Смотря новые картины мэтра бытовой драмы Вуди Аллена, я испытываю нечто вроде дежавю: как будто смотрю один длинный сериал с Эммой Стоун в главной роли, а меняются лишь декорации и цвет ее волос. К Вуди у меня особое отношение, продиктованное опытом из моей собственной личной жизни, которая, по иронии судьбы, сама напоминает его фильмы. Такая вот смысловая матрешка.

Иррациональный человек

Иррациональный человек Трейлер и обзоры Иррациональный человек

Жанр
Драма, Детектив
Страна
США
Режиссер
Вуди Аллен
Продюсер
Летти Аронсон, Стивен Тененбаум, Эдвард Уолсон
В ролях
Эмма Стоун, Итэн Филлипс, Хоакин Феникс, Паркер Поузи, Джейми Блэкли, Джо Степлтон, Бригитт Ланди-Пейн, Бетси Айдем, Паула Плам, Nancy Giles
Премьера в РФ
13 августа 2015

Что мы имеем?

Берем Хоакина Феникса, кормим его бургерами, чтобы вырос живот, даем ему в руки фляжечку виски и отправляем баламутить воду в тихий провинциальный городок. Добавляем Эмму Стоун с ее хитрым взглядом и обезоруживающей улыбкой. Получаем роман между преподавателем и студенткой. Однако герой Феникса, пресыщенный жизнью и циничный до мозга костей, утомлен обществом женщин. Он ищет для себя новый живительный источник. И находит его… в замысле об убийстве!

Что касается актеров, я ничего не имею против Эммы Стоун, но сколько можно перебегать с одной съемочной площадки на другую с одним и тем же образом в чемодане? Актрисе, наверное, пока не дают возможности сыграть настоящую большую роль. В «Иррациональном человеке» я уверена, она просто живет, а не играет. Девушка ведет себя так по-человечески, так мило врет и изгаляется, любо дорого смотреть. А зрительницы хихикают, узнавая себя. Феникс тоже, кстати, недалеко ушел от своего образа во «Врожденном пороке», по крайней мере, алкогольно-наркотический флер плотно его окутал. Но ему это к лицу, кроме того, он уже не раз доказывал свою способность перевоплощаться.

Главная задача – не фокусироваться на конкретном фильме Аллена, а понять суть его творчества в целом. Его кино – это как связь на одну ночь. Приятные яркие воспоминания вызывают улыбку, но нутром чувствуешь, что это все фарс, что это не всерьез, и поэтому не пропускаешь его через себя. Вторая особенность: феноменальная способность режиссера к полижанровости, достигшая чуть ли не своего пика. Это драма? Нет. Это комедия? Не вполне. Это детектив? Нет, но криминал есть. Это мелодрама? Любовная линия присутствует, но она не главная. Возникает вопрос: что все-таки главное? На этот вопрос ответить сложно, так же, как и на вопрос «Что главное в жизни?»

Можно понимать это кино, как жизненный урок. Что человек может пережить практически все. Это кино циклично. В отличие от своих соратников, Аллен будто приоткрывает многочисленные двери и дает взглянуть на различные жизненные ситуации со стороны, которые могут быть порой дикими, абсурдными и шокирующими, но не казаться таковыми. Затем он эти двери снова прикрывает, как бы говоря: «Да, ребята, и такое бывает. Все это опыт». Типичное западное мышление.

«Иррациональный человек» покорил меня не только отсылкой к «Преступлению и наказанию» Достоевского (которого, кстати, упоминает Джил), но и схожестью с романом моего любимого Эмиля Золя «Человек-зверь». Хотя «Человек-зверь» - нечто мрачное и монументальное, оно идею несет в себе аналогичную. Живительную силу убийства чувствует человек, сам себя наделивший властью отбирать жизнь у другого человека.

Название фильма подобрано очень точно. Рацио – разум, которого не слушается Эйб, позиционирующий себя, как мыслитель. Эйб олицетворяет интуицию, эмоцию, устремление, мгновенность безумной идеи, одной из тысячи, которые рождаются и вскоре умирают на задворках нашего сознания, задушенные моралью и рациональными доводами.

У Аллена получилось громоздкую и тяжеловесную идею подать на подносе в виде легкого летнего коктейля с «клубничкой», льдом, запахом моря и украшенную бумажным зонтиком. Но факт, что коктейль замешан на крови, остается фактом, пускай и тщательно замаскированным. Это все равно что достать с полки пыльный том «Преступления и наказания» и превратить его в веселенький комикс для подростков, или, того хлеще, в дамский журнал. Свежо. Нагло. Оригинально. Это кино для тихих бунтарей, для тех, кому слово «идея» не кажется пустым звуком.

В заключение могу сказать, что поклонники Аллена хорошо знают, чего можно ожидать от его фильмов. Но на этот раз и они будут удивлены, приятно или неприятно. «Иррациональный человек» мне, пожалуй, понравился намного больше предыдущих его работ.

Оценка TenStars 8 из 10