Убивайте этих тварей до последнего вздоха (с)

С момента выхода и головокружительного успеха «Челюстей» Стивена Спилберга Голливуд каждый год именно летом выпускает бессчетное количество блокбастеров, направленных, в первую очередь, на потребу молодежи, которая ходит в кино в основном ради полушутливых аттракционов и историй, не требующих включения мозга. Когда сборы из-за однообразия фильмов начали падать, продюсеры призадумались и стали давать шанс иным проектам, не менее дорогим, но более умным. Франшиза «Планета обезьян» легко влилась в этот список и принесла студии 20th Century Fox внушительные кассовые сборы и любовь зрителей. Понятно, что продолжение было неизбежно. Фильмы осознанно обрывались «на самом интересном месте. Этим летом выходит уже третья, завершающая часть франшизы, где обезьяны и люди должны прийти к компромиссу или окончательно уничтожить все надежды одного из видов на будущее.

Жанр
Драма, боевик, экранизация, антиутопия
Страна
США
Режиссер
Мэтт Ривз
Сценарист
Марк Бомбэк, Мэтт Ривз, Рик Джаффа
Оператор
Майкл Серезин
Композитор
Майкл Джаккино
Продюсер
Питер Чернин, Дилан Кларк, Марк Бомбэк
В ролях
Энди Серкис, Вуди Харрельсон, Амайя Миллер, Терри Норати, Тоби Кеббелл др.
Премьера в РФ
13 июля 2017

Люди устраивают кровопролитные бойни в поисках Цезаря, предводителя обезьян, которому долгое время удавалось скрываться. Жестокая расправа над сородичами вынуждает Цезаря покинуть убежище и встать с небольшим отрядом самых преданных и отважных приматов на путь мести – крайней меры, которую вожак обезьян всегда презирал.

Энди Серкису, создающему на экране образ Цезаря вот уже третий фильм подряд, давно пора дать премию Оскар за то, как он отыгрывает персонажей, созданных при помощи технологии захвата движений, в которых легко влюбиться и которым сопереживать куда проще, чем реальным людям. Такое качество работы быстро выработало у зрителей готовность ходить на любые проекты с его участием. Вуди Харрельсон - один из тех голливудских актеров, кто всю свою карьеру сочетает комедийные и драматические образы. В «Войне» ему достался такой современный вариант героя Марлона Брандо из «Апокалипсис сегодня», который верит только своим инстинктам и не готов остановиться, даже понимая, что «бой будет проигран». Невозможно смотреть без умиления на героиню Амайи Миллер - девочки, присоединившейся к приматам. К ней сразу же проникаются симпатией и обезьяны в фильме, и зрители в зале.

Удивительно было обнаружить в «Войне» вроде как убитого в «Революции» Кобу, главного оппонента Цезаря. Тоби Кеббелл, исполнивший эту роль, идет по кинематографу путем Серкиса: не добившись должного успеха, как актер «живой», уже в третьем проекте после «Конга: Остров черепа» и «Варкрафта» отлично справляется с отыгрыванием с технологией захвата движения.

Реалистичные военные действия редко бывают столь красивыми, когда каждый кадр можно смело выставлять в галереях современного искусства. А саундтрек играет с историей: с целью добиться еще больших эмоций звуки то уступают музыке, то, наоборот, при полной тишине кинозал разрывается от криков и шумов, доносящихся с экрана. Единственное, чего не достает, так это Вагнера и «Полета валькирий» в сценах с вертолетами, ведь это уже даже не отсылка к классике, а действительно работающий и давно признанный самостоятельный киноэлемент.

При просмотре проект безжалостно, как люди атакуют убежище обезьян, выбивает из зрителей эмоции, окончательно и бесповоротно. С каждой новой частью «Планеты обезьян» сделать это оказывается все проще и быстрее. Режиссер Мэтт Ривз, как и другие до него, хорошо понимает, что дети и животные – тема беспроигрышная. Этим обычно пользуются Гильермо дель Торо и Тим Бертон в своих «страшных» сказках, когда люди не вызывают никаких эмоций, а вот мутанты и монстры выжимают из зрителей литры слез.

Непроизвольно при просмотре «Войны» рождаются и параллели с «Логаном»: союз шимпанзе Цезаря и человеческой девочки, который создаётся изначально на сопротивлении и ради выживания, выглядит не менее трогательным в одной из определяющих сцен фильма. От «Апокалипсис сегодня» здесь не только главный антагонист, сюжетное сходство, но и мифическая связь с помощью граффити, которые герои обнаруживают по ходу картины. А финал вообще вышел библейских масштабов. Понимая, на какие лавры может претендовать «Война», авторы специально заканчивают историю с помощью набора проверенных классических приемов, на которых и держится Голливуд.

Первая картина, «Восстание планеты обезьян», стала новой отправной точкой для развития довольно старого сюжета. В неё были вложены умеренный бюджет, современные технологии и всегда актуальные темы защиты животных, рассуждения об эволюции и человеческого господства на планете. Картина была восторженно встречена как кинокритиками, так и зрителями, а внушительные сборы смогли дать зеленый свет еще двум частям. Причем создатели с самого начала говорили именно о трилогии, так же, как и Кристофер Нолан с «Темным рыцарем», давая понять, что у них есть четкий план и они знают, когда и как хотят закончить свою историю. «Планета обезьян: Революция» стоила в два раза дороже, рекламная кампания и масштаб происходящего стали намного богаче и размашистее, а публика вновь с восторгом встретила проект, который совсем немного не дошел в прокате до заветной суммы в миллиард долларов.

Третья и финальная часть - это своего рода кинороман, который, продолжая неспешность первых серий, логично завершает историю Цезаря и его народа, а также их отношений с людьми. Фильм стал еще дороже, в нем намного больше экшна, чем в предыдущих частях, но и основная драма стала более субъективной. Авторы даже попытались ввести одного юмористического персонажа, который слишком выбивается из общей канвы, хотя роль свою выполняет и немного снижает общий уровень серьезности происходящего. Больше всего этот герой похож на Бака из мультфильма «Ледниковый период: он так же нелеп и постоянно пытается вставить свои пять копеек в любые разговоры, напоминая зрителям о том, что он не просто «плохая обезьяна», как его назвали люди.

«Планета обезьян: Война» поддерживает общую концепцию умного, провокационного и страшного аттракциона, который давит, ломает и изменяет умы зрителей. Проект, несомненно, ждет успех в прокате, и теперь уже можно спрашивать у создателей, что же они собираются делать со своей франшизой, уверенно приносящей прибыль. Возможно, в ближайшее время мы и не услышим ответа, а проект вновь переживет фазу криогенной заморозки, до тех пор, пока у человечества не возникнут новые проблемы, а технологии не помогут создать очередной шедевры.

Оценка TenStars 8 из 10 Отлично