Перестрелки» - жители Туманного Альбиона. Вторая половина - преимущественно американское сборище, если не считать Шарлто Копли, которого уже давно можно называть человеком мира. Следите за мыслью? Действие фильма разворачивается в конце 70-х. «Кровавое воскресенье» в Ирландии ещё живо в памяти, как и война во Вьетнаме, но всем уже хочется комфортной жизни. И вот перед зрителями вырастает вполне реалистичная стычка между ирландцами и «всеми остальными», как выразился нейтральный переговорщик в исполнении Арми Хаммера: нелегальная сделка по продаже оружия превращается в демонстрацию силы этого самого оружия.

Но не думайте, что режиссёр будет грузить вас всей этой исторической подоплёкой. Это отличный фундамент, чтобы к нему не придрались не в меру умные критики, которые везде ищут логику, арки и мотивацию. А на деле во всём виновата пара обдолбанных отморозков, которым в принципе нельзя было ни на сделку ехать, ни оружие в руки давать. Такие есть в любой криминальной компании, вспомните фильмы Тарантино и Ричи. Несдержанные, которые трясут у всех перед носом стволом и истошно орут: «Если ты сейчас не заткнёшься, я всажу пулю тебе в голову!» Узнали типаж? "Перестрелка" вся состоит из таких легко узнаваемых образов, которые вылезают наружу из своих костюмчиков, стоит только ситуации выйти из-под контроля. В конце концов за выживание каждый борется по-своему...

Кстати, тех двоих режиссёров я упомянула не зря. Сравнение с их работами, особенно с «Бешеными псами», неизбежно. И оно проходит не в пользу Уитли. Его диалогам не хватает лёгкости и остроумия. И это при том, что весь актёрский состав, кажется, готов на любое безумство, которое им предложит автор. Может, конечно, дело в моей плохой памяти, но даже те фразы, которые в фильме казались мне готовыми цитатами, я сейчас не воспроизведу. Осталось общее впечатление: было смешно, но не до коликов. А вот чтобы за живое какая-то мысль задела - такого не было вовсе. И местами на режиссёра, кажется, накатывала тоска: он затормаживал действие, актёры замирали в своих укрытиях и пытались плакать. В такие моменты было ощущение, что это просто фильм поставили на паузу, чтобы налить себе чайку.

Но, к чести режиссёра, нарастающий уровень трэша он выдержал полностью. Когда в ход пошли монтировки, доски, приклады, огнетушители и другие подручные средства, стало понятно: невредимым из этой переделки - «Перестрелки» не выберется никто. При богатом актёрском составе на некоторых участников стоит обратить особое внимание. И нет, это не Шарлто Копли. После того перфоманс, который он устроил в «Хардкоре», ему ещё долго придётся переплёвывать самого себя. Он стабильно дерзок, нагловат и опасен. Обратить внимание нужно на Майкла Смайли, просто для того, чтобы запомнить имя и лицо актёра, не пропустившего, кажется, ни одного фильма Бена Уитли. Тем более, что его персонаж выглядит здесь одним из самых здравомыслящих. На Бри Ларсон, которая… что она вообще тут делает? Как будто сбежала с площадки «Конг: Остров Черепа» и сменила фотоаппарат на винтовку. И, спасибо за это малобюджетному кинематографу, нашла на этом складе возможность поиграть бровями.

На Киллиана Мёрфи, которого на экране часто видят только фанаты «Острых козырьков», а такие несчастные, как я, у которых нет времени смотреть сериалы, страдают без этого флегматичного ирландца. Он и в этот раз не изменяет излюбленному образу и становится центробежной силой для ирландской группировки в «Перестрелке». И на Арми Хаммера тоже стоит посмотреть. И нет, не потому, что после этого материала будет опубликовано эксклюзивное интервью с ним. А потому что у него действительно удачный и, пожалуй, самый ироничный образ в этом фильме. Стоически, даже пофигистически спокойный. Только в таком состоянии можно одинаково мочить противников и шутки одновременно. А его монолог про масло для бороды в нашей реальности звучит особенно актуально. Актёр уверяет, что это была импровизация, с помощью которой он признавался в любви к собственной бороде. (Её пришлось сбрить сразу после окончания съёмок, чтобы сохранить мир в семье Хаммеров).

Ещё один плюс «Перестрелки» - ретро-стилистика. Но не съёмки, а всего антуража. Как же щегольски смотрятся на экране 70-е. Да, причёски идиотские по большей части, но костюмы… И если раньше я говорила, что «Перестрелка» - это противостояние Ирландии и Америки (ну, ладно, остального мира), то сейчас я скажу, что это пиджаки против курток. Причём в фильме есть роскошный кадр, когда в нём одновременно находятся Мёрфи в куртке и Хаммер в костюме, и в этот момент ты понимаешь, какой сложный выбор тебя ждёт впереди. Ведь всё равно придётся принять чью-то сторону…

Кстати, об интриге. Она в «Перестрелке» есть. И именно она в этом безумии выглядит самой надуманной. Потому что вылезает из-за угла, когда уже все друг в друга хоть по разу, да попали. Но мы же помним, что Уитли думает про логику и мотивацию. Что ж, простим ему этот совершенно невнятный эпизод, который чуточку скорректирует ход событий. «Чуточку» тут ключевое слово.

Я бы хотела написать, что «Перестрелка» - это лихой и невероятно остроумный экшен. Но понимаю, что обману всех. Бен Уитли как будто до сих пор проверяет границы допустимой в своих фильмах дерзости. Или может ещё не отошёл от философской задумчивости «Высотки». Но какой бы ни была причина, до 100% разгула он не дотянул. С другой стороны, девятый фильм Квентина Тарантино ещё ждать и ждать. И «Перестрелка» это ожидание точно скрасит.

Оценка TenStars 7 из 10 Хорошо